Буллинг в школе: как реагировать родителям
![Буллинг в школе: как реагировать родителям](/assets_hs/images/assets/articles/article_bulling_cover.jpg)
Буллинг — это травля. Этот процесс можно сравнить со злокачественной опухолью. Раковые клетки поселяются в одном органе, а потом захватывают весь организм, нарушают работу всех систем. С травлей то же самое. Она начинается как конфликт двух человек, но постепенно затрагивает весь коллектив: детей, учителей и родителей.
Буллинг нарушает взаимосвязи между людьми, и это вредит учебному процессу. Во время травли травму из-за психологического давления получают даже школьники, которые не поддерживают буллинг и сохраняют видимость нейтралитета. А жертва и вовсе может дойти до суицида, если вовремя не принять меры.
Анна Макарчук, кандидат психологических наук, директор Федерального научно-методического центра толерантности и эксперт всероссийского антибуллингового проекта «Каждый важен»:
«Травля — это болезнь всего коллектива, той среды, которая допускает агрессию из-за отсутствия ценностей бесконфликтного общения, уважения к личности, умения договариваться и реализовывать свои потребности экологично. Даже если из класса удалить агрессора или жертву, класс не станет здоровым».
![]()
В этой статье мы обсуждаем с психологами буллинг в школе: мягкие, жёсткие и бесполезные реакции при разных сценариях.
Что такое буллинг
Буллинг — это систематическая коллективная агрессия против одного человека. Причём агрессия необязательно физическая. Чаще встречается именно психологическое насилие, и оно бывает гораздо опаснее.
Ирина Золотова, детский продюсер и детский психолог:
«Буллинг — это крайне опасное явление для психики ребёнка. Постоянные издевательства, насмешки, унижения и запугивания, характерные для буллинга, могут привести к снижению самооценки, чувства безопасности и уверенности в себе у пострадавшего ребёнка. Травля вызывает длительный стресс. А вместе с ним тревогу, депрессию, социальную изоляцию, а также снижение успеваемости в школе. Иногда буллинг может привести к развитию психических расстройств и даже к суицидальным мыслям».
![]()
Чем травля отличается от обычного конфликта
Буллинг на первый взгляд кажется похожим на привычный конфликт, но на самом деле они отличаются.
Чем отличается обычный конфликт от буллинга
Параметр |
Конфликт |
Буллинг |
Продолжительность |
Разовый или краткосрочный |
Продолжительный |
Наличие цели |
Есть: отстоять интересы, получить желаемое, защитить слабого |
Нет, агрессору важен сам процесс буллинга |
Свидетели |
Не всегда |
Всегда |
Равенство сил жертвы и агрессора |
Примерно равны |
Неравны, агрессоров больше, и они сильнее |
А теперь давайте закрепим разницу на конкретных примерах. Обсудим три ситуации, которые похожи на буллинг. Все они опасные и неприятные, но не каждая из них травля.
- Кейс 1. Разовая драка
Ваня взял у Пети без спроса тетрадь, чтобы списать домашнюю работу. Петя возмутился и обозвал Ваню. Завязалась драка, из которой оба унесли домой синяки и ссадины. Весь следующий день Петя и Ваня обижались друг на друга и не разговаривали. А ещё через день помирились и стали общаться, как раньше.
Ситуация в примере не буллинг, потому что у конфликта была конкретная причина и он быстро закончился.
Анна Макарчук, кандидат психологических наук, директор Федерального научно-методического центра толерантности и эксперт всероссийского антибуллингового проекта «Каждый важен»:
«В конфликте силы равны. Даже если одна сторона чувствует, что вторая в чём-то сильнее, то сохраняет возможность найти поддержку и защитить свои интересы. Если же один ребёнок не может дать отпор второму (или целому классу), то мы имеем дело с травлей».
- Кейс 2. Эпизодическое нападение
Старшеклассник Кирилл отобрал у второклассника Егора деньги. Кирилл подождал Егора за школьными воротами вне досягаемости камер, оттеснил в кусты и потребовал деньги, угрожая расправой. Второклассник побоялся рассказать о нападении родителям — соврал, что потерял деньги. Больше Кирилл и Егор не виделись.
Эту ситуацию тоже нельзя назвать буллингом, потому что здесь нет системности. Кирилл отобрал деньги в одиночку, однократно и тайком. И ещё важно, что у старшеклассника была цель — отнять деньги. А для буллера важна не цель, а процесс.
- Кейс 3. Заговор против одноклассницы
Кате не нравится одноклассница Маша, поэтому она подговорила знакомых портить Маше жизнь. Катя создала публичный телеграм-канал, где одноклассники критикуют внешность, поведение, увлечения и семью Маши. И повторяют то же самое вслух, когда Маша рядом. Кроме того, одноклассники прячут одежду Маши в спортивной раздевалке и переворачивают её тарелку с обедом в столовой. Всё это длится уже пять месяцев, и Маша отказывается ходить в школу.
А эта ситуация — самый настоящий буллинг, потому что длится системно и уже несколько месяцев. И у обидчиков нет материальных целей. Они получают удовольствие от процесса.
Кто участвует в буллинге
В буллинге несколько сторон. А именно три типа участников.
Агрессор
Это инициатор травли. Его ещё называют буллером, зачинщиком. В эту же категорию попадают последователи. Это те самые «друзья», которые подхватывают идеи буллера и активно участвуют в травле. Как только взрослым становится известно о буллинге, обычно наказывают именно агрессора. Однако этому ребёнку тоже нужна помощь. Агрессор уязвим и без посторонней помощи выйти из ситуации не может. Травля для него — способ удовлетворить потребность во власти, признании и безопасности.
Жертва
Это ребёнок, которого травят агрессор и его последователи. Не стоит верить заблуждению, что жертва чем-то виновата в травле: выделяется внешне, не даёт отпор. Это не так. Жертвой может стать любой ребёнок, и его личностные особенности на это никак не влияют. Кто становится жертвой, подробно обсудим дальше.
![articlePreviewImage](/assets_hs/images/image_articles_boarders_main.jpg)
Наблюдатели
Эти участники буллинга не вмешиваются, но смотрят на издевательства. Несмотря на безучастие, им тоже не удаётся остаться в стороне. Атмосфера в классе отравляет наблюдателей. Некоторые мучатся оттого, что не могут помочь жертве. Другие боятся, что и над ними могут начать издеваться. На самом деле, наблюдатели — большая сила. Буллинг происходит с их молчаливого согласия. Если они перестанут молчать, коллективно встанут на сторону жертвы, то буллинг прекратится.
По сути, буллинг — это не проблема агрессора и жертвы, не их конфликт. Буллинг — проблема коллектива, который молча наблюдает издевательства. Если что-то происходит регулярно, изо дня в день, то становится нормой.
![](/assets_hs/images/assets/articles/article_bulling_spectators.jpg)
Кто становится жертвой буллинга и почему
В интернете много любительских статей о том, что жертвой становятся необычные, отличающиеся дети: кудрявые, с пирсингом, заикающиеся, с особенностями здоровья. Но в реальности всё иначе. Внешность, национальность, темперамент, успеваемость и другие особенности — это всего лишь повод «зацепиться», а не настоящая причина травли.
На самом деле причина возникновения буллинга — некорректно сформированные ценности всего коллектива. Если в классе будет один ребёнок или группа детей, которые открыто вступятся за жертву, то травли не будет.
Надежда Голикова, психолог:
«Буллинг всегда асимметричен и не равновесен. На одной стороне находится агрессор, у которого ярко выраженная сила, власть и поддержка. На другой — жертва, только без этих преимуществ. Для уравновешивания ситуации жертве нужна поддержка, которую она не получает.
Не всегда, но часто жертв отличают высокая чувствительность, низкая самооценка, тревожность и застенчивость или, наоборот, импульсивность».
Как понять, что ребёнок подвергается буллингу
Родители не всегда знают, что ребёнка в школе травят, потому что дети могут стыдиться своего униженного положения, беречь родительские чувства или просто отчаялись найти помощь. Даже если ребёнок молчит и ничего не рассказывает, важно присмотреться.
Косвенные признаки буллинга:
- Следы насилия: синяки, царапины, испорченные вещи, потерянные деньги.
- Дети зовут ребёнка по прозвищу, а не по имени.
- Ребёнок избегает коллективных мероприятий.
- Школьник не общается со сверстниками, держится ближе к взрослым.
- Ребёнок ищет повод не ходить в школу.
- Успеваемость снизилась.
- Плохой аппетит, нарушение сна, головная боль и другие признаки стресса.
Если вы заметили один из этих признаков, рано делать вывод, что ребёнка травят. При буллинге все эти признаки проявляются в комплексе. В любом случае важно спокойно вывести ребёнка на разговор. Можно поговорить с родителями одноклассников. Возможно, кто-то даст вам полезную информацию.
![articlePreviewImage](/assets_hs/images/assets/articles/article_emotions_main.png)
Подписчица нашего Журнала рассказала свою историю: «Я стала замечать, что моя дочь плохо учится. В дневнике появились записи “нет тетради”, “не сделано домашнее задание”, хотя я видела, что ребёнок весь вечер занимается уроками. Стала выяснять, в чём причина. Оказалось, одноклассники травят дочь: отбирают тетради, чтобы списать, а потом не отдают, прячут или портят».
Чего нельзя делать, когда ваш ребёнок подвергается буллингу
Теперь обсудим популярные ошибки родителей, которые не решат, а только усугубят проблему буллинга.
Пустить проблему на самотёк
Это самая наивная реакция. Не надо думать, что проблема сама решится. Не решится, потому что коллектив уже попал в порочный круг. Агрессор без помощи специалиста не остановится. Наблюдатели уже привыкли к происходящему и решили, что так и должно быть. А жертва находится в подавленном стрессовом состоянии и не может противостоять толпе.
Аэлита Ароянц, заместитель директора МБОУ ДО ДЮЦ:
«От буллинга нельзя отмахнуться, как от комара. Травля — это целый комариный рой: назойливо жужжат, кусают, отчего тело зудит и чешется, а внутри невольно возникает жуткое раздражение. В такой ситуации попытка игнорировать проблему опасна. Бездействие обидчики часто воспринимают как слабость и только повышают градус нападок».
![]()
Осуждать ребёнка
Это самое болезненное, что можно сделать. Если ещё и родители будут осуждать ребёнка, это его психологически добьёт. Условно, если ребёнка травят за синие волосы, а мы уговаривали его отказаться от этой затеи, воздерживаемся от фраз в стиле: «А мы тебе говорили, предупреждали, что так и будет». Человек имеет право отличаться от других. Этим он прекрасен. А вот терпеть насмешки и издевательства не должен.
Советовать «дать сдачи»
Это не поможет, потому что не затрагивает глубинную суть проблемы. И может вывести конфликт на уровень физической агрессии.
Пойти «разбираться» с детьми
Почти наверняка дети не станут вас слушать. А оскорблять и бить детей нельзя. Это прямой путь к уголовному делу. И главное — такое повышенное внимание взрослых не решит проблему, а только раззадорит обидчиков.
Переусердствовать с обвинениями школы
Это тоже неконструктивно. Если истерить и кидаться обвинениями, педагоги встанут в позицию защищающихся. И это не поможет партнёрству. Рациональнее и эффективнее — разговаривать с учителями на равных.
![articlePreviewImage](/assets_hs/images/assets/articles/article_teacher_main.jpg)
Как родителю реагировать на буллинг в школе
Обычно первое желание родителей жертвы — немедленно открутить обидчику уши, разобраться с его родителями, устроить скандал в школе, раз они допустили подобное. Но это эмоции. Грамотное решение — успокоиться и подумать о ребёнке.
Анна Макарчук, кандидат психологических наук, директор Федерального научно-методического центра толерантности и эксперт всероссийского антибуллингового проекта «Каждый важен»:
«Пожалуйста, замедлитесь. Прямо сейчас нужна не справедливость, а помощь вашему собственному ребёнку».
Поймите чувства ребёнка: он устал от травли, напуган, его самооценка близка к нулю. Его не поддерживают одноклассники, учителя закрывают на всё глаза, а порой и обвиняют. Поддержку в такой ситуации могут дать только родители.
![](/assets_hs/images/assets/articles/article_bulling_talking.jpg)
Первая помощь жертве буллинга в школе:
- Заверяем ребёнка, что понимаем его чувства: каждый может стать жертвой и никто этого не заслуживает.
- Говорим, что готовы выслушать и безоговорочно поддержать: напоминаем, что в любой ситуации мы на стороне ребёнка.
- Спрашиваем, что произошло, не прерываем рассказ (даже если мы в шоке и горим желанием прямо сейчас наказать виновных). Просто слушаем.
- Сопереживаем эмоциям, даём ребёнку понять, что понимаем, насколько болезненны и мучительны эти издевательства.
- Благодарим за то, что ребёнок поделился своей историей. Объясняем, как делиться опытом со взрослыми, которым доверяешь. Именно это помогает решить проблему и найти поддержку.
Эксперты проекта «Каждый важен» поделились с подписчиками Журнала «ИнтернетУрок» двумя пошаговыми планами действий.
Позитивный план
Шаг 1. Разговариваем с ребёнком. Выясняем обстоятельства произошедшего и поддерживаем.
Шаг 2. Говорим с классным руководителем и школьным психологом. Не с целью ругаться и выяснять отношения. Задача — найти союзника в лице школы. Но при этом твёрдо квалифицируем происходящее как буллинг.
Шаг 3. Вырабатываем план действий с педагогом и психологом. Проявляем настойчивость. Школе невыгодно признавать произошедшее буллингом. Проще всё спустить на тормозах. Понимая это, звоним учителю — спрашиваем, как именно школа намерена решать ситуацию и гарантирует ли выполнение запланированных действий.
Шаг 4. Следим за реализацией запланированного. Регулярно приходим в школу, встречаемся с психологом и классным руководителем. Спрашиваем, что сделано, каков результат, что ещё будет сделано, какой ожидается результат, как будет корректироваться план.
![back](static/img/blog/subscribe-block-back.png)
Запасной план
Бывает, что школа отказывается признавать проблему: сотрудники оправдываются, пытаются выставить ребёнка и его семью виноватыми или убедить родителя, что ничего страшного не происходит. Если вы учитесь именно в такой школе, решение будет более долгим. И вам пригодится этот запасной план от проекта «Каждый важен».
Для начала не ведитесь на уговоры и не принимайте точку зрения школы. Оскорбления, унижение личности, порча личных вещей, нарушение границ не норма, в какой бы социальной группе это ни происходило. Жертва не виновата в происходящем.
Шаг 0. Решаем, будем ли продолжать учиться в этой школе. Отталкиваемся от тезиса «буллинг — проблема сообщества, а не отдельных личностей». Если школа не признаёт проблему, значит, она разделяет ценности сообщества, в котором допустима травля. Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок был в этой социальной группе, становился её частью и перенимал её нездоровые установки?
Обсуждаем с ребёнком возможность перевода в другую школу или на другую форму обучения. Может быть, после пережитого ребёнку будет комфортнее учиться в дистанционном формате. Это не только поможет ему в психологическом плане, но и позволит лучше раскрыть свои творческие способности и реализовать научный потенциал, как получилось у Андрея Дмитриевича Сахарова, Михаила Юрьевича Лермонтова, Агаты Кристи, Моцарта.
![articlePreviewImage](/assets_hs/images/assets/articles/image_art_the_great_small.png)
Шаг 1. Пишем заявление на имя директора школы. Если решили остаться, то пишем обращение к администрации школы. В заявлении указываем, что ребёнок стал жертвой буллинга. Перечисляем, в чём это выражалось. Просим выявить виновников, принять меры профилактики буллинга. Обязательно фиксируем обращение: забираем копию с подписью принявшего. Как и любая другая государственная организация, школа обязана ответить в течение 30 дней.
Шаг 2. Обращаемся в уполномоченные государственные службы. Пишем обращения в департамент образования, Роспотребнадзор, к уполномоченному по правам ребёнка, в прокуратуру.
Шаг 3. Привлекаем внимание общественности. Пишем в соцсети, СМИ, некоммерческие организации, которые занимаются проблемами буллинга. Но только если ребёнок не против огласки. Этот шаг неэтично делать без согласия ребёнка.
Шаг 4. Обращаемся суд, но только в самом крайнем случае. Если все предыдущие шаги не помогли, обращаемся за консультацией к адвокату и, заручившись его поддержкой, подаём иск в суд.
Вы вправе требовать по суду опровержения порочащих честь, достоинство или деловую репутацию сведений (ч. 1 ст. 152 ГК РФ). Одноклассники младше 14 лет не несут ответственность в соответствии требованиями ГК РФ, однако за их действия отвечают их родители и законные представители. За ненадлежащее воспитание несовершеннолетних детей родителей могут оштрафовать на сумму до 500 000 рублей (ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ).
Куда обратиться за помощью
Что бы ни случилось, помните: вы не одиноки. Решить проблему буллинга помогут специализированные организации:
- Телефон доверия: 8-800-2000-122.
- Проект каждыйважен.рф
- Антибуллинговая программа травли.net
- Некоммерческое партнёрство содействия развитию детей и подростков «Перекрёсток плюс».
- Линия помощи «Дети онлайн» 8-800-25-000-15.
- «Просто о важном» — антибуллинговые анимационные фильмы.
И ещё одно. Буллинг — это не только школьная проблема. 60 % взрослых тоже сталкиваются с буллингом на работе, согласно опросу HR-проекта «Компании для всех возрастов». Именно поэтому предельно важно не спускать историю «на тормозах» и изменить ситуацию, чтобы школьники не выросли в корпоративных агрессоров. И главное — чтобы сохранить здоровую психику вашему ребёнку.