Топ нейросетей для учёбы и жизни: не только ChatGPT
Помочь с уроками, объяснить непонятное, поддержать, развлечь, пока никого нет дома, — уже не обязательно это задачи родителей. Можно даже не делегировать их няням или бабушкам. С такими запросами достойно справляются нейросети. В этой статье показываем, как использовать искусственный интеллект и какие минусы при этом важно учесть.
Зачем нейросети школьникам
Дети как амбассадоры технологических новинок обычно первыми в семье проявляют интерес к искусственному интеллекту. С одной стороны, для родителей это очередной повод для беспокойства. С другой — нейросети полезны, если грамотно ими пользоваться.
Отвечают на вопросы
Нейросети быстро находят информацию, решают задачи, помогают изучать новые темы. При этом школьник экономит время и избегает риска попасть на сайт с неприемлемой рекламой, ведь ИИ формулирует готовый ответ с помощью доступных источников и выдаёт его пользователю напрямую.
Развивают коммуникативные навыки
Машинные модели умеют шутить. Многие приложения на базе искусственного интеллекта адаптируют манеру общения под возраст пользователя. Другие могут отвечать в стиле ролевой модели, которую задаёт школьник. Например, сверстника, родственников, учителя, учёного, рок-звезды, любимого персонажа книги или фильма.
Тренируют усидчивость
Нейросети не всегда с первого раза правильного понимают вопросы, их нужно обучать. И это неочевидное преимущество. Пользователю приходится снова формулировать задачу или уточнять, что именно ИИ сделал неправильно. Формирование таких повторных запросов прививает усидчивость. Школьник учится понятно излагать свои потребности.
«Психолог на минималках»
Нейросети могут поддерживать школьника психологически или в его творческом порыве. А также развеселить, когда скучно. Им можно описать любую проблему, попросить совета, как поступить. То есть ИИ может быть ещё и другом или психологом, по крайней мере в некоторых ситуациях.
Какие нейросети полезны для учёбы
В нашей подборке тестируем популярные по отзывам нейросети. Выбрали такие, которые полезны для учёбы. Из них отобрали бесплатные и те, у которых есть бесплатная версия, а платную можно найти по тарифу до 1000 рублей в месяц.
Imarena.AI
Цена: бесплатно
На этой платформе нейросети бьются за выбор пользователя. Можно генерировать изображения, сёрфить информацию, дополнять сочинения. Imarena выдаст два варианта и попросит выбрать понравившийся, присудить ничью или ответить, что оба варианта не годятся.
Ольга Акимова, доцент Высшей школы бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова:
«Для первого опыта с нейросетями рекомендую платформу lmarena.ai. На сайте можно бесплатно работать с любой зарубежной нейросетью, например ChatGPT, Gemini, Claude, Dall-E 3 — всего более 80 моделей. Для выбора нейросети надо зайти во вкладку Arena (side-by-side).
Ответ на запрос обрабатывается сразу двумя нейросетями. То есть вы можете сравнить качество их ответов, выбрать тот, который вам больше подходит. С точки зрения преподавателя, преимущество здесь в том, что дети читают оба варианта при выборе. То есть подключают когнитивную деятельность, а не бездумно копируют текст.
Платформа работает с любыми видами запросов. В том числе поможет понять, что именно делал дядя Евгения Онегина, когда “в окно смотрел и мух давил”. А также объяснит правила, подберёт примеры для сочинений, проектных работ».
ChatGPT отвечает на вопросы, тренирует языки, планирует день
Цена: бесплатно (расширенные функции платные)
Эту нейросеть часто используют как виртуального помощника для учёбы. Ей задают вопросы по школьным предметам, получают рекомендации к чтению, а также используют для тренировки при изучении иностранных языков. ChatGPT предлагает креативные идеи, помогает с организацией учебного процесса. В том числе создаёт по запросу расписание на день с учётом школьных занятий, репетиторов, увлечений. Может сгенерировать поздравление одноклассникам, учителям.
Кирилл Пшинник, сооснователь и CEO онлайн-курсов no-code разработки:
«Пожалуй, на начало 2025 года наиболее совершенной нейросетью остаётся ChatGPT от компании OpenAI. Эта нейросеть решает даже олимпиадные задачи по математике, может переводить тексты на 50+ языков мира, строить прогнозы на сложные исторические темы.
Единственный минус — чтобы пользоваться всеми возможностями ChatGPT, нужно купить платный доступ. А сделать это непросто: либо через помощников в социальных сетях, либо с карты иностранного банка. Решить проблему оплаты также можно, настроив чат-боты с ИИ, которые объединяют в себе сразу несколько нейросетей».
MathGPT решает задачи и объясняет гипотезы
Цена: бесплатно (безлимит платный)
Эта нейросеть решает задачи по математике, алгебре, геометрии, физике. Можно набрать условия математической задачи в чате, отправить фотографию или скриншот. MathGPT подробно распишет ход решения, объяснив каждое действие. Недавно создатели внедрили функцию видеообъяснений, но пока она неактивна. Зато MathGPT может предложить практические задачи по той же теме. С такой нейросетью логарифмы, интегралы, степени уже не страшны.
MathGPT объясняет даже так называемые «открытые (нерешённые) математические проблемы» — гипотезы, за доказательство которых некоторые фонды готовы выплатить вознаграждение. При этом нейросеть честно признаёт, что она не предоставила решение, а только объяснила принцип.
Gamma AI создаёт стильные презентации для докладов
Цена: 400 бесплатных кредитов.
Эта нейросеть для обучения — удобный оптимизатор времени. Она быстро создаёт яркие презентации. В Gamma AI можно загрузить файл с текстом выступления, вставить краткий план или готовую презентацию. Gamma AI разбивает текст по слайдам, дополняет его виртуально созданными картинками. Затем при желании школьник может отредактировать работу ИИ в редакторе PowerPoint. На скриншотах выше мы показали, как нейросеть преобразила скучно оформленную и слабо структурированную презентацию, на примере одного слайда.
Кирилл Пшинник:
«Gamma AI — это конструктор, который с помощью ИИ создаёт стильные презентации. В бесплатном доступе можно сгенерировать до 10 слайдов, конвертировать их в PowerPoint или PDF. Полезны также опции командной работы с другими учениками, поддержка анимированных картинок и GIF-файлов. Больше опций в расширенной платной версии».
Удобная функция этой нейросети — редактор подсказок. Gamma AI может генерировать и сжимать «полотна» текста. Школьнику остаётся задать аудиторию, тон и количество текста на одном слайде.
Yippity закрепляет знания перед контрольными
Цена: 3 бесплатных теста в месяц
Перед контрольной работой или итоговым тестом особенно интересно, какие теоретические задания предложит учитель. Подготовиться на отлично и предугадать вопросы помогает нейросеть Yippity. Школьники вставляют в диалоговое окно текст раздела или параграфа из учебника либо URL-адрес онлайн-пособия. И нейросеть составляет на его основе тест с вариантами ответов. Так проще подготовиться к контрольной, закрепить знания и меньше переживать. Другой полезный способ использовать Yippity — готовиться к пересказам по литературе.
Perplexity находит ответы, решает задачи с указанием источников
Цена: бесплатно (расширенный доступ платный)
Эта нейросеть в ответе на вопрос или задачу выдаёт сразу и источники, на которых строится ответ. Так можно не только проверить данные, но и найти дополнительные видео, статьи и фотографии по теме. Это отличает Perplexity от ChatGPT. В остальном они похожи: расширяют кругозор, помогают готовиться к важным тестам, решать задачи, узнавать новое обо всём на свете.
Филипп Щербанич, IT-эксперт, backend-разработчик:
«Изначально разработчики позиционировали Perplexity AI как бесплатную открытую альтернативу ChatGPT. Однако теперь ChatGPT тоже можно использовать бесплатно, включая функцию поиска в интернете.
Для школьников этот инструмент — дельный помощник при написании рефератов, докладов и сочинений. Кроме того, его можно использовать как удобный поисковик и анализатор учебных материалов. Он может подготовить домашнее задание за несколько секунд — но так делать не рекомендую! Иначе смысл учёбы теряется, вы ничего не запомните.
Бесплатная версия Perplexity AI доступна без регистрации. PRO-версия предлагает расширенные функции: увеличенные лимиты на поиск информации, выбор между языковыми моделями для обработки данных и дополнительную техническую поддержку».
Character AI помогает придумать идеи, тренирует иностранный язык, планирует поездки
Цена: бесплатно (дополнительные функции платные)
Эта нейросеть предлагает интерактивных помощников для учёбы. Character AI отвечает на вопросы, объясняет сложные темы, помогает в подготовке к занятиям. Чат-боты здесь можно создавать на основе образов реальных людей или выдуманных персонажей.
Можно создать своего помощника под конкретные задачи, а также выбрать ассистента среди готовых. Например, с HyperGlot получится выучить иностранный язык. С «Творческим помощником» — написать рассказ. С «Планировщиком поездок» — узнать больше о странах. А с «Мозговым штурмовиком» — придумать тему для проекта, сценарий школьного праздника или онлайн-вечера с одноклассниками.
С какими проблемами сталкиваются родители и педагоги
Хотя нейросети значительно упрощают процесс обучения для школьника, они всё ещё учатся сами. Поэтому не лишены недостатков.
Школьники меньше думают своей головой
Дети могут слишком пристраститься к ИИ, лениться выполнять домашку самостоятельно. А если просто копировать или переписывать решения, интерес к учёбе может угаснуть.
Филипп Щербанич:
«Главная проблема с нейросетями — это снижение самостоятельности. Мало кто устоит перед соблазном воспользоваться ИИ-ассистентом, который выполнит домашнее задание и объяснит, как именно оно было сделано. В итоге у школьника могут возникнуть проблемы с критическим мышлением, навыками самостоятельного поиска информации и решения задач, даже самых простых».
Некоторые слишком заигрываются в «Матрицу»
Постоянное общение с нейросетью может создать в детском сознании иллюзию: виртуальные друзья и цифровая жизнь интереснее обычной. Из-за этого ребёнок может замкнуться в себе, сократить общение с друзьями и родными.
Дети и подростки слишком откровенны с ИИ
Школьники делятся с нейросетями личной информацией и раскрывают конфиденциальные детали, которые взрослые предпочитают не разглашать. Нет гарантий, что эти сведения не попадут позже в руки злоумышленников. Особенно если нейросеть бесплатная и никакого пользовательского соглашения с её разработчиками дети не заключали.
Нейросети тоже ошибаются
Школьникам может казаться, что ответы нейросети авторитетнее аксиом из учебников, лекций учителей, дистанционных курсов. Однако с помощью искусственного интеллекта разработчики могут искажать исторические факты или представлять необъективный взгляд на проблему. Это создаёт условия для манипуляций детским сознанием. Однако не больше, чем на любом ресурсе в интернете.
Филипп Щербанич:
«Нейросети могут врать и искажать информацию. Велик риск, что дети примут эти ошибки за реальные факты. Ведь языковые модели на самом деле не “думают”. Их задача — предсказать последовательность слов на основе диалога с пользователем и данных, на которых обучили эту модель. Для нейросети нет разницы между правдой и вымыслом. И это может быть опасным».
Кроме того, возможны непреднамеренные ошибки, баги. Особенно когда нейросети берутся писать сочинения.
Ирина Воронцова, кандидат педагогических наук, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок»:
«Нередко ответы, сгенерированные при помощи нейросети, бывают недостоверными. Например, в домашних работах по литературе нейросети допускают фактические ошибки, которые говорят о том, что ученик не знает текста произведения. Например, вот ошибки в сочинении нейросети по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка” для 8-го класса:
Или вот ещё пример с ошибками в фактуре из ответа на вопрос по повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет” (11-й класс):
Часто нейросеть неверно приводит цитаты, искажая их до неузнаваемости. Также может выдать несуществующие вовсе отрывки из произведений. К примеру, вот какую несуществующую цитату ИИ приводит в ответ на вопрос по стихотворению А. С. Пушкина “К Чаадаеву”:
А вот пример несуществующего произведения в домашней работе по литературе, которую ученик писал по подсказкам нейросети:
Кроме того, указаны недостоверные сведения о писателе. В домашних заданиях по литературе всё это приравнивается к фактическим ошибкам, которые приводят к снижению оценки за работу. Искажение недопустимо.
На мой взгляд, прибегая к помощи нейросети при выполнении домашних заданий по литературе, ученики лишают себя возможности мыслить, рассуждать самостоятельно, анализировать произведения, развивать речь, мышление.
Поэтому считаю, что именно при выполнении домашних работ по литературе нейросеть — не лучший помощник».
Использовать нейросети для сочинений без переработки — действительно плохая идея. Мы уже рассказывали, как доработать сочинение ИИ, чтобы получить за него пятёрку. Если не вносить правки, в тексте останутся ошибки и учитель поймёт, что вы писали его не сами.
Не все готовы к учёбе с нейросетями
У нейросетей ещё много противников среди родителей и учителей традиционных школ.
Кирилл Пшинник:
«Многие всё ещё не готовы воспринимать нейросети как удобный инструмент. Остались те, кто считает их оружием против человека, инструментом для манипуляции. Или просто бесполезной игрушкой, которая атрофирует детский мозг.
Однако ИИ полезен: экономит время, нервы и деньги. Нейросети ускоряют возможности человеческого потенциала. Мы уделяем больше времени стратегическим и философским вопросам, освобождаем себя от стресса при рутинных задачах, черпаем полезные факты в сжатой структурированной форме из разных источников. Почему же тогда наши дети не могут почувствовать то же самое? Их мозг тоже заинтересован воспринимать увлекательную, полезную, структурную, подкреплённую вескими доводами информацию».
Современные школы уже цифровизированы. Искусственный интеллект в них — помощник, с которым учат работать. Например, наша школа запустила курс, который учит пользоваться десятью самыми необходимыми для учёбы и жизни нейросетями.
Будущее нейросетей в образовании
Скорее всего, педагогам предстоит сделать искусственный интеллект образовательной практикой. Ученики, студенты, родители, онлайн-школы и государственные вузы с каждым годом всё больше используют нейросети.
Филипп Щербанич:
«Нейросети уже являются частью жизни школьников. Эта тенденция будет только усиливаться. В будущем ИИ-инструменты превратятся в круглосуточных помощников для персонализированного обучения, доступных даже без интернета на мобильных устройствах. Проверка домашних заданий, тестов и другие рутинные задачи будут автоматизированы. Это освободит время учителей.
ИИ — это не только про языковые модели. Например, видео- и аудиомодели смогут повысить безопасность в образовательных учреждениях, анализируя происходящее в реальном времени. Благодаря этому можно будет оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации и предотвращать угрозы, защищая учеников».
В будущем в нейросетях станет больше мультимедийности и персонализации. Они будут отправлять ответы в видео- и аудиоформатах, а также адаптировать стиль общения и объяснения не только под конкретный возраст и интересы, но и под черты характера, настроение и темперамент пользователя.
При этом стоит помнить слова содиректора Стэнфордского института искусственного интеллекта Фэй-Фэй Ли: «Искусственный интеллект не замена человеческого интеллекта. Это инструмент для усиления творчества и изобретательности». В образовании он оптимизирует рутинные процессы, помогает сделать учёбу интерактивной. Однако основу знаний закладывают педагоги и родители.
Кирилл Пшинник:
«Я надеюсь, что в России, благодаря запуску проекта “Урок Цифры”, созданию научно-популярных фильмов об искусственном интеллекте и нейросетях, в школах постепенно начнут вводить обучение разработке ИИ-ассистентов, созданию презентаций, докладов, визуальных изображений с применением хотя бы российских языковых моделей, которые уже могут конкурировать с западными аналогами.
Хочется верить, что в ближайшее время на уроках информатики детей будут учить создавать код с помощью зерокод-решений на базе ИИ, делать сайты-визитки и портфолио достижений с помощью нейросетей и нейросервисов.
Сбудутся ли эти надежды, зависит от педагогов учебных заведений. А именно от того, как быстро они разглядят потенциал и перспективы использования нейросетей в своей работе и будущих профессиях выпускников. И напоминаю: если в 2025 году вы не используете нейросети — это точно пора менять».
Просто знать о существовании нейросетей уже недостаточно. И поверхностно использовать, общаясь с ними, как с человеком, — тоже. Продвинутые возможности ИИ мы раскрываем на курсе «Нейросети для учёбы и жизни». Всего за 3 месяца вы освоите самые полезные сервисы, научитесь избегать ошибок в работе с нейросетями и создадите свою первую игру. Откладывать изучение рискованно. Нейросети — уже не будущее, а настоящее. И чем дольше вы медлите, тем существеннее рискуете отстать от сверстников.