Сомнения в себе: как повысить самооценку
В каком возрасте повышать уверенность ребёнка уже поздно, какие приёмы могут поднять самооценку, а какие её разрушают — эти вопросы редакция Журнала ИнтернетУрока обсудила с психологами и педагогами. Собрали для вас главные выводы и лайфхаки, которые могут помочь ребёнку перестать сомневаться в себе.
Ульяна Тимошенко, детский и семейный психолог:
«Уверенность в собственных силах — важный критерий счастливой жизни. Неуверенные в себе дети часто испытывают дискомфорт и сомнения, которые могут перерасти в невроз или депрессию. Поэтому уверенность важно развивать с детства, и важнейшую роль в этом играют родители».
Чем низкая самооценка отличается от здоровой
Отличия те же, что и между застенчивостью и скромностью. Здоровой самооценке свойственна скромность, про которую говорят, что она украшает. А низкой самооценке сопутствует застенчивость, которую считают проблемой. Внешние проявления могут быть похожи, но по сути это разные качества.
Скромный человек не выпячивает свои достижения, пока об этом не попросят. А застенчивый не делится даже приятными новостями, потому что боится негатива. Возможна и противоположная крайность, когда ребёнок считает, что он лучше всех: это тоже не здоровая самооценка, а завышенная.
Константин Лазарев, психолог:
«Скромность — это способность оценивать себя адекватно: без преувеличения и без преуменьшения. Сомнение в себе — это и есть преуменьшение, иначе говоря, заниженная самооценка. Это состояние можно узнать по фразам: “Я не достоин”, “я не смогу”, “я не могу”. Такие выражения выдают низкую самооценку, как и вялое рукопожатие».
Есть и другие маркеры низкой самооценки:
-
Негативная оценка себя. «Я такая неуклюжая» или «Да что я, вот Бэнкси и Анна Ахматова — великие, а я так, бумагомарака».
-
Перфекционизм. Детям с низкой самооценкой кажется, что каждую секунду их кто-то оценивает, причём придирчиво. Отсюда желание сделать всё лучше, чем идеально.
-
Нерешительность. Бывает ребёнку хочется проявить себя, он даже репетирует истории, которые мог бы рассказать сверстникам, но в итоге он отмалчивается по принципу: «Как бы чего не вышло», как в чеховском «Человеке в футляре».
-
Множество страхов. Неуверенный в себе ребёнок может бояться темноты, высоты, новых мест.
-
Чрезмерная обидчивость. Человек с заниженной самооценкой всегда готов обороняться: ждёт критики и агрессии со стороны окружающих. Потому он нередко воспринимает на свой счёт слова и поступки, которые его не касаются.
-
Неумение говорить «нет». Неуверенный в себе человек пытается заслужить одобрение окружающих и поэтому соглашается даже на неудобные ему просьбы и предложения.
В каком возрасте пора развивать уверенность ребёнка в собственных силах
Чем раньше, тем лучше. В идеале полезно начать развивать здоровую самооценку до 5 лет.
Ульяна Тимошенко, детский и семейный психолог:
«Что мы говорим ребёнку в детстве, то и “запишет” его мозг как правду. Самое ценное время для развития здоровой самооценки — от 1 до 5 лет. В этот период ребёнок начинает активно включаться в жизнь, развивает навыки, знакомится с собой и миром».
Если ребёнок уже старше 5 лет, его самооценкой не занимались и есть подозрения, что она заниженная, важно начать занятия максимум до средней школы.
Евгения Горохова, ТРИЗ-педагог, тренер по развитию мышления у детей, мама троих детей:
«По опыту работы с детьми от 4 до 16 лет я сделала вывод: чем раньше начать работать с неуверенностью, тем быстрее и легче можно проработать эту проблему. Лучше всего решить вопрос до того, как ребёнок перейдёт в среднюю школу. Там начинается подростковый период и ребёнку ещё сложнее поверить в себя и в свои силы. Он начинает активно сравнивать себя с окружающими, и мнение родителей теряет для него значимость».
Как помочь ребёнку перестать сомневаться в себе
Специально для подписчиков Журнала ИнтернетУрока мы узнали педагогические и психологические приёмы, которые помогут сформировать у ребёнка здоровую самооценку.
Используем «правило зелёного маркера»
Помните, как в детстве преподаватели исчёркивали наши тетради красными отметками ошибок и обращали внимание только на промахи? Но есть и другой путь — фокусироваться на успехах и победах вместо провалов.
Ульяна Тимошенко, детский и семейный психолог:
«Когда мы наказываем или кричим, это гораздо хуже влияет на закрепление материала. Гораздо лучше поддерживать и поощрять то, что получается хорошо. Даже если 39 закорючек у ребёнка не получились, стоит похвалить его за 40-ю букву, которая удалась».
Визуализируем достижения
Кризис веры в себя можно победить воспоминаниями достижений — по принципу заклинания Патронуса против дементоров в «Гарри Поттере». Но в моменты отчаяния многие победы забываются, особенно если просто записать их списком в заметках гаджета или блокноте. Вспомнить достижения более реально, если их визуализировать.
Евгения Горохова, ТРИЗ-педагог, мама троих детей:
«Предлагаю нарисовать большое дерево и к нему прикреплять листочки с достижениями ребёнка. Вместо дерева подойдёт и большая банка: можно складывать в неё записки с тем, чему ребёнок научился новому или чего нового он достиг. Необязательно ждать крупных достижений. Можно учитывать даже бытовые мелочи: от “научился завязывать шнурки” до “победил в соревновании по плаванию”.
Привычка с деревом или банкой поможет приучить ребёнка фокусироваться на успехах. А если что-то не получится, можно показать на визуализацию и сказать: “Какой пустяк, зато ты получил новый опыт. Посмотри на свою "банку успеха": тут явно намного больше достижений, чем одно поражение”. Визуализация подходит детям с пяти лет».
Поручаем челленджи по возрасту
Сомнения в собственных силах часто появляются из-за отсутствия опыта в демонстрации этих сил. Чем больше побед ребёнок одержал, тем выше его уверенность.
Евгения Лубенникова, психолог и коуч ICF, преподаватель ВШЭ:
«Уверенность в себе — это вера в то, что со мной всё хорошо и с миром всё хорошо, и я могу желать, творить, ставить цели и добиваться их. Чтобы сформировать такие взгляды у ребёнка, важно замечать и развивать сильные стороны через квесты и задания. Детей мотивирует то, что у них получается легко и что даёт энергию. Тогда они веселы и полны сил справляться со сложностями. Справившись с проблемой самостоятельно, ребёнок понимает: “Я могу! Я справился!” — и его уверенность в себе растёт».
Победы подойдут и маленькие, даже бытовые. Главное, чтобы ребёнок понимал: у него получилось, и кто-то отметил эти достижения.
Екатерина Мусалова, психолог:
«Чтобы ребёнок перестал сомневаться в себе, ему важно понять, что у него есть всё необходимое, чтобы справиться с жизненными задачами. И главное — опыт достижений. Поэтому я рекомендую доверять ребёнку настоящие поручения. Делать это можно начиная уже с 2 лет, но в целом способ работает до 15 лет.
Двухлетка может разложить игрушки по коробкам. Трёхлетка может ставить тарелки на стол и раскладывать приборы. Четырёхлетка самостоятельно одевается и берёт игрушки в путешествие. Школьник может самостоятельно делать уроки, собирать рюкзак в школу и на тренировку. Подросток может приготовить еду и накормить семью. А более зрелый подросток уже может зарабатывать первые деньги. Если ребёнок справится с такими задачами, это повысит его самостоятельность и веру себя».
Заменяем негативные установки позитивными
Допустим, ребёнок уже нахватался негативных установок про то, что ему не везёт и вообще он неумеха. Просто запретить так говорить и думать не получится. Можно только попробовать заменить негативные установки позитивными.
Ирина Воронцова, старший методист Домашней школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук:
«Важно научить ребёнка мыслить позитивно. Можно объяснить это тем, что мысли материальны. Если ребёнок говорит: “У меня не получится”, стоит переформулировать это в позитивную установку: “Я буду стараться, и у меня всё получится”. Можно даже сыграть в игру: вы предлагаете ребёнку фразы пессимиста с низкой самооценкой, а он переделывает их в реплики оптимиста со здоровой самооценкой».
Формируем адекватные установки
Важно демонстрировать ребёнку поведение человека со здоровой самооценкой. Мало повторять и объяснять правильные установки, важно ещё и использовать их в подходящих ситуациях: и при победах, и при поражениях.
Ульяна Тимошенко, детский и семейный психолог:
«Уверенность в себе помогают сформировать адекватные установки. Например, таким установками могут быть:
“Я молодец, потому что я стараюсь”;
“Даже если у меня что-то не получилось, то я могу сделать это ещё раз и у меня через какое-то время обязательно получится”;
“Ошибки — это нормально. На них я учусь и становлюсь опытнее”.
Эти установки полезно повторять ребёнку и показывать на своём опыте. Если ребёнок проиграл в настолке, можно сказать: “Ты молодец, что сыграл в шахматы. Теперь ты знаешь правила, увидел некоторые хитрости. Я уверена, ты сможешь сделать выводы и в следующий раз победить”. Такие установки помогут сделать уверенность внутренним состоянием, “базовой настройкой” ребёнка».
Развиваем речь
Ребёнок станет чувствовать себя увереннее, если научится говорить красиво и образно. Для этого необязательно записывать его в школу ораторского мастерства. Можно начать с простых театральных приёмов.
Ярослав Стаценко, эксперт по практической педагогике для родителей:
«Развить уверенность в собственных силах помогает умение красиво и чётко излагать мысли. Для этого рекомендую актёрское упражнение. Предлагаем ребёнку закрыть глаза и ставим перед ним любой предмет. Первую минуту просим описать его только прилагательными. Через минуту можно заменить предмет и попросить ребёнка описать его действиями: сначала простыми глаголами, а потом “встраивая” предмет в маленькие предложения. Смысл упражнения в том, чтобы за минуту придумывать историю из 7–10 предложений, используя случайный предмет перед глазами».
4 простых способа говорить убедительно:
-
мысленно представляем в деталях то, о чём говорим;
-
смотрим в глаза всем участникам разговора, дольше задерживаясь на тех, кто слушает с интересом, по остальным «проплываем» взглядом;
-
меняем интонацию: например, к середине предложения поднимаем тон вверх и уводим вниз ближе к концу — это один из маркеров уверенной речи;
-
используем паузы и жесты, чтобы подчеркнуть главные мысли, но не злоупотребляем этими приёмами — «не мельтешим».
Если нет времени развивать самооценку ребёнка, пускать процесс на самотёк тоже опасно и потенциально дорого, учитывая стоимость психологических консультаций. Как вариант, можно записать ребёнка на курсы развития эмоционального интеллекта в нашей школе. Они доступны онлайн, в любое время, из любой точки мира.
soft skills
Как родители неосознанно могут снизить уверенность ребёнка в себе
И напоследок делимся стоп-приёмами, которые могут занизить самооценку ребёнка. Парадокс в том, что некоторые родители такими способами пытаются, наоборот, пробудить соревновательный дух и повысить уверенность ребёнка, но результатом часто становится потеря веры в себя.
Сравнивать с другими
Уверенность ребёнка может пошатнуться, если постоянно приводить в пример «сына маминой подруги». Поэтому лучше этого не делать: если и сравнивать ребёнка с кем-то, то только с ним же в прошлом и будущем.
Ирина Воронцова, старший методист Домашней школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук:
«Каждый ребёнок уникален. Поэтому незачем сравнивать его со сверстниками и окружающими людьми. Это может только усугубить положение. Полезнее найти сильные стороны и акцентировать на них внимание. Помощь в преодолении сомнений в себе требует понимания, терпения и любви. Важно слышать, поддерживать, поощрять и обучать ребёнка. Внимание и поддержка взрослых помогут преодолеть любые трудности и стать уверенным в себе человеком».
Навесить ярлык неудачника
Оценка и даже формулировки родителей после промахов влияют на то, сможет ли ребёнок справляться с трудностями сам или ему для этого придётся не раз посетить психолога.
Ульяна Тимошенко, детский и семейный психолог:
«Ребёнок ориентируется на реакцию и оценку взрослых. То есть если у него что-то не получается, а родители акцентируют на этом внимание или даже наказывают, то у ребёнка, скорее всего, закрепится установка “я никчёмный”. В будущем такие дети нередко приходят к психотерапевту решать вопрос с низкой самооценкой и вообще с трудностями в жизни.
Можно избежать таких проблем, если поддерживать ребёнка, когда у него что-то не получается. Достаточно приободрить, сказать, что в следующий раз он справится. Так у ребёнка закрепятся адекватная оценка ситуации и установка, что у него получается или получится. Происходит сцепка: действие —> результат —> оценка окружающих —> закрепление установки у ребёнка».
Хвалить за всё подряд
Казалось бы, раз не стоит активно ругать, тогда желательно почаще хвалить. Но это не так. Похвала теряет ценность, если авторитетный взрослый хвалит за всё подряд.
Константин Лазарев, психолог:
«Бывает, хвалишь ребёнка по делу, а по глазам видно: не верит. Будто бы ты перехваливаешь. При этом ребёнок вроде знает себе цену. Возникает сомнение.
Поэтому здесь важно договориться с ребёнком о критериях. Например, в детском футболе тренеры редко хвалят юных спортсменов. Более эффективная схема — подчёркивать то, что ребёнок делает правильно. Поэтому детям объясняют, что тренер точно не будет хвалить просто так. А если похвалил, значит, ты действительно очень хорош в том, за что тебя похвалили».
Навязывать пугающие решения
Казалось бы, уверенность и настойчивость дополняют друг друга. Это так, когда они сочетаются в одном человеке. Но если родители проявляют излишнюю настойчивость, об уверенности ребёнка часто можно забыть.
Марианна Тетера, семейный психолог:
«Нельзя агрессивно и настойчиво толкать ребёнка к тому, к чему он ещё не готов. Допустим, ребёнок боится плавать, а родитель бросает его в воду со словами: “Плыви! Меня так же научили плавать”. Такой шаг в опасность по принуждению повышает уровень страха и может усугубить неуверенность в себе».
Отдавать на курсы, «потому что надо»
В стремлении обеспечить детям максимальный успех в будущем многие родители настолько перегружают их, что лишают их настоящего детства. Ребёнок чувствует себя перегруженным и зависимым — как минимум от расписания и оценок. Всё это подрывает веру в собственные силы.
Ярослав Стаценко, эксперт по практической педагогике для родителей:
«Тратить время на неинтересные занятия — губительно для уверенности в себе и самооценки. Представьте современного старшеклассника, увлечённого технологиями: весь день он балуется в смартфоне с ChatGPT, а вечером “гоняет Python” на дополнительных курсах по программированию. Вот и зачем тащить такого ещё и на курсы по углублённому изучению русской литературы? Лучше предоставить ребёнку больше свободного времени на общение с друзьями и отдых.
То же самое и с любыми методиками и курсами: они работают только с учётом желаний и особенностей ребёнка».
Подведём итоги. Для развития уверенности главное — предоставить ребёнку возможности для больших и маленьких побед, научить превращать промахи в достижения и помнить свои успехи, а также развивать речь и навыки самопрезентации. Если на всё это есть время, можно делать это самостоятельно, избегая ошибок, о которых мы рассказали в прошлом модуле. А если времени не хватает, рекомендуем записаться на курс к профессиональным психологам и педагогам.