Что делать, если ребёнок не умеет проигрывать
О том, что делать, если ребёнок не умеет проигрывать, и как научить его мириться с неудачами, рассказываем в нашем материале.
С 3–5 лет ребёнок начинает участвовать в разного рода играх и состязаниях и впервые чувствует дух соперничества. В таких ситуациях победа вызывает искреннюю радость, а проигрыш — досаду, что вполне естественно. Со временем появляется интерес не только к победе, но и непосредственно к участию в активностях и взаимодействию с другими детьми. Однако порой желание быть первым и выиграть любой ценой с годами только усиливается, что приводит к неумению проигрывать и, как следствие, к эмоциональным срывам, потере мотивации, нежеланию участвовать в каких-либо состязаниях.
Почему возникает такая проблема?
В целом, негативная реакция на проигрыш вполне естественна — это и обычное разочарование от поражения, и ревность к победителям (и тому вниманию, которое им оказывается), и сомнения в собственных способностях и талантах. Впрочем, если с возрастом проблема не решается, а только усугубляется, это может говорить о сильной неуверенности в себе, желании заслужить любовь и похвалу, наличии сильных страхов, основанных на проблемах в отношениях с родителями или сверстниками.
Проблема также может существовать в случае, когда родители изначально программировали ребёнка исключительно на победу, поощряя лишь выигрыш и ругая за проигрыш. И напротив, если ребёнок (особенно единственный в семье) всегда получал лишь позитивную обратную связь на любые начинания, его существование в группе может причинять ему дискомфорт, поскольку он не привык к тому, что внимание старших может уделяться кому-то ещё.
Как работать с проблемой?
- Важно прививать ребёнку интерес не только к результату его стараний, но и к самому процессу, вовлекая его в беседу, комментируя его действия, вместе обсуждая успехи и ошибки, объясняя, что любое действие, даже не принёсшее ожидаемых результатов, есть тренировка и ещё один шаг на пути к цели.
- Кроме того, необходимо научить ребёнка анализировать ситуацию, делать выводы, проживать негативные эмоции от проигрыша и донести до него, что они временны. Для этого не стоит предлагать переиграть неудачную партию или, наоборот, ругать и пытаться нивелировать бурную реакцию строгостью — важно поддержать ребёнка, дать ему пережить этот момент при помощи поддержки.
- Также не стоит перекладывать проигрыш ребёнка на внешние факторы или пытаться оградить его от неудач. Реальность такова, что родители не всегда будут рядом с ребёнком, а обстоятельства не всегда будут складываться в нашу пользу. Важно донести, что ситуации бывают разные, главное — не опускать руки и идти к своей цели.
- Распространённая ошибка — обесценивать переживания ребёнка от проигрыша. Вполне возможно, что для взрослого человека проигранная партия в настольную игру не представляет никакой проблемы (хотя в реальности с этим можно поспорить), а вот детская психика воспринимает подобные ситуации иначе. Поэтому здесь требуется поддержка и сострадание ( в разумных дозах), чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности, а также осознавал, что любовь возникает не на почве побед или других достижений.
- Порой родители всеми силами стараются помочь ребёнку научиться переживать неудачи, однако в действительности сами не готовы принять проигрыш. В этом случае важно начинать с себя, чтобы подкреплять слова собственным примером.
Впрочем, иногда, если любая неудача воспринимается крайне болезненно, ситуацию стоит ненадолго «отпустить». Например, если ребёнок находится в том возрасте, когда абстрактное мышление, позволяющее оценить происходящее с разных точек зрения, ещё не развито. В этом случае можно отложить сценарии с очевидными победителями и проигравшими и сосредоточить внимание на играх и занятиях, направленных на сотрудничество между игроками.
Через некоторое время, когда с ребёнком уже можно будет обсудить определённые нюансы, касающиеся исхода игры, стоит понемногу внедрять те, исходом которых является выигрыш или проигрыш. А чтобы сделать это грамотно и не совершить ошибок, не забывайте о вышеупомянутых рекомендациях.