Многозадачность: за и против
Навык многозадачности от кандидатов в 2023 году компании требовали на 181 % чаще, чем в 2021 году. Такие результаты совместного исследования опубликовали рекрутинговая платформа HeadHunter и компания Robovoice. В этой статье выясняем, что полезнее и выгоднее для школьника: развивать востребованный навык, чтобы пополнить ряды «многостаночников», или вспомнить поговорку «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» и попытаться найти сферу, где многозадачность не понадобится.
Что такое многозадачность
Многозадачность называют ещё мультизадачностью, или мультитаскингом. Все эти термины пришли из мира компьютерных технологий.
Многозадачность операционной системы или среды — свойство параллельно обрабатывать нескольких задач.
Постепенно понятие многозадачности стали использовать, чтобы описать способность человека выполнять несколько дел или изучать несколько тем одновременно.
Существует ли многозадачность на самом деле
Представьте, что подросток смотрит фильм по телевизору. В это время в комнату заглядывает сестра и спрашивает, где айпад. Брат отвечает на вопрос. Кажется, что он проявил многозадачность. На самом деле, нет. Пока подросток слушал вопрос и отвечал на него, он отвлёкся от фильма. Если бы в это время на экране происходило что-то важное, то он не смог бы ответить на вопрос — внимание было бы занято фильмом.
То же самое происходит в учёбе и на работе. Внимание «многозадачных» школьников постоянно переключается с одного процесса на другой: изучили тему, выполнили домашку, поговорили по телефону, проверили почту, ответили на вопрос — ничего из этого никто не делает одновременно. По факту мы просто переключаемся с одной задачи на другую, отложив на время другие.
Изучая феномен многозадачности, учёные исследовали мозг человека во время решения двух задач одновременно с помощью МРТ. Оказалось, что обработка информации происходит не параллельно. Мозг постоянно переключается с одной задачи на другую в префронтальной коре головного мозга. Информация о каждой из задач задерживается в мозгу. Человек возвращается к тому месту, на котором закончил. То есть многозадачность — это быстрое переключение внимания с одного объекта на другой. Такие выводы опубликовали в научном издании общества нейробиологии eNeuro.
Имеет значение и фоновая задачность. Например, мы можем одновременно идти и разговаривать по телефону, потому что ходьба — автоматический процесс, который не требует от нас больших мыслительных усилий. Однако если во время прогулки нам зададут сложную задачу, скорее всего, мы замедлимся, собьёмся с темпа или остановимся.
Как работает мозг школьника при многозадачности
Психолог, исследователь поведенческой экономики, нобелевский лауреат в области экономики Даниэль Канеман в книге «Думай медленно, решай быстро», процесс мышления человека условно делит на две системы.
Система 1 отвечает за автоматические реакции. Например, мы моментально решаем бежать, когда нам грозит опасность, и не особо задумываемся над тем, как держать ложку во время еды. Эта система защищает мозг от перегрузок, но она несовершенна. Она может работать по шаблону, а вот решать комплексные, сложные, новые задачи она не умеет.
Система 2 включается, когда надо решить сложную задачу, серьёзно подумать. Эта система ленива и по пустякам не включается, потому что тратит много ресурсов. Если бы мы постоянно пользовались системой 2, то уставали бы гораздо больше, да и действовали бы медленнее.
Приведём пример. Школьник наводит порядок и слушает аудиокнигу. Оба дела простые и понятные — работает система 1. Но если кошка вдруг разобьёт горшок с цветком, включится система 2: придётся отвлечься от книги и придумать, как убирать осколки и спасать растение. То же самое произойдёт, если в книге случится что-то значимое или герой заговорит на слабо знакомом иностранном языке: школьник перестанет разбираться с вещами и, возможно, даже прослушает сложный для восприятия фрагмент несколько раз.
Олеся Жицкая, педагог, тренер-преподаватель адаптивной физической культуры:
«Часто ученики младших классов пытаются делать уроки под включенный телевизор или под музыку. В такой ситуации дети постоянно отвлекаются, не могут сосредоточиться, допускают много ошибок. В конце концов просто бросают ручку и полностью сосредоточиваются на мультфильме. Так устроена психика младших школьников — они внимательны только там, где им интересно, а в режиме многозадачности быстрее устают и не получают удовлетворения от выполненных заданий, когда видят, сколько ошибок допустили.
Другая ситуация с учениками старших возрастов. Им проще учиться в режиме многозадачности. Старшеклассникам проще удерживать фокус внимания сразу в нескольких активностях. Например, они могут одновременно переписывать текст, разговаривать и слушать музыку. Однако всё равно делают это без фокуса внимания и концентрации. Утомление наступает гораздо быстрее, расфокусировка вызывает перенапряжение нервной системы ребёнка».
У Канемана есть и другие важные выводы, которые нужны для понимания мультизадачности:
-
Ресурсы внимания распределяются гибко, это даёт нам возможность переключаться между задачами.
-
Скорость переключения зависит от количества и сложности дел.
-
Задачи начинают конкурировать за внимание, если возникают параллельно, а не последовательно. Несложные задачи можно выполнять параллельно, а вот сложные — нет, поскольку это быстро истощает ресурсы.
-
Решение сложных задач требует включения всех ресурсов внимания. В это время даже несложное задание снизит эффективность и приведёт к ошибкам.
Какие есть плюсы и минусы у многозадачности в обучении
Феномен многозадачности не до конца изучен. Однозначных выводов о положительном или отрицательном влиянии многозадачности нет. Однако поделимся ключевыми доводами за и против этой позиции.
Недостатки многозадачности
Бизнес-консультант Дэйв Креншоу в книге «Миф о многозадачности» подводит читателей к выводу, что делать несколько дел одновременно вредно, поскольку теряется эффективность.
В качестве доказательства Дейв предлагает провести эксперимент.
-
Запоминаем фразу «многозадачность хуже лжи».
-
Пишем её по буквам и под каждой буквой ставим цифру по порядку. То есть пишем «м» и ставим под ней единицу. Дальше пишем «н» и под ней ставим двойку и так далее.
-
Замеряем секундомером, сколько ушло времени на выполнение задания.
-
Затем пишем эту же фразу, а уже потом нумеруем буквы.
-
Замеряем, сколько ушло времени.
На подписывание каждой цифры под каждой буквой обычно уходит около минуты. А на подписание всех цифр под всей фразой — примерно 20 секунд. Так же и в учёбе: когда мы переключаемся между разными задачами, происходит то же самое — мы тратим больше времени на выполнение, чаще ошибаемся, больше устаём.
Эффективность многозадачности в обучении тоже вызывает вопросы. Даниэль Канеман считает внимание ограниченным ресурсом. Если ребёнок во время обучения выполняет несколько задач разом, внимание распределяется. Ресурс расходуется быстрее, и качество выполнения задач ухудшается. То есть делать уроки с включённым телевизором не стоит.
Валентина Третьякова, учитель биологии и географии:
«Большинство исследований о влиянии многозадачности на учёбу говорит об отрицательном влиянии: увеличивается количество ошибок, снижается степень понимания предмета и увеличивается время на выполнение заданий.
Школьники, которые часто выполняют несколько задач одновременно во время урока, получают более низкий средний балл. То же самое и при выполнении домашних заданий — многозадачность увеличивает затрачиваемое на это время, способствуя развитию неэффективных привычек в учёбе.
Кроме того, спонтанная, а не упорядоченная многозадачность школьников в большинстве случаев приводит не к развитию навыка переключения внимания, а к неспособности глубоко сконцентрироваться на задаче. Школьники не могут качественно обрабатывать несколько потоков информации, а обучение в любом виде требует высокой концентрации внимания именно на информационном потоке со стороны учебного источника. Это снижает вероятность понимать школьный предмет и увеличивает время выполнения задания».
Преимущества многозадачности
Работа и учёба в режиме многозадачности — это не блажь, а must have требование. Каждому сегодня приходится заниматься основными делами и оставаться на связи — отвечать на сообщения и звонки. К тому же многозадачность спасёт от рутины и скуки. Можно делать то, что не приносит удовольствия, и развлекать себя. Например, занимаясь на тренажёре, смотреть кино или слушать подкасты.
Олеся Жицкая, педагог, тренер-преподаватель адаптивной физической культуры:
«По моему опыту, совмещение лёгкой физической активности с умственной деятельностью даёт прекрасные результаты. Например, прогулка и повторение таблицы умножения, уборка и пение песен. Как тренер и преподаватель адаптивной физической культуры, я рекомендую детям при выполнении домашних занятий по устным предметам делать несложные упражнения на стопы: прокат ортопедического шарика и вращения стопами. Такие упражнения стимулируют умственную деятельность».
Психологи Стэнфордского университета провели эксперимент, который помогает изучить влияние многозадачности на подростков. Детей разделили на две категории:
-
«тяжёлые многозадачники» — те, кто использовал несколько гаджетов одновременно и занимался разными медиаактивностями;
-
«лёгкие многозадачники» — те, кто редко использовал несколько медиа одновременно.
Подростков из этих групп сравнивали по активности мозга, характеристикам внимания, памяти, когнитивному контролю, успешности выполнения задач.
Европейские и американские институты проводили исследования по методике Стэнфордского университета и выяснили удивительные особенности.
Преимущества «тяжёлых многозадачников»:
-
увеличен объём внимания;
-
способны быстро переключаться;
-
развита мультисенсорная интеграция, то есть они быстро сопоставляют информацию от разных органов чувств.
При этом у «тяжёлых многозадачников» обнаружили и недостатки: такие подростки легко отвлекаются от выполнения задачи, у них снижены устойчивость, концентрация внимания и способность удерживать в памяти оперативную информацию.
У «лёгких многозадачников» тоже выявили преимущества. Они способны долго концентрироваться на одной задаче и всесторонне её анализировать. Но на это уходит много времени.
Получается, тот, кто умеет делать много дел одновременно, эффективен, когда есть дефицит времени, а глубина проработки вопроса не важна. А однозадачные люди эффективны, когда требуется детальная проработка проблемы. Впрочем, пока это всего лишь теория. Учёные из Нидерландов обобщили работы коллег из разных стран и пришли к выводу, что данных недостаточно, чтобы сделать однозначные выводы о влиянии многозадачности на детей.
Учить детей многозадачности или нет
Многозадачность — совместная работа памяти и внимания. Обе эти когнитивные функции тренируются. Но стоит ли это делать — зависит от особенностей и возраста ребёнка.
Валентина Третьякова, учитель биологии и географии:
«Многозадачность положительно влияет на процесс обучения детей, у которых большой объём рабочей памяти. Её развитие в соответствии с возрастом будет позитивно сказываться на способности к многозадачности. В младшем возрасте многозадачность, скорее, будет негативно влиять на процесс обучения. Подростки овладевают инструментами тайм-менеджмента, автоматизируют часть процессов, и им проще решать несколько задач одновременно. Однако не те задачи, которые требуют высокой концентрации».
В целом выбор, учить ли ребёнка многозадачности или нет, это обобщение. Есть задачи, которые можно совмещать, а есть те, которые выполнять одновременно бесполезно.
Ульяна Тимошенко, детский и семейный психолог:
«Важно рассказать ребёнку, какие действия можно сочетать, а какие нет. Многозадачность полезна, если одно действие ребёнок выполняет на уровне автоматизма, а второе ему тоже знакомо. Если одно из этих действий он делает первый раз, то многозадачность будет мешать процессу. Например, утреннюю зарядку и аудиорассказ совмещать можно, а выполнение домашних заданий и телевизор — нельзя. Чаще всего процесс обучения связан именно с изучением чего-то нового, поэтому обучение требует фокусировки, а не многозадачности.
Отсутствие навыков фокусировки — проблема у современных детей, которые привыкли очень быстро получать информацию. Важно обучать ребёнка концентрироваться на учёбе, умению расставлять приоритеты и тайм-менеджменту. Тогда школьнику будет легче качественно выполнять большое количество задач. Фокусировка позволит тренировать усидчивость ребёнка и его навык выполнения сложных задач. Также ребёнку важно научиться выделять главное. Тайм-менеджмент научит правильно распределять своё время и планировать. Это разовьёт навыки, которые важны не только в школе, но и во взрослой жизни».
Мозг ребёнка пластичен, то есть в нём образуются новые нейронные связи. Пользуясь этим, стоит развивать не умение заниматься несколькими делам одновременно, а гибкость в выполнении задач:
-
планировать;
-
избирательно уделять внимание главному;
-
действовать в зависимости от ситуации и контекста;
-
защищаться от информационной перегрузки;
-
экономить ограниченные когнитивные ресурсы. Например, меньше концентрироваться и больше распределять внимание, когда это возможно.
Как развивать многозадачность
Современная учёба и темп жизни постепенно сами подбрасывают и усложняют практические упражнения для развития многозадачности. И всё же подростку будет проще, если уделить время тренировке этого навыка. Собрали полезные игровые упражнения, которые развивают навыки мультитаскинга.
Включаем оба полушария
Пишем правой и левой рукой одно и то же слево. Можно начать с букв. Дальше пишем отдельные слова, а потом предложения. Так включим оба полушария, потренируем многозадачность и заодно научимся простому фокусу. Потом можно предлагать повторить это друзьям: у нетренировавшихся с первого раза вряд ли получится.
Рассказываем песни во время рутины
Учим стихотворения и рассказываем их, пока моем посуду или наводим порядок. Если стихи слишком раздражают, можно выучить фрагмент любимой книги или текст песни. Кроме многозадачности так пополним знания и сможем при случае блеснуть эрудицией.
Вспоминаем истории, собирая пазлы
Собираем более-менее знакомый пазл или конструктор и параллельно пересказываем сюжет книги, которую недавно прочли. Главное условие — не останавливаться: то есть продолжать рассказывать историю и собирать пазл. Желательно, чтобы историю кто-то слушал и задавал уточняющие вопросы.
Расстраиваемся
То есть растраиваемся: выполняем три задачи одновременно. Садимся на стул, кресло или кровать. Левой рукой изображаем игру на пианино. Правой — как будто бы красим стену. И при этом одной из ног описываем окружность. Когда получается, усложняем упражнение: добавляем вторую ногу: сгибаем и разгибаем её. Будущим барабанщикам такое упражнение особенно пригодится. Ведь кроме многозадачности оно развивает координацию движений.
Получается, что спешить с развитием многозадачности не стоит. Но со средней школы важно её развивать. Всё-таки однозадачность остаётся в прошлом. Вероятно, через несколько поколений поговорки станут другими и двух зайцев всё-таки поймают.