Назад
views 3 623
calendar 14 марта 2017

Как жить в одном мире со своим ребёнком

Как жить в одном мире со своим ребёнком
contents Оглавление
Свернутьarrow
Колонка М.И. Лазарева, основателя «ИнтернетУрок»: совместим ли мир информационных технологий и традиционные семейные ценности?

Мир без информационных технологий остался только на ностальгических картинах, однако доверие и уважение в семье — вечные ценности.

Смещайтесь от знаний к пониманию

В XXI веке информация сосредотачивается в интернете, а умения переходят к роботам. Даже навык вождения, вполне возможно, не пригодится нам уже через 10—15 лет. Настала новая эпоха, которая отводит человеку роль создателя и управленца, того, кто принимает решения. Однако детей к этому не готовят.

Проблема современного образования в узколобом подходе — программа упёрта в изучение шаблонов и техники работы с задачками. Школа не прокладывает мостик от теоретических знаний к жизни: как математические законы влияют на выборы президента или исход футбольной игры? Дети поглощают тонны информации, но не знают, зачем она им нужна.

Например, школьники изучают второй признак равенства треугольников, но как часто им приходится выверять эти фигуры в жизни? А вот сны мы видим каждый день, но дети ничего не знают про сновидения. Если же ребёнка научить добираться до сути и понимать основополагающие закономерности, он сможет самостоятельно ориентироваться в жизни. Мир постоянно меняется: мы не знаем, какие профессии пригодятся завтра и с какими технологиями мы столкнемся. Поэтому нужно избегать косности и учить гибкому мышлению. Когда интернет будет всё знать, а робот — всё уметь, чем человек будет отличаться от машины? Свободой мысли и пониманием сути вещей.

Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься

Учите делать самостоятельный выбор

Современное общество демократизируется. А это значит, что человек постоянно принимает решения: от выбора института до избрания главы государства. На всех углах кричат, что личность должна быть самостоятельной и индивидуальной. А выбирать не учат.

Ограничения начинаются в семье. С элементарного просмотра телевизора. Вместо того чтобы заинтересовать детей правильной программой, родители запрещают смотреть «ящик». В итоге у ребёнка не вырабатывается информационный иммунитет— без посторонней помощи он не отличит хорошее от плохого. А ведь нужно учиться выбору в правильные адаптационные годы. Это как корь: переболеть в детстве и во взрослом возрасте — разные вещи.

Человека маринуют до 20 лет, а потом он говорит: «Ах, как здорово в компьютер играть-то!». И родители на него уже повлиять не могут.

Многим родителям нравится, когда дети беспрекословно слушаются. Они думают: «Я совершил ошибку, но не допущу, чтобы мой ребёнок её повторил». На деле они отнимают у человека выбор. А выбор — это что? Это и есть жизнь. Всем кажется, что серьёзные решения лучше принимать, когда наберёшься опыта, но тогда и жизнь смещается к старости. Об этом почему-то никто не думает.

Родители затюкивают детей, потому что себя представляют безошибочно работающими механизмами. А не лучше ли показать ребёнку, что не страшно спотыкаться? Не лучше ли научить его принимать свои ошибки и справляться с последствиями? Но для этого нужно отказываться от собственной непогрешимости, признавать неправоту перед ребёнком и вместе разбираться в ситуации. Тогда страх перед ошибкой пропадёт и освободит дорогу свободному выбору.

Это важно, потому что мир постоянно меняется, и мы должны уметь принимать решения в условиях неопределённости. Ведь единственное, что можно предсказать сейчас — это непредсказуемость жизни. Но это не значит, что к неизвестности нельзя подготовиться.

Когда за рулём вы видите дорожный знак, предупреждающий об опасности, вы же не останавливаетесь. Вы реагируете — перестаете болтать с соседом, снижаете скорость, внимательнее смотрите на дорогу. Так и в жизни. Нужно быть готовым среагировать, когда реальность изменится. Только глубокое внутреннее понимание и заложенные в детстве правильные ориентиры помогут принять верное решение.

Не надо ханжества

Опасно делать вид, что не существует телевизора, интернета и соцсетей. На этом ещё в «Горе от ума» поскользнулся Скалозуб: «Забрать все книги бы да сжечь». Он говорил это до того, как появились Гоголь, Достоевский и Пушкин. И всё же Скалозуб не удосужился разобраться, какую пользу несут книги. То же самое происходит сегодня. Если в школе не говорят про компьютерные игры и соцсети, это ханжество. Интернет уже никуда не денется, а вот дети будут всё больше отдаляться от преподавателей, потому что школа оторвана от реальной жизни.

Родители, которые боятся влияния интернета из-за неконтролируемого массива информации, должны понимать, что дети к ней готовы. В них уже «вшит» спам-фильтр.

У меня был такой опыт. Моей внучке было 12 лет и мы залезли в интернет, чтобы найти фильм «Аватар». Открыли какой-то сайт, а на странице по бокам откровенно шокирующие баннеры. Я говорю: «Ой, Лиза, что-то мы с тобой не туда попали». И что вы думаете мне сказала внучка двенадцати лет? «Дед, не обращай внимания, давай заниматься делом!».

Не нужно излишне отрывать ребёнка от реальности и игнорировать технический прогресс. Лучше помогите детям адаптироваться к этому миру.

back
Подпишитесь на нашу рассылку

Учавствуйте в жизни ребенка

Нельзя похвалить родителей, которые до сих пор не научились отправлять смски. Равно как и тех, кто не разбирается в компьютерных играх. В таких семьях — а в России их большинство — разрыв между родителями и детьми составляет уже не 20— 30 лет, а все 150. Мир развивается со световой скоростью, так что, если вы хотите говорить с ребёнком на одном языке и удерживать авторитет, придётся постараться.

Вы знаете, чем на самом деле живёт ваш ребёнок? Если нет, посмотрите с ним парочку мультиков и уделите несколько вечеров для компьютерных игр — их все равно уже не исключить из жизни. Просто изучите мир своего ребёнка. Пригласите на ужин его дворовых приятелей — поймите, с кем он общается.

Когда вы заинтересуетесь жизнью ребёнка, он начнет к вам прислушиваться. Расскажите, какие игры вам понравились, кто из его друзей вас впечатлил. Не говорите о плохом — передавайте критерии хорошего выбора.

Бегите за этим миром и подавайте детям пример здоровой жизни в этой реальности, а не в те времена, когда Ленин был такой молодой.

Если ребёнок видит, что родители все время читают, то и сам будет читать — нужно это вовремя подхватить и развить. Ещё и смотреть, какие книги читает, какие нет.

Когда родители усвоят важность своего участия в жизни ребёнка и примут это без страха, организуется формула Маркса: родители учат детей не только подсказками, но и заставляют ползти, вместе изучать жизнь и окружающий мир. Взрослый должен вложиться и принять свою ответственность. Хотя кому-то проще пенять на школу. Это их выбор.

Истинное воспитание возможно только при живом участии родителей, которое ни в коем случае нельзя путать с тотальным контролем.

Воспитывайте правильные удовольствия

Ещё Аристотель заметил, что поведение человека направлено на достижение удовольствий. Это наша природа, и это нормально. Вопрос только в том, какие удовольствия выбирает конкретный человек.

Поэтому нужно воспитывать стремление к правильным радостям: от свободы, знания, игры и понимания. Мы все рождаемся со склонностью к этим удовольствиям, важно только их развивать.

Не ругайте детей — хвалите. Не слепо, конечно, но вначале всегда подумайте о прянике. Если ребёнок увлекся не тем, постарайтесь отвлечь его: «А вот ты оригами занимался, вот это было классно». Надо позволить человеку удовольствие, а не наказывать за него. Это большой воспитательный труд. Но никто не говорил, что родителем быть легко.

В жизни ребёнка должно быть три главных У — удовольствие, увлечение, успех. Если этого нет, дети развиваются неполноценно.

Самое ужасное, что происходит в школе — отучают увлекаться. Если ребёнок увлёкся физикой, ну как ему после этого зайдёт урок истории? Да никак. Но расписание под каждого школьника не подстроишь. В этом плане удобнее на семейном образовании: ребёнок может пройти за две недели всю физику седьмого класса, потом заняться биологией и дальше двигаться по собственной программе. Увлечённость очень важна. На самом деле это просто другое название длительной концентрации. А что ещё есть у человека, как не концентрация внимания на чём-то?

Важно понять: ребёнок не увлечется лишним, если воспитать в нём правильные удовольствия. Учите детей радости успеха, радости понимания. Помогайте задавать вопросы этому миру и давать максимально глубокие ответы. Тогда и интернета можно будет не бояться: ребёнок будет использовать ресурсы во благо.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru