Назад
views 9 987
calendar 23 января 2022

К школе готовы: что должен знать будущий первоклассник

К школе готовы: что должен знать будущий первоклассник
contents Оглавление
Свернутьarrow
Чтобы помочь ребёнку привыкнуть к школе, родители стараются научить его всему заранее. На самом деле знать всё на свете еще до поступления в школу совсем не обязательно

Первый класс — волнительное время не только для новоиспечённого ученика, но и для его родителей. Все хотят видеть своего ребёнка счастливым и успешным. А вот перспектива, что малышу будет в школе тяжело, пугает. Чтобы помочь ребёнку привыкнуть к школе, родители стараются научить его всему заранее. На самом деле знать всё на свете еще до поступления в школу совсем не обязательно.

О том, что должен уметь будущий первоклассник и как подготовить его к школе, рассказывает Ирина Степанова, руководитель учебно-методического отдела школы «Понятно.Ру».

«Ребёнок ничего не должен»

Что касается общих навыков, которые нужно освоить к моменту поступления в школу, то у дошкольного образования есть свой собственный стандарт. В нём навыки будущего школьника описаны весьма общими словами: быть любознательным, иметь представление об окружающем мире.

Комментарий руководителя учебно-методического отдела школы:

Первое, что надо понимать родителям: ребёнок ничего не должен. Особенно школе. Если речь идёт о подготовке, то хорошо бы, чтобы у ребёнка были элементарные представления об основных дисциплинах. Но даже если он отправится в первый класс без них, то это не страшно: он научится всему там. Для этого и нужна школа.

«Школы не имеют права предъявлять какие-то требования к детям»

По закону школы не могут проводить тестирования в первый класс. Пойти в первый класс может любой рёбенок в возрасте от 6,5 до 8 лет. Но некоторые школы всё-таки проводят вводные испытания. В основном это лицеи и гимназии, которые изначально стремятся набирать в классы только сильных и подготовленных учеников. Но такая позиция школы – это тревожный звоночек для родителей. Учебные заведения в погоне за высокими рейтингами порой требуют от детей слишком много, и не каждый способен выдержать растущее давление. Комфорт и психологическое спокойствие ребёнка важнее рейтингов и оценок, поэтому, возможно, стоит обратить внимание на другие школы.

Большинство же школ особых требований не предъявляют, проверяя только общий уровень подготовки и развития ребенка. Обычно такие тестирования проводятся в формате беседы с будущим учителем и состоят из простых вопросов и заданий. Задача такого «собеседования» – познакомиться с ребёнком, создать представление о будущем ученике.

«Главный фактор готовности к школе — это то, что ребёнок хочет туда идти»

Как родителям понять, что ребёнок уже готов к школе?

  1. Он хочет учиться и готов примерить на себя роль ученика. При отсутствии такой мотивации всё остальное уже не имеет значения.
  2. Он готов физически. Ему предстоит по 40 минут сидеть на уроке. Если он не в состоянии спокойно сидеть в одном положении столько времени, то не сможет и сконцентрироваться на рассказе учителя или выполнить полученное задание.
  3. Он готов социально — умеет взаимодействовать с посторонним взрослым, со сверстниками. Сложно представить жизнь в школе, если ребёнок этими навыками не обладает.

Домашнее обучение в начальной школе
Домашнее обучение в качестве альтернативы начальной школе. Плюсы, минусы и причины перевода.

«Если ребёнок не хочет, лучше оставить его в покое»

Простой вопрос: кто будет успешнее — ребёнок, который легко действует с числами до 10 или который считает до 1000? На первый взгляд кажется, что второй. Но это не обязательно так.

В навыках счёта важно не умение называть числа, а понимание состава этих чисел, базовые представления о том, как они получаются, из чего состоят, что обозначают. Если ребёнок хорошо ориентируется в составе числа, он будет схватывать более общие вещи быстрее, чем тот, кто просто умеет перечислять числа.

То же самое и с чтением. Хорошо, если ребёнок знает и понимает буквы, умеет их читать. Но обучение этому должно проходить максимально мягко и экологично. Если малышу самому интересно и приятно учиться читать и этот процесс не сопровождается слезами и огорчением, то в школе этот навык будет помогать. Он быстрее станет самостоятельным, сможет читать и выполнять задания и двигаться по программе в ускоренном темпе.

Но если чтение будет сопряжено со скандалами, усаживанием ребенка и заучиванием букв, есть риск развития отвращения к самому процессу. В дальнейшем это может вылиться в нелюбовь к чтению и отказ от литературы вообще. Поэтому если до первого класса дошкольник учиться читать не хочет, лучше оставить его в покое и дать время подрасти. Он легко обретёт этот навык в школе.

«Такие навыки в процессе дошкольного роста формируются сами»

Куда более важен для будущего школьника навык социального взаимодействия. Умение обратиться за помощью к взрослому, правильно вести себя в классе и в коллективе, быть вежливым и самостоятельным.

Комментарий руководителя учебно-методического отдела школы:

Как правило, к 7 годам у детей, которые посещают детский сад, эти навыки формируются естественным образом. Они постоянно находятся в условиях, где необходимо общаться со взрослыми, находить общий язык со сверстниками, самостоятельно одеваться, складывать на место игрушки.

Если ребенок не ходит в детский сад, а всё время проводит с мамой и бабушкой, ему необходимо расширять социальные связи. И, конечно, здесь всё зависит от родителей. Можно ходить в кружки, знакомиться с другими детьми на площадке, инициировать общение со взрослыми, которые приходят в гости, общаться с детьми друзей.

«Сложно выстроить систему самостоятельно»

Если ребёнок все-таки хочет и готов начинать учиться ещё до похода в первый класс, то никаких запретов здесь нет. В детском саду за год до школы воспитатели уже начинают знакомить детей с основами счёта и чтения.

Малышам, которые в детский сад не ходят, рассказывают об этом сами родители. Но выстроить систему обучения самостоятельно довольно сложно. А если научить неправильно, то переучивать потом будет сложнее. Поэтому лучше выбирать уже готовый продукт. Например, можно записать ребенка на подготовительные занятия или учиться онлайн. Причем онлайн-занятия могут проходить не только в режиме реального времени с педагогом — родители могут заниматься с ребенком сами, пользуясь, например, видеоуроками и готовыми материалами.

Какой вариант выбрать — решать родителям. Можно попробовать пройти по одному пробному занятию в каждом формате и посмотреть, как больше нравится заниматься ребёнку и в каком случае он лучше воспринимает информацию.

Эмоциональный интеллект и
soft skills
Важные навыки для вашего ребёнка, которых нет в школьной программе
Шапка

«Готовы к школе должны быть родители»

Готовность родителя к школе не менее важна, чем готовность ребёнка. К сожалению, не у каждого опыт школьной жизни был удачный. И если родитель испытывает страх перед школой, то ребёнок тоже его чувствует и перенимает.

Чтобы этого не произошло, взрослым тоже придется поработать над своими ощущениями. В первую очередь надо заглянуть внутрь себя, понять, чего мы ждём от школы.

Комментарий руководителя учебно-методического отдела школы:

Не давайте заоблачных обещаний, в духе «в школе очень интересно, ты там найдешь кучу друзей» — ведь всё может оказаться совсем иначе, а ребенок столкнется с обманутыми надеждами. Но и не пугайте особыми трудностями — обсуждайте всё на нормальном, взрослом уровне.

Лучше сформулировать следующую позицию: «Нам предстоит всем вместе пройти новый этап. Это очень волнительно. Нормально, что мы с тобой переживаем и ждём этого». Хорошо, когда в семье вспоминают интересные истории из школьной поры.

В общем, нужно формировать положительный образ школы, но не делать это чересчур демонстративно и неправдиво. Мы же все знаем, что школа — это сложно, и не всегда это весёлые посиделки с друзьями.

Чек-лист: Вопросы для самопроверки

Еще до похода в школу у малыша вырабатывается определенный массив знаний об окружающем мире. Владение этими знаниями может сильно упростить жизнь малыша в начальной школе. Мы подготовили чек-лист с базовыми вопросами для самопроверки.

Я и моя семья

  1. Как тебя зовут? (нужно полностью назвать фамилию, имя и отчество)
  2. Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения?
  3. Где ты живёшь? Страна, город, улица, номер дома и квартиры?
  4. Как зовут твоих маму и папу? Фамилия, имя и отчество?
  5. У тебя есть брат или сестра? Как его/её зовут? Сколько ему/ей лет? Кто старше?
  6. Ты мальчик или девочка?

Природа

  1. Какие цвета ты знаешь?
  2. Какая бывает погода?
  3. Какие растения/ягоды/фрукты/овощи ты знаешь?
  4. Каких животных ты знаешь? Какие животные дикие? Какие домашние?
  5. Какие животные хищные, а какие травоядные? Почему их так называют?
  6. Каких птиц/рыб/насекомых ты знаешь? Чем птицы, рыбы и насекомые отличаются друг от друга?

Время и пространство

  1. Какие времена года ты знаешь? В каком порядке они идут? Чем они отличаются друг от друга?
  2. Сколько месяцев ты знаешь? В каком порядке они идут?
  3. Назови по порядку все дни недели.
  4. Из чего состоят сутки? (утро, день, вечер и ночь)

Правила безопасности

  1. Как правильно переходить дорогу? Назвать основные знаки, объяснить знаки светофора и т.д.
  2. Что делать, если рядом нет светофора?
  3. Можно ли уходить с незнакомым человеком?

Логика и мышление

  1. Найди отличия на картинках.
  2. Найди лишний предмет в ряду. Почему он лишний?
  3. Какие фигуры ты знаешь? Чем они отличаются друг от друга?
  4. Где верх? Где низ? Где право? Где лево?
  5. Продолжи рисунок по точкам.

Чтение и речь

  1. Перескажи услышанный рассказ. Ответь на вопросы про него.
  2. Составь рассказ по картинкам.
  3. Что такое вопрос? Восклицание? Утверждение?

Математика

  1. Какая это цифра?
  2. Сколько тут предметов? (например, три яблока)
  3. Сравни эти два предмета: какой выше? какой шире?

***

Школа — это начало нового этапа в жизни не только малыша, но и всей его семьи. Отношение ребенка к школе и к процессу обучения в целом формируется в самом начале. Задача родителей — создать комфортные для малыша условия, которые сохранят желание учиться и узнавать новое. Готовиться к школе в удобном формате можно в онлайн-школе Понятно.ру: заниматься с педагогами или смотреть интерактивный видеокурс с харизматичными ведущими и красочными иллюстрациями. 

Ирина Степанова

Руководитель учебно-методического отдела школы «Понятно.Ру»
Разработчик более 20 программ в сфере дошкольного образования
Педагогический стаж 20 лет

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru