Назад
views 1 114
calendar 08 декабря 2022

Что делать, если ребёнок не умеет проигрывать

Что делать, если ребёнок не умеет проигрывать
Любой проигрыш подразумевает негативные эмоции, однако порой реакция на неудачи становится слишком бурной и вызывает серьёзные последствия.

О том, что делать, если ребёнок не умеет проигрывать, и как научить его мириться с неудачами, рассказываем в нашем материале.

С 3–5 лет ребёнок начинает участвовать в разного рода играх и состязаниях и впервые чувствует дух соперничества. В таких ситуациях победа вызывает искреннюю радость, а проигрыш — досаду, что вполне естественно. Со временем появляется интерес не только к победе, но и непосредственно к участию в активностях и взаимодействию с другими детьми. Однако порой желание быть первым и выиграть любой ценой с годами только усиливается, что приводит к неумению проигрывать и, как следствие, к эмоциональным срывам, потере мотивации, нежеланию участвовать в каких-либо состязаниях.

Почему возникает такая проблема?

В целом, негативная реакция на проигрыш вполне естественна — это и обычное разочарование от поражения, и ревность к победителям (и тому вниманию, которое им оказывается), и сомнения в собственных способностях и талантах. Впрочем, если с возрастом проблема не решается, а только усугубляется, это может говорить о сильной неуверенности в себе, желании заслужить любовь и похвалу, наличии сильных страхов, основанных на проблемах в отношениях с родителями или сверстниками.

Проблема также может существовать в случае, когда родители изначально программировали ребёнка исключительно на победу, поощряя лишь выигрыш и ругая за проигрыш. И напротив, если ребёнок (особенно единственный в семье) всегда получал лишь позитивную обратную связь на любые начинания, его существование в группе может причинять ему дискомфорт, поскольку он не привык к тому, что внимание старших может уделяться кому-то ещё.

Как работать с проблемой?

  1. Важно прививать ребёнку интерес не только к результату его стараний, но и к самому процессу, вовлекая его в беседу, комментируя его действия, вместе обсуждая успехи и ошибки, объясняя, что любое действие, даже не принёсшее ожидаемых результатов, есть тренировка и ещё один шаг на пути к цели.
  2. Кроме того, необходимо научить ребёнка анализировать ситуацию, делать выводы, проживать негативные эмоции от проигрыша и донести до него, что они временны. Для этого не стоит предлагать переиграть неудачную партию или, наоборот, ругать и пытаться нивелировать бурную реакцию строгостью — важно поддержать ребёнка, дать ему пережить этот момент при помощи поддержки.
  3. Также не стоит перекладывать проигрыш ребёнка на внешние факторы или пытаться оградить его от неудач. Реальность такова, что родители не всегда будут рядом с ребёнком, а обстоятельства не всегда будут складываться в нашу пользу. Важно донести, что ситуации бывают разные, главное — не опускать руки и идти к своей цели.
  4. Распространённая ошибка — обесценивать переживания ребёнка от проигрыша. Вполне возможно, что для взрослого человека проигранная партия в настольную игру не представляет никакой проблемы (хотя в реальности с этим можно поспорить), а вот детская психика воспринимает подобные ситуации иначе. Поэтому здесь требуется поддержка и сострадание ( в разумных дозах), чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности, а также осознавал, что любовь возникает не на почве побед или других достижений.
  5. Порой родители всеми силами стараются помочь ребёнку научиться переживать неудачи, однако в действительности сами не готовы принять проигрыш. В этом случае важно начинать с себя, чтобы подкреплять слова собственным примером.

Впрочем, иногда, если любая неудача воспринимается крайне болезненно, ситуацию стоит ненадолго «отпустить». Например, если ребёнок находится в том возрасте, когда абстрактное мышление, позволяющее оценить происходящее с разных точек зрения, ещё не развито. В этом случае можно отложить сценарии с очевидными победителями и проигравшими и сосредоточить внимание на играх и занятиях, направленных на сотрудничество между игроками.

Через некоторое время, когда с ребёнком уже можно будет обсудить определённые нюансы, касающиеся исхода игры, стоит понемногу внедрять те, исходом которых является выигрыш или проигрыш. А чтобы сделать это грамотно и не совершить ошибок, не забывайте о вышеупомянутых рекомендациях.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru