Назад
views 3 505
calendar 08 декабря 2020

Когда «бешеные пляски» урокам помогают

Когда «бешеные пляски» урокам помогают
Обучение и физическая активность - каков механизм их взаимодействия? Могут ли повлиять физические нагрузки на успеваемость? Рекомендации психолога Домашней школы «ИнтернетУрок»

Известно, что гнев, тревога, депрессия, чувство вины порождают вполне конкретные телесные заболевания, которые получили название психосоматических. Логично предположить, что есть и обратный эффект. О механизме происходящих в организме процессов и о возможности их использования для повышения эффективности обучения мы беседуем с психологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой.

Корр.: Взаимосвязь тела и чувств широко используется в восточных практиках. В йоге - это чакральная система, у китайцев - дянь-тяни. Однако европейцы часто относятся скептически к этим философиям. Что говорит по этому поводу официальная наука?

Дарья: Наша нервная система, как и кровеносная, расположена по всему телу, и имеет совершенно четкое физическое выражение. Никого ведь не удивляет, что эмоции, рождаемые мозгом, отражаются на лице? То есть, мы уже видим их телесные проявления. Если научно объяснять это, то мозг запускает выработку определенных веществ и гормонов в теле. Нервная система дает нам возможность проживать эмоции. Она же соотносит каждую с определенным участком тела. То есть чувства отправляют телу определенный  импульс. Естественно, что негативная их часть может отражаться определенными заболеваниями. Направление психологии, работающее с телом, а не с мозгом - это телесно-ориентированная терапия.

Австрийский и американский психолог Вильгельм Райх, признанный основателем телесно-ориентированной психотерапии, обнаружил, что психологические проблемы человека, приводят к появлению мышечных зажимов, которые локализуются в виде семи «мышечных поясов», каждый из которых достаточно жестко связан со специфической группой проблем.

Дарья: Негативная эмоция, которая долго присутствует в теле, формирует мышечный зажим в определенной области. Он затрудняет протекание там необходимых для правильного функционирования тела процессов и провоцирует заболевание.

Корр.: Можно ли повернуть процессы вспять и, развивая определенные части тела, развить умственную деятельность в определенном направлении?

Дарья: Человечество не случайно стремится к гармонии. Если пытаться развивать мышцы и участки тела выборочно, то это может привести к проблемам в других местах. Но убрав существующие зажимы, можно добиться успехов в самых неожиданных даже для себя областях.

Корр.: Но для того, чтобы убрать, нужно определить их конкретное местонахождение!

Дарья: Люди чистят зубы по утрам совсем не потому, что они поголовно у всех больные. Но вероятность их заболевания, при соблюдении этой процедуры, существенно уменьшается. Есть издревле известный факт, что массаж расслабляет и улучшает состояние психики. Если говорить о мышечных зажимах, без конкретной привязки к месту, то не стоит забывать, что есть общеукрепляющие гимнастики, бег и любые упражнения, которые заставляют мышцы сотрясаться, расслабляя их. Очень хорошо, если дома есть беговая дорожка, велотренажер или  хотя бы обыкновенная скакалка. Напряжение сбрасывается и уходит. При этом, во всем должна быть норма. И если не ставить задач касательно похудения или выполнения чемпионских нормативов, а говорить о психологическом здоровье,  то 10 минут занятий вполне достаточно.

Любая динамическая  активность повышает выработку сератонина. Его еще называют «гормоном счастья и хорошего настроения». Сератонин стимулирует многие функции в организме, а его снижение усиливает болевые ощущения.

Некоторое время назад в нашей стране повсеместно проводилась производственная гимнастика, которая имела целью именно снимать существующие зажимы и давать организму двигаться свободнее. При внимательном подходе можно сформировать комплекс упражнений для себя, который будет снимать зажимы именно с вашего тела. На самом деле, если проблема запущена, то образовавшийся зажим мы можем почувствовать физически. Многие сталкивались с тем, что  у некоторых людей мягкие плечи и нижний шейный отдел, а у других они неестественно жесткие. Просто деревянные.

Любопытно, что связь предрасположенностей и эмоциональных состояний человека с теми или иными участками тела отражена и в языковых оборотах русского языка. Например: «голова пухнет», «твердолобый человек», «ком в горле», «сердце сжимается», «в печенках сидит», «гора с плеч упала», «екнуло под ложечкой».

Корр.: Давай попробуем выделить пять конкретных чувств, которые могут негативно влиять на те или иные органы и мешать школьнику нормально заниматься. И определим, как этому можно противостоять.

Дарья: Страх – понятная негативная эмоция. Чаще всего со временем он отражается в  язвенных заболеваниях и болезнях желудка. То есть, страх живет в животе. Если обращать внимание на тело, то многие люди, у которых имеются жировые отложения в области живота, много чего боятся.

Корр.: Но простые упражнения на пресс от страхов не спасут?

Дарья: На самом деле, укрепляя мышцы живота, мы наращиваем защитный мышечный панцирь. На физическом уровне это помогает держать осанку, а на психологическом позволяет человеку чувствовать себя более защищенным. 

Но если говорить о страхе объективно, то его наличие вырабатывает у человека адреналин, рождая целый ряд вариантов спасения. Развивать нужно то, что помогает этому спасению. Наличие нужных навыков придает уверенности на подсознательном уровне. В неблагоприятной ситуации реакции могут быть три: бей, беги или замри. Оптимально – бегать. Бег запускает химическую реакцию на спасение, которая была заложена миллионы лет назад, когда человек от саблезубых тигров убегал. Та же реакция заставляет тигра бежать и драться. Можно заняться, скажем, боксом. Оптимальный способ борьбы со страхом – разная физическая активность. Потому что мы чаще всего боимся того, чего не видим и не знаем. Хорошо воздействует на психику работа битой, бадминтонной или теннисной ракеткой. Что-то, что позволяет отражать удар. Не случайно многие руководители занимаются большим теннисом. Он превратился в игру людей, которым нужно отражать удары. На ловкость, на стратегию, на логику и в том числе на умение держать и отражать удар.

Корр.: Раздражительность. Это чувство часто мешает сосредоточиться и отвлекает от занятий. Что ее порождает?

Дарья: Раздражительность немного похожа на аллергию: «Меня бесит мое окружение и все происходящее вокруг». Она возникает, когда всего этого слишком много. Человек не выдерживает и стремиться остаться наедине с собой. Из физических нагрузок в этом случае хороши прогулки по лесу или неспешная пробежка по пустынным аллеям. Помогают разного рода растяжки и скручивания. Потому что раздражение приводит в тонус мышцы. Возникает непреодолимое желание как бы отпихнуть от себя все ненужное.

Корр.: Бывает так, что школьник хочет разобраться с материалом, но если что-то не получается, он злится на неправильный учебник, на учителя и даже на себя. Как убрать это неконструктивное состояние?

Дарья: Гнев порождает щитовидные заболевания. Если нет возможности его выразить, блоки-зажимы проявляются на уровне шеи и гортани. При этом, непосредственное лечение щитовидки не меняет ситуацию кардинально. Нужно работать с головой.

Для детей, в этом случае, я рекомендую громко петь и танцевать. «Прокрикивание» мелодий и песен задействует голосовые связки, которые находятся в области шеи, и пробивает блоки. А «проплясывание» стряхивает напряжение. Любую эмоцию лучше выразить телом, дать ей звук и выход. И если ты сидишь за уроком и ловишь себя на таких эмоциях, то нужно взять паузу и устроить бешенные пляски. После этого холодный рассудок вернется и возобладает.

Корр.: Ты решил учиться, но никак не можешь сосредоточиться: «А что будет завтра? А что там на улице? Или еще хуже: «Я наверняка все сделаю не так»…

Дарья: В худшем варианте: «Что-то не то с родителями. Мама почему-то не разговаривает с папой». Это тревожность. У ребенка все крутится либо вокруг безопасности в квартире, либо вокруг безопасности в его социуме. Еще тревогой можно назвать состояние, когда я еду в гости туда, где я никого не знаю. И вроде с мамой, с папой, но что будет там? Это одна из стадий страха, но не страх. Не одно и то же. Иногда кажется, что это все мелочи и можно просто отмахнуться от навязчивого чувства. Однако, именно Тревога,  при постоянном присутствии, рождает многие сердечные заболевания.

Рассматривая случай, когда тревога мешает учиться, нужно понять, а почему именно она мешает? Казалось бы, в голове есть все необходимые знания, но они почему-то вдруг забываются. Она мешает сознанию собрать мысли воедино. Бывает, что в какой-то момент тревожность наоборот помогает мобилизироваться, но это очень кратковременно. Потом будет перегрев и упадок сил.

Корр.: Как бороться?

Дарья: Поговорить с родными, с близким человеком на тему, которая беспокоит. Прийти и попробовать разобраться вместе. Второй вариант - постараться успокоиться самостоятельно. Выпить теплого молока. Принять теплую ванну. Создать себе комфортную уютную атмосферу. Ну и, конечно, - физические воздействия. Они иногда работают лучше слов. Медленный парный танец хорошо снимает тревогу – я не один, меня поддерживают. Для младших школьников подходят командные игры. Важно ощутить партнера, друга, их поддержку.

Корр.: Одной из болезней XXI века считается депрессия. Что делать с ней?

Дарья: Нужно понимать, что депрессия – это не чувство, а следствие. И в целом, это клиническое состояние, с которым надо обращаться к специалистам. В нашем случае лучше говорить о состояниях меланхоличных. Таковыми являются печаль и грусть. При постоянном присутствии они негативно воздействуют на осанку и позвоночник. Развиваются остеохондроз. Это согнутое, угнетенное состояние. К сожалению, мы часто видим таких печальных детей. Они постоянно смотрят в пол, у них нет желания и интереса видеть происходящее. Нет желания радоваться жизни. Кажется, что все плохо.

В этом случае очень помогает общение в коллективе подобных ребят. Где человек найдет поддержку, будет уже не одинок. Кроме того, такое общение показывает, как другие справляются со своими печалями и неудачами. Здесь уместна групповая деятельность – те же командные игры или обучение актерскому мастерству. Последнее очень хорошо влияет на психику. Есть еще занятие танцами. Но не дискотечными, а студийно-постановочными.  Теми, которые заставляют развернуть плечи и поднять подбородок. Их можно и дома практиковать. С гордо поднятой головой и расправленными плечами печалиться сложнее.

Корр.: Подводя некое резюме с учетом наших карантинных реалий, какие универсальные инструменты, кроме скакалки, можем посоветовать читателю?  Ведь в режиме самоизоляции в командные игры не очень поиграешь, а велотренажеры, увы, пока доступны не каждой российской семье…

Дарья: Во-первых, расслабляющие зарядки, необходимые для поддержания баланса, не требуют много места и активного взаимодействия с кем-либо. Их можно делать дома или на рабочем месте.

Во-вторых, учитывая, что в самоизоляции люди редко находятся поодиночке, то всегда есть возможность делать друг другу и несложные массажи. Они интересны как предмет изучения и внесут в повседневность приятное разнообразие.

В-третьих, универсальным инструментом всегда была и остается вода. Обыкновенные души и ванны обладают хорошим расслабляющим эффектом. Контрастный душ снимает давление. Вода действует расслабляюще, в том числе,  за счет того, что физически поддерживает нас. Это ощущает тело. Ты не падаешь и это здорово! В карантин активный прием ванн и расслабление в воде – то, чем не стоит пренебрегать.

Тому, что вода для нас органична, есть разные объяснения. По одной из версий, такой феномен наблюдается потому, что именно  в воде пробуждается наша жизнь. Ведь плод получает развитие в жидкости и это отражается в генетической памяти. Потом мы подсознательно ищем это состояние.

Жизнь находится в состоянии непрерывной трансформации. Меняется климат, появляются новые болезни. В зависимости от рода деятельности изменяется состояние опорно-двигательного аппарата, а количество информации, воспринимаемой прилежным старшеклассником за четверть, вероятно, способно свести с ума некоторых средневековых ученых. Все это отражается на психологическом и физиологическом состоянии человека и нужно уметь его поддерживать. Для этого совсем не обязательно быть олимпийским чемпионом или проводить полжизни в фитнес-клубах, но некоторые принципы и полезные элементы, которые несут физические упражнения использовать вполне возможно.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru