Как пережить ограничения во время карантина
Более месяца вынужденного домашнего времяпрепровождения позволило нам многое узнать о себе. Оказалось, что посещение репетитора, музыкальной школы, секции или кружка может быть желанной радостью, а нудные походы в магазин за хлебом или выгул собаки – занимательным приключением. Недаром говорят, что человек по-настоящему ценит то, что может потерять. За прошедший месяц мы потеряли столько, что теперь сможем по-новому оценить невероятное количество невидимых активов, которые обретём по окончании карантина.
Сейчас, когда период принудительной массовой самоизоляции близится к завершению, самое время подвести итоги, зафиксировать чувства и переживания, ощущения и мысли, превратив их в опыт, который может быть полезен каждому, независимо от траектории блуждания коронавирусов. Ведь никто не застрахован от временной изоляции по личным причинам – будь то болезнь или необходимость поработать в одиночестве.
О механизме лечения гореванием
В наших традициях горевать не принято. Человек горюющий, жалующийся на жизненные неурядицы, как правило, не обладает высокими рейтингами в социуме. И наоборот, тот, кто как будто бы не подвержен страданиям, способен пошутить над собственными издержками и потерями, пользуется уважением.
Между тем, по мнению психологов, игнорирование последствий негативных ощущений от утрат, шутки через силу, переключение внимания или уход в работу с головой лишь попытка убежать от себя. Так больной старается забыть о болезни вместо того, чтобы вылечить её на ранней стадии. Точно так же, как болезнь, беду и потери нужно признать, принять и пережить. Лишь тогда можно освободиться от них полностью, оставив позади и превратив в полезные знания, а не в больную мозоль, которая ноет при легком касании.
Непрожитые, подавленные эмоции разрушающе действуют на психику. Вынужденная самоизоляция потому и приводит к негативным последствиям для большинства, что нет признания понесённых потерь и полноценной печали о них, если, конечно, вопрос не касается непосредственного инфицирования COVID. Таким образом, инструмент, обозначаемый понятием «работа горя», в большинстве случаев не работает. Отсутствует нормальная реакция организма на травмирующие события, и не происходит их переработки. Особенно тяжело смириться с вынужденными ограничениями детям, и последствия для их психики тем ощутимее и острее, чем меньше внимания уделялось процедуре их переживаний в процессе карантина.
Самоизоляция и самые распространённые сопутствующие потери у детей
«Понимание, что такое потеря, утрата у нас очень неоднозначно. В отношении детей важность этих понятий игнорируется или не воспринимаются всерьёз. Часто можно услышать обращение родителя к ребёнку: “Ну что ты придумываешь! Это всё такая ерунда!”. Но это не значит, что ребёнок перестанет горевать. Ему сложно вдвойне, когда нет возможности поделиться своими чувствами, которые его распирают. Когда он слышит от близких и значимых людей, что это ерунда, то он внутренне не может с этим смириться и как будто бы замирает… И хотя здесь всё очень индивидуально, каждый ребёнок приспосабливается воспринимать взрослых по-своему, но когда ему говорят, что его переживания – ерунда, то получается, что и его чувства – ерунда. А соответственно, и он сам…!
И тогда в нём внутри раскручивается история, которая уже не озвучивается. Возникает неверие в себя, в собственную значимость».
Практикующий психолог, супервизор, гештальт-терапевт, руководитель детской правозащитной организации «Наша надежда», Елена Березина
С психологом Еленой Васильевной Березиной мы обсудили детские потери, связанные с карантином, и обозначили действия, которые разумно совершить для уменьшения негативных последствий. По ее мнению, самыми распространёнными проблемами, от которых страдают дети, являются:
1. Исчезновение ощущения стабильности и уверенности
Очень часто наблюдаются случаи, когда дети контейнируют (разделяют) переживания родителей, хотя должно быть наоборот. Тревоги особенно болезненны, если с детьми не общаются, не разделяют их переживаний, не говорят непосредственно о них. Если в такое время взрослые начинают еще и «истерить», то реакция детей непредсказуема.
Елена: Например, мама приходит домой и начинает плакать или злиться – жаловаться на правительство и вирус, демонстрировать своё отчаяние. Что должен делать ребёнок в этот момент? Он её успокаивает. То есть берёт на себя функцию взрослого человека.
Корр.: Мне всегда казалось, что у нас родители не столь безалаберны и при детях стараются сдерживаться?
Елена: Если они сдерживаются, то по факту не дают возможности ребёнку свериться с нахлынувшими чувствами. Он чувствует какую-то тревогу и не понимает, от чего. Важно не вываливать свои переживания на ребёнка, а научиться проговаривать то, что происходит. Не забывать, что задача детей – опираться на родителей, а не наоборот.
Корр.: Как справиться с этой тревожностью? Как поступить?
Елена: Нужно в разговоре обозначить причины тревоги, отметить, что это непростой период, но он обязательно закончится. Можно предложить интересное занятие, но это сработает только в том случае, если для вас это действительно интересно, а не попытка отвлечь внимание. Дети очень чувствительны ко лжи. В идеале честно сказанное «Да, мне тревожно, но я тебя люблю» гораздо продуктивнее многих часов воспитательных бесед. А если потом ещё следует: «…и ещё я придумала вот это и то. Как ты к этому относишься? Давай попробуем?», то и вовсе можно прийти к тому, что всё «страшно интересно». Просто оставайтесь опорой для ребёнка. Мы своим детям нужны именно в этом качестве. Не надо ничего замалчивать и делать вид, что всё нормально. Ведь карантин действительно закончится, и мы справимся!
2. Появление дистанции
Из-за изоляции мы теряем возможность быть в том месте, где хотим быть, встречаться с теми, с кем важно пообщаться лично. Если ещё пару месяцев назад многие при встрече обнимались, целовались, то сейчас, даже если попадаешь в город, то видишь, как все сторонятся друг друга, обходят, шарахаются. Невозможность обнять близкого по духу человека тяготит. Сейчас в реальности процесс обнимания свёлся к минимуму. Дети тоже не могут встретиться и пообщаться с тем, кто для них значим, – с друзьями, с наставниками. Не могут ходить в гости, в кино. Нельзя поиграть в футбол, пойти на танцы, в кружок или секцию. То есть они потеряли возможность заниматься тем, что ранее любили и чем занимались с удовольствием.
Как поступать? Признавать значительность потери. На эмоциональном уровне у ребёнка ситуация может проигрываться в три этапа. Сначала тревожность – не хочется думать о потере, но и не думать не получается. Потом гнев на вынужденное сидение взаперти. В завершение – беспомощность, неуверенность в себе, которые без участия взрослого могут остаться надолго. Не забывайте проявить простое понимание ситуации: «Да, я понимаю, как тебе обидно и что поэтому ты злишься и у тебя плохое настроение». Задача взрослого человека – как минимум разговаривать про это с ребёнком, пережить, перемолоть беду. Если есть возможность всё-таки организовать встречу, то это нужно делать.
Корр.: Актуально ли в этом случае переключаться, переводить ребёнка на общение в интернете? Тем более что большинство школьников и так там находится постоянно…
Елена: Тогда мы проигнорируем эту потерю, а ребёнку по-настоящему не хватает возможности погрустить по этому поводу. Дайте ему погоревать. Это избавит его от депрессии в дальнейшем. Пусть пожалуется, даже поплачет, что не может встретиться с Васей или Петей. Но потом будет спокойно общаться с ними в том же интернете.
3. Социальная изоляция и нарушение привычного образа жизни
Это перекликается с дистанцией, но речь всё же о другом. Раньше ребёнок вставал утром, одевался, шёл в школу и на тренировки и так проводил всю неделю. Было утреннее расставание с мамой и папой и вечерняя встреча с ними, у кого-то обмен пережитыми эмоциями и событиями. То есть был определённый уклад жизни, которого нет теперь, когда все сидят дома.
Как поступать? Максимально распишите режим дня для себя и для детей. Дайте им возможность поучаствовать в процессе. Встали, привели себя в порядок – это обязательные процедуры. Сделайте зарядку – что особенно важно сейчас, когда движения не хватает. Потом… если подумать, то у всех нас обнаружится масса важных занятий, которые долго откладывались «на потом». Но не выдвигайте чрезмерных требований к себе и детям. Есть тезис: «В сложное время относитесь к себе как к внуку». Ведь внуков, как правило, балуют. Позвольте себе и детям некоторые поблажки, будьте нежны с ними и лояльны с собой.
4. Потеря личного времени и личного пространства
Даже если есть возможность выйти из дома, всё происходит по-другому. Непривычно. Непонятно, какой сейчас день недели. Наблюдается некая пространственно-временная тягучесть. К этому далеко не все могут быстро адаптироваться. Ощущения у ребёнка: «Теперь у меня нет своего времени и своего пространства».
Как поступать? Всё начинается с признания и проговаривания факта потери. Потом можно договариваться, в какое время и где ребёнок может получить личное пространство. Важно, чтобы родители этим озаботились. Когда ребёнок говорит: «Я хочу побыть один», то уважайте это желание. Если квартира небольшая, то отведите комнату или угол, где можно уединиться. Наушники – одно из средств получения желаемого уединения. С их помощью можно послушать ту музыку, которая ему нравится, или поболтать с кем-либо без лишних ушей.
5. Нарушение традиций
У кого-то Пасха, у кого-то день рождения, у кого-то Рамадан. Все привычные способы празднования нарушены. Кто-то традиционно 1 мая выезжает на природу или, наоборот, в город на парад, потом – в парк на аттракционы. Понятно, что в этом году абсолютное большинство подобных поездок отменится. О выезде на каток или для проведения времени в игровой комнате в торговом центре даже речи идти не может. Сидим дома. День рождения сложно отпраздновать полноценно, если даже подарки купить проблематично.
Как поступать? Потери нужно осознать и осмыслить. Важно согласиться с тем, что некоторые из них будут восполнены лишь частично. При этом те традиции, которые можно соблюсти в условиях дома, соблюдайте с особым тщанием. Подключив фантазию, посиделки за праздничным столом можно превратить в особый семейный сбор, где часть родственников поприсутствует виртуально, а свои поздравления по скайп-связи или другому видеоканалу смогут произнести одноклассники и друзья именинника. Кстати, для последних это тоже внесёт приятное разнообразие в плавное течение карантинной жизни. Кроме этого, родителям важно объяснить, что запланированное на этот праздник будет обязательно сделано, просто это произойдёт немного позже.
6. Изменение отношений с близкими, друзьями, с важными и значимыми людьми
Часто у детей это переживается как предательство и/или как потеря человека. Нет взаимодействия, меняется их регулярность – есть угроза утраты контакта. И не важно, что на самом деле человек жив. Если нет общей цели и постоянного взаимодействия, то связи очень быстро исчезают. Всё меняется, появляются другие интересы. Важно осознавать, что это одна из самых серьёзных причин страдания у ребятишек.
Даже когда ребёнок переезжает в другой район, то это потеря. Он обязательно выпадает из привычной среды общения и остаётся один. Возникает ощущение отверженности. Появляются обиды, что друзья не звонят, не приглашают «потусить». Если раньше все они виделись каждый вечер и что-то делали, то сейчас этого не происходит и неизвестно, что и с кем происходит вообще. Эту неопределённость не снимают телефонные разговоры. По ним сложно понять, как они там на самом деле. Общение онлайн создаёт впечатление подсунутого суррогата. Кажется, что вокруг предательство и одиночество.
Как поступать? Признать сокращение количества контактов. Как минимум заметить, что ты потерял, с кем поменялись отношения. Понять, почему это происходит. То есть разобраться с собой.
Родителям нужно суметь в это время быть рядом, понимая, что заменить привычные контакты они не смогут. В такие моменты в детях также может возникнуть злость, агрессия и протест. В этом сложность и нужно быть готовым к этому. В любом случае важно заметить потерю, дать возможность поплакать, погоревать о ней.
Хорошо найти место, где бы и потери, и варианты выхода из ситуации озвучивались третьими лицами. Для этого есть онлайн-помощь и психологи, которые работают круглосуточно, и телефоны доверия. Если человек чувствует себя одиноко нужно понять, какая у него потребность. Есть хороший сайт «Помощь рядом», чат которого может быть весьма актуален для ребёнка, когда ему одиноко, а родители заняты. Полезно специально пообщаться с психологом, который поможет определить потребности – это очень поддерживает.
Елена: Нужно обнаружить свои потребности и найти выход. Почему мне обидно, что меня бросили? Потому что я хочу общаться. Значит, нужно пойти и найти объект для общения. Мне важно, чтобы кто-то был рядом. А когда ты это не признаёшь, возникает: «Меня бросили. Я такой несчастный. Они такие-сякие». Эта позиция обвинения деструктивна. И может длиться бесконечно. При этом ты не идёшь на контакт, потому что просто нет сил…
Любая потеря сопровождается не только страданием – страдание как раз тот случай, когда невозможно горевать. И это симптом… Внутреннее и внешнее разрешение на горевание разряжает ситуацию и позволяет потерю прогоревать – прийти к принятию утраты. Так появляется возможность пережить беду и двигаться дальше.
7. Реальные страхи потери близких из-за болезни
Об этом говорится очень много и повсеместно. Мы не будем дублировать здесь симптомы заболевания COVID и методы защиты от него.
Гимнастика для сохранения психического равновесия
Ребёнку важно видеть и понимать, что взрослые, которые рядом, в порядке. Обсуждение в рациональном ключе причин тревожности и констатация наличия потерь этому способствуют. Осмысленность предложений и действий родителей в нелёгкий период, внятность совместного планирования может привести к сближению старших и младших членов семьи и увеличению доверия друг к другу.
Попробуйте время от времени совместно выполнять ряд упражнений, которые могут поспособствовать этому:
- Сядьте поудобнее, закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Считайте про себя до трёх в это время. Вдох на раз-два-три и выдох таким же образом.
- Задайте себе вопросы: «Как я сегодня себя чувствую? Какие у меня возникли эмоции? Как они влияют на мой ум, моё тело и моё поведение?
- Возьмите карандаш и бумагу и нарисуйте то, что вы чувствуете. Это могут быть слова, символы, картинки.
- В завершение поставьте под картинкой подпись, как ставит художник. Обратите внимание на то, как вы чувствуете себя сейчас, и на тыльной стороне картины опишите это. Так ваш опыт станет воспоминанием.
- Сядьте поближе друг к другу, покажите свои картины. Пусть каждый участник проговорит, что он нарисовал и почему. При горевании всегда очень много можно рассказать…
Резюме
Нам важно понять, что в процессе горевания присутствует целительная составляющая. Отсутствие возможности проживания беды и потери может привести:
- к депрессии;
- нарушению сна;
- отсутствию аппетита или перееданию;
- потере интереса к тому, чем интересовались ранее;
- физическому напряжению в разных частях тела и беспричинным болям;
- усталости как сдерживанию переживаний;
- эмоциональным проявлениям: тревоге, невозможности сосредоточиться, раздражительности, гневу, агрессии;
- ощущению беспомощности, неверию в себя.
Стандартная трудность проживания потери – неумение завершить процесс и отпустить его. Чтобы научиться этому, важно разобраться в себе. Нужно понять, что с тобой происходит. Если же мы попытались выполнить правила, описанные выше, то можем заметить и позитивные стороны карантина:
- наши отношения стали необычными и особенными;
- появились новые вещи, которым мы радуемся и улыбаемся;
- мы сможем передавать из поколения в поколение, как мы переживали пандемию.