Назад
views 22 487
calendar 18 апреля 2022

Методика развития Монтессори

Методика развития Монтессори
contents Оглавление
Свернутьarrow
Методика Монтессори — это система развития детей, основанная на естественных потребностях, склонностях и возможностях ребёнка. Автор методики — итальянский врач-педиатр и педагог Мария Монтессори.

Методика Монтессори — это система развития детей, основанная на естественных потребностях, склонностях и возможностях ребёнка. Автор методики — итальянский врач-педиатр и педагог Мария Монтессори. В основу системы она заложила наблюдения за развитием детей младшего возраста, с которыми ей довелось работать. Изначально это были малыши с разными отклонениями в развитии. Монтессори продумывала занятия с каждым ребёнком, основываясь на его темпе освоения новых навыков и возрастных интересах. Увидев успех системы при обучении «особенных» детей, автор адаптировала методику и предложила использовать её для обучения всех детей младшего возраста.

Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой узнаем, что такое методика Монтессори.

Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Суть педагогики Монтессори

Наблюдая за процессом развития ребёнка, Монтессори заметила, что для каждого возрастного периода характерны свои интересы. Любой малыш может освоить только те навыки и знания, которые ему интересны и доступны. Если предложить ребёнку занятие, не соответствующее возрасту, ему будет слишком сложно или скучно.

Самое продуктивное время в развитии ребёнка — от рождения до шести лет. Именно в эти годы малыш получает наибольшую долю навыков и знаний, которые в последующей жизни только углубляет. На основе наблюдений Монтессори выделила несколько сензитивных периодов в развитии:

  • 0–3 года — принятие порядка. Первые три года жизни ребёнка — период, когда его нужно приучать к порядку. В это время малыш внимательно наблюдает за действиями мамы, с которой он тесно связан психологически. В этот период формируются навыки уборки, приведения в порядок своих вещей. Ребёнка необходимо учить вытирать пыль, мыть посуду, убирать игрушки, класть на место свои вещи. Для этого нужно дать ему уменьшенный инвентарь — маленькие тряпочки, щётки, губки.
  • 0–5,5 лет — развитие ощущений. Ребёнок изучает окружающее его пространство через ощущения — тактильные, звуковые, вкусовые. Можно заметить, что малыш часто прислушивается к звукам, нюхает предметы. В этот период закладывается понятие определений «форма», «размер», «цвет».
  • 0–6 лет — развитие речи. Самый длинный период в раннем развитии. У каждого малыша формирование речи происходит строго индивидуально. Не нужно ориентироваться на разработки авторов, которые утверждают, что к возрасту двух лет ребёнок должен говорить не менее 20 фраз, а к трём годам — строить сложные предложения. Этот навык каждый осваивает в своём темпе. Если ваш малыш говорит меньше и хуже, чем его сверстники в возрасте двух лет, не нужно паниковать. У него ещё достаточно времени, чтобы заговорить. Сам ребёнок должен захотеть разговаривать, понять, что без этого выразить свои мысли и желания не получится. Можно подтолкнуть его к речевой деятельности, предложив красивые книжки, карточки, дидактические игры.
  •    1–4 года — развитие двигательных навыков. Ребёнок знакомится с возможностями своего тела, осваивает координацию движений. Происходит укрепление мышц. Для правильного развития ребёнка нужно оборудовать площадку с детскими тренажёрами — горками, шведской стенкой, качелями.
  •    1,5–5,5 лет — развитие мелкой моторики. При работе с «особенными» детьми Монтессори заметила, что чем лучше у ребёнка развита мелкая моторика, тем быстрее он начинает говорить, осваивать другие знания. Она сделала вывод, что мелкие движения пальчиками влияют на мозговую активность. В педагогике Монтессори предлагаются упражнения, соответствующие возрасту. Для самых маленьких — нанизывание колец на стержень, бусинок на шнурок, перекладывание мелких предметов из одной ёмкости в другую. Детям постарше можно предложить собирать пазлы, дать конструкторы.
  • 2,5–6 лет — социализация. Ребёнок начинает жить в обществе, понимает важность вежливости, учится общаться со сверстниками и взрослыми людьми. Для развития навыка нужно быть в коллективе.

Второй важный принцип методики Монтессори — ребёнок должен захотеть учиться, тогда он сам сможет получать знания. Разработанная ею методика раннего развития основана на девизе: «Помоги мне сделать это самостоятельно». Роль взрослого заключается в обеспечении подходящей возрасту среды, в которой малыш будет развиваться самостоятельно.

Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься

Основные методы педагогики Монтессори

В основе системы Монтессори лежит особый стиль взаимодействия детей и взрослых. Базовые убеждения:

  • Каждый ребёнок развивается в своём темпе, с опорой на полученный им самим опыт и на свои интересы.
  • Успешное развитие возможно только в правильно организованной среде.
  • Взрослый только помогает. Он не может быть единственным источником знаний.

Комментарий психолога:

Эти принципы подразумевают, что дети играют ведущую роль в своём развитии. Взрослые следуют за их интересами, уважительно относятся к выбору.

Система Монтессори предлагает следующие условия.

  • Классно-урочное построение занятий не применяется. Уроки проходят в разновозрастных группах. Дети учатся общаться со сверстниками, со старшими и младшими товарищами. Старшие помогают младшим, одновременно развивая качества лидеров. Младшие перенимают опыт старших.
  • В комнате для занятий создаются несколько отдельных развивающих зон: творческая, математическая, языковая, естественнонаучная, практическая, спортивная, обязательно — игровая. Ребёнок самостоятельно выбирает, в какой зоне он хочет находиться. Взрослые не направляют его, не заставляют заниматься чем-то определённым. Обучение происходит легко, исключается момент соревнования и сравнения с достижениями сверстников, что позитивно влияет на самооценку.
  • Основная задача взрослого — заинтересовать. Взаимодействие построено на свободном общении. Педагог всегда выслушивает мнение ученика, не говорит ему, что правильно, а что неправильно, не подсказывает верные ответы на вопросы.
  • Есть обязательные правила соблюдения порядка. Если ученик берёт игрушку, после занятия он должен вернуть её на место. Если он читал книгу, потом её нужно положить туда, где брал.
  • В системе много занятий, связанных с развитием мелкой моторики: нанизывание предметов на основу, угадывание формы, размера, называние предмета вслепую, сортировка предметов.
  • Исключены запреты, критика. Ребёнок может совершать ошибки и самостоятельно находить правильный ответ.
  • Учебные пособия, книги, игрушки ученик берёт на свой выбор. Так развивается самостоятельность. Все игрушки и пособия в комнате для занятий в единственном экземпляре. Это помогает детям находить компромисс, договариваться.

Следуя этим методам, взрослые помогают детям развиваться самостоятельно, учиться легко и с удовольствием.

Создать развивающую среду для ребёнка по Монтессори можно в любом доме. Главное — малыш должен активно участвовать в жизни семьи.

back
Подпишитесь на нашу рассылку
Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Зачем пробовать метод Монтессори

Методика раннего развития Монтессори даёт возможность освоить все знания и навыки без принуждения, в своём темпе.

Плюсы метода:

  • Дети не сравниваются друг с другом, самооценка ученика и его родителей не страдает.
  • Детям интересно. Они сами выбирают, чем хотят заняться, поэтому не ощущают скуки или сложности поставленной перед ними задачи. Малыш знает, что одно занятие он может в любой момент поменять на другое.
  • Прошедший обучение по системе Монтессори приучен к самостоятельности. Он может сам убрать игрушки, разложить по местам вещи, позаботиться об одежде, обуви и собственной внешности и даже приготовить простые блюда.
  • Чувствуя в процессе обучения уважение к себе, ученик уважительно относится к другим людям, к их мнению, желаниям, достижениям.

Адаптация ребенка к школе
Проблемы адаптационного периода в школе: как помочь ребенку в трудный момент?

Методика Монтессори основана на врождённой любознательности детей раннего возраста, на их стремлении познавать окружающий мир. Но есть случаи, когда система Монтессори не подходит:

  • Родители не могут психологически дать полную самостоятельность сыну или дочери в выборе занятия.
  • Сам обучающийся гиперактивен, неусидчив, слишком подвижен. Такое психологическое состояние не даст ему сосредоточиться ни на одном виде деятельности.
  • Ребёнок не социализирован. Эта проблема в группе Монтессори не решится — на занятиях дети мало общаются между собой. Поэтому проблема может усугубиться.

При всех плюсах, принимая решение отдать ребёнка на обучение по методике Монтессори, необходимо учесть и минусы системы. Главный — сложность адаптации ученика. Если он после группы Монтессори окажется в обычном детсаду или школе с классно-урочной организацией занятий, с другими принципами поведения, с системой оценки «правильно — неправильно» «получилось — не получилось», то результат может не оправдать ожиданий. Поэтому правильно организованная последовательность использования воспитательных методик всегда очень важна.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru