Любовь подростков: что делать родителям
Представьте, что вы поднялись на крышу небоскрёба и смотрите вниз. Люди, машины, деревья — всё кажется маленьким, почти игрушечным. То же самое бывает и с детьми. С высоты родительского опыта эмоции подростка могут казаться несущественными и даже наивными. Например, переживания 14-летней девочки, которой одноклассник не послал эмодзи-поцелуйчик, могут выглядеть незначительными по сравнению со слезами брошенной подруги, которая осталась одна с детьми.
Однако в силу возраста и новизны впечатлений подросток остро воспринимает всё, что с ним происходит. Особенно первую любовь или влюблённость. Наша задача как родителей — помочь ребёнку пережить эмоции так, чтобы в будущем этот период помог создать здоровые отношения. Если отстраниться или допустить воспитательные ошибки, то подросток может замкнуться, разочароваться в людях и потерять доверие к родным. Как грамотно реагировать родителям влюблённых подростков, обсуждаем с психологами.
Разбираемся, что происходит с влюблённым подростком
Подростковый возраст — гормональная буря, во время которой эмоции переключаются за секунду. При этом меняется тело и приоритеты. Учёба отходит на второй план, а на первый выдвигаются отношения со сверстниками.
На фоне этого и возникает первая влюблённость. Она добавляет ещё больше зашкаливающих эмоций — от ненависти до обожания. Рядом с объектом влюблённости как будто останавливается дыхание и быстрее бьётся сердце. Даже улыбка или сообщение объекта симпатии способны зарядить радостью на весь день. А отсутствие ответа в мессенджере вызывает стресс или апатию.
Екатерина Губарева, психолог:
«Влюблённость подростков часто выдаёт поведение. Девочки начинают трепетнее относиться к внешнему виду. Мальчики же, более скрытные по натуре, могут начать расспрашивать маму о её вкусах. Так они проводят параллели с понравившейся девочкой. Или, наоборот, сын может резко стать скрытным и замкнутым».
Усмирить вулкан эмоций влюблённости невозможно. Не стоит даже надеяться притормозить эти эмоции и просить, чтобы ребёнок переключился на учёбу, экзамены и будущее поступление в вуз. Однако не всё так драматично. У влюблённости есть и полезные свойства.
Чем влюблённость полезна подростку?
-
Помогает понять себя: через отражение в другом человеке ребёнок познаёт внутренний мир, качества, черты характера.
-
Формирует самооценку.
-
Расширяет мировоззрение.
-
Помогает понять, какой человек и какие отношения нужны.
-
Учит работать над негативными эмоциями.
Екатерина Мурашова, психолог:
«Первая любовь часто быстротечна, но она закладывает базу будущих отношений. В этот период подросток учится общаться и искать компромиссы. Задача родителей в это время — обеспечить спокойную и поддерживающую обстановку дома, чтобы подросток мог спокойно пройти этот этап жизни».
К тому же, подростковый возраст — один из сепарационных кризисов, когда подросток стремится выйти из-под родительской опеки, заявить своё «я», перейти на взрослый этап жизни. Мешать сепарации опасно: ребёнок может попасть в созависимость. Об этом в книге «С тобой меня нет» пишет психолог Марина Гогуева.
Что делать?
-
Выстраиваем доверительные отношения с подростком.
-
Предоставляем ребёнку личное пространство и свободу: ослабляем контроль, предоставляем право выбора и обозначаем личную ответственность подростка за этот выбор.
Разговариваем на неудобные темы
Подростки далеко не всегда понимают, откуда у них столько эмоций и что вообще происходит. Поэтому родителям стоит спокойно, адекватно объяснить, что происходит в организме, зачем это и к чему может привести. При этом важен честный разговор на тему любви без эвфемизмов, смущения и отсылок «пойди в интернете посмотри».
Екатерина Губарева, психолог:
«В идеале на тему влюблённости стоит начать говорить до ситуации, когда ребёнок это испытает или скроет. Предлагаю обсуждать такие темы через литературу, задавая детям вопросы о персонажах».
Что делать?
Не рекомендуем самим навязывать обсуждение темы любви подросткам. Лучше предложить не разговор, а поддержку. Например, так: «Вижу, что тебя что-то беспокоит. Если хочешь, можешь поделиться со мной. Я с удовольствием помогу тебе». Так ребёнок поймёт, что его хотят и могут поддержать.
Елена Голубева, конфликтолог, мама:
«Если ребёнок закрыт, нужно проявить терпение. Разговор на деликатную тему влюблённости — как китайская шкатулка с секретом или банковский сейф, к которому нужно очень долго и аккуратно подбирать коды. Задавая вопросы в лоб, сложно добиться результата. Тем более у подростка. Это возраст закрытости, нигилизма, поиска себя.
Ребёнок сам будет делиться подробностями симпатии, если в семье доверительные отношения. Для этого важно, чтобы ребёнок знал: что бы ни случилось, родные на его стороне. Своей дочери я повторяю, как мантру: “Я тебя люблю, я всегда на твоей стороне, мы можем обсуждать любые проблемы, вместе находить комфортные решения для тебя и всех окружающих”. После подобных фраз ребёнок понимает, что может обсуждать с родителями любые темы без давления и психологического насилия».
Если ребёнку тяжело говорить с родными на тему любви, можно спросить, с кем ему проще обсудить переживания: со взрослыми друзьями, психологом, сексологом. Говорить стоит прежде всего о психологической стороне переживаний:
-
«Почему он/она так себя ведёт?»
-
«Почему всё время хочется быть рядом?»
-
«Как можно его/её порадовать?»
Наша задача — объяснить подростку основы личных границ и научить говорить «нет». Если что-то не нравится, то ты это не делаешь. Если что-то не нравится партнёру, то ты не настаиваешь. Поцелуи, объятия, прикосновения — только с взаимного согласия.
Лада Коновалова, заместитель руководителя методического отдела ИнтернетУрока:
«Подросток ещё ничего не знает о любви, это чувство может быть крайне романтизировано или, наоборот, низведено до уровня ниже плинтуса. Один будет торопиться получить чувственные удовольствия, другой — писать стихи, боясь дотронуться до возлюбленной. В каждом случае тема разговора должна быть своей: в первом случае о безопасности и личных границах, во втором — о смелости».
Договариваемся о безопасности
В отношениях только двое: он и она. Друзьям, папе, маме, бабушке и тёте в них места нет.
Чего не стоит делать родителям при первой влюблённости:
-
подсматривать и подслушивать;
-
устраивать «случайные» встречи;
-
проверять переписку или дневник;
-
запрещать встречи.
Запрет на встречи может разрушить доверительные отношения в семье. А ребёнок найдёт способ встретиться или пойдёт в открытое сопротивление.
Лада Коновалова, заместитель руководителя методического отдела ИнтернетУрока:
«Лучшая позиция родителей в тонком вопросе первой влюблённости будет “мы всегда тебя поддержим и поймём”. Однако увлечение подростка не должно кардинальным образом менять сложившийся распорядок его дня. Важно создать дома спокойную, доверительную атмосферу. А ещё полезно помочь организовать пространство, где молодые люди могли бы лучше узнать друг друга. Хорошая идея — пригласить влюблённых на квесты, общие праздники, мастер-классы, в горы и другие поездки. Они многое расскажут и о собственном ребёнке, и о его объекте воздыхания, позволят им самим понять, как лучше действовать дальше. Главное — бережно держать в руках доверие, которое есть у ребёнка по отношению к вам. Именно оно поможет вам вместе пройти все жизненные испытания».
Что делать?
Делимся опытом и опасениями и на основе этого устанавливаем договорённости.
-
Устанавливаем крайний срок возвращения домой. Подойдёт фраза: «Давай заранее договоримся, в какое время ты будешь дома, чтобы я не переживала». Взамен гарантируем, что не станем названивать без дела, чтобы проконтролировать.
-
Просим рассказать о партнёре: чем привлёк, какие качества ценны, чем увлекается. Но не давим, если ребёнок на этих вопросах замыкается.
-
Составляем с ребёнком план, чтобы туда вписывалась учёба, дополнительные занятия и встречи.
Уважаем первые чувства
Подросток в период первой влюблённости особенно уязвим. Если он рассказал о своих эмоциях, то доверил сокровенное — то, чем он в данный момент дорожит. Поэтому важно отнестись к этому ответственно. Иначе это может спровоцировать психологические проблемы. Семейный психолог Люция Ибрагимова в книге «Без стука не входить» приводит пример. Во время первой любви подростка родители подтрунивали над ним, рассказывали родственникам. В итоге ребёнок утвердил себя в мысли, что нельзя доверять никому, ведь даже самые близкие предали его — рассказали всем то, что он доверил только им.
Юлия Логвинова, мама двух дочерей:
«Опаснее всего смеяться над чувствами ребёнка, какими бы наивными они вам не казались. Формулировки вроде “я в твоём возрасте об этом даже не думала” могут унизить сына или дочь, лишить доверия. То есть нужно относиться к чувствам ребёнка уважительно, невзирая на его возраст. Даже если происходящее противоречит картине мира родителей или вам не по вкусу выбор подростка, важно всё равно сохранять доверительные отношения. Иначе он замкнётся в себе, и вы не будете знать, что у него происходит».
Что делать?
-
Не рассказываем о первой влюблённости ребёнка всем друзьям и родственникам.
-
Не высмеиваем чувства ребёнка. «Ну, жених», «Ромео на свидание побежал, даже надушился» — подобные фразы могут задеть подростка, что разрушит доверие между вами.
Лада Коновалова, заместитель руководителя методического отдела ИнтернетУрока:
«Каков бы ни был выбор вашего ребёнка, важно понимать: если он решил рассказать вам о своих чувствах, вы находитесь в зоне доверия. Важно в этой зоне удержаться, чтобы помогать переживать новый опыт. Смеяться над выбором, подтрунивать крайне вредно, иначе в следующий раз с вами делиться сокровенным не станут. Запрещены фразы: “да сколько таких Маш будет ещё на твоём пути!” Опасно обесценивать чувства ребёнка. Для него этот опыт первый, а следовательно, яркий, поскольку прежде он с подобным не сталкивался».
Не обесцениваем объект влюблённости
Даже если родителям не нравится выбор подростка, не стоит его осуждать, высказывать своё мнение и пытаться поссорить детей. Иначе велик риск нанести ребёнку психологическую травму. Специфика подростковой любви — идеализация партнёра. Ребёнок не видит недостатков в объекте обожания, даже если прямо указать на неподобающее поведение или сомнительное окружение.
Лада Коновалова, заместитель руководителя методического отдела ИнтернетУрока:
«Вредно критиковать объект воздыхания, лучше внимательно выслушать, задать наводящие вопросы, поддержать и тем самым больше узнать об избраннице(-ке). Рекомендую проанализировать характер сложившихся отношений: кто в паре лидер, а кто ведомый. Если ребёнок чаще соглашается с выводами своего партнёра, возможно, он нуждается в наставнике, которым вы для него не стали в полной мере. Тогда пришло время уделить больше внимания своему ребёнку, интересоваться происходящим в его жизни, выстраивать доверительное общение, больше хвалить за достижения, баловать признанием и лаской».
Что делать?
-
Разговариваем по душам о своих опасениях. При этом важно формулировать мысли через «я-сообщение». Например, вместо обвинений в ключе «ты безответственно относишься к своей жизни», стоит сказать «мне тревожно из-за твоих отношений».
-
Ждём. Первая любовь быстротечна. Вероятно, и вмешиваться не придётся.
-
Вмешиваемся, только если вы заметили дурное влияние. К таким факторам относятся алкоголь и запрещённые вещества.
Юлия Логвинова, мама двух дочерей:
«Сложная ситуация, когда влюблённость угрожает безопасности подростка. Например, речь идёт о курении или запрещённых веществах, нездоровом круге общения. В этих случаях важно сдержать свои эмоции и подойти к проблеме разумно. Если сказать: “Вася плохой, не гуляй с ним”, — это не сработает. Подросток воспримет это как преграду на пути своих чувств, которую нужно преодолеть. Запретный плод всегда сладок».
Я бы посоветовала отвлечь внимание ребёнка — предложить ему нечто интересное из желаемого. К примеру, купить гитару, отправить в поездку, приглашать в гости других друзей, с которыми ребёнок с удовольствием общается. То есть дать какие-то яркие эмоции, которые вытеснят интерес к нежелательному объекту».
Делимся опытом
Рассказывать о собственном опыте полезно. Однако это актуально, когда подросток хочет вас выслушать.
Екатерина Губарева, психолог:
«Большая ошибка взрослых — это навязывание своего “а я знаю”. В этой деликатной ситуации важно оставаться для ребёнка внешней опорой».
Что делать?
В разговорах на тему любви подростков важно соблюдать границы. Чересчур интимные подробности жизни родителей рассказывать не стоит, а вот романтической историей можно поделиться. Но важно видеть границу между участием и навязчивостью.
Нет! Такое поведение может нанести травму |
Да, это необходимая поддержка |
|
Безразличие |
Навязчивость |
Участие |
Бросить ребёнка один на один с чувствами в момент начала и развития романа |
Сравнивать отношения ребёнка со своими, описывать их до интимных подробностей |
«Тебе интересно моё мнение?» Поделиться романтическим опытом, если ребёнок сам об этом спросит |
Сделать вид, что не произошло ничего серьёзного, если ребёнка бросит объект симпатии: «Всё пройдёт, и это тоже пройдёт» |
Осуждать ребёнка. «А я говорила, что так будет», «Надо было меня слушать, и было бы иначе» |
Объяснить подростку, что родители всегда рядом и готовы помочь |
Помогаем пережить расставание
Хорошо, если события продолжатся по сценариям голливудских фильмов: школьная влюблённость перерастёт в настоящую любовь, которая завершится свадьбой и счастливой семьёй на всю жизнь. Но, к сожалению, чаще бывает иначе: партнёр бросает, играет чувствами, обижает.
Что делать?
-
Облегчаем расставание. С одной стороны, не мешаем пережить эти эмоции: пострадать, поплакать. С другой — оказываем поддержку.
-
Помогаем обратиться к психологу, если ребёнок находится в подавленном состоянии около месяца. Это необходимо, когда чувства так сильны, что ребёнку тяжело с ними справиться, и он замыкается, перестаёт есть, хочет навредить себе, сопернику, предмету страсти.
Что бы ни происходило, остаёмся союзником ребёнка. Так подросток не разочаруется в людях и в любви как таковой, потому что будет чувствовать, что как минимум дома его точно любят и поддерживают.