Назад
views 3 518
calendar 09 января 2022

Методы музыкальной адаптации подростков

Методы музыкальной адаптации подростков
Оглавление
Свернуть
В подростковом возрасте ребёнок часто испытывает трудности в общении и внутреннюю тревожность. Можно сколько угодно сетовать на его «несносный характер» и «плохое поведение», проблему это не решит. Чем же родители могут помочь себе и ребёнку? И какую роль в этом может сыграть музыка?

В подростковом возрасте ребёнок часто испытывает трудности в общении и внутреннюю тревожность. Это приводит к нежеланию учиться, нестабильному поведению, снижению успеваемости. Приспосабливаясь к новой жизненной ситуации, он выражает своё отношение к окружающему миру в эмоциях и чувствах.

Можно сколько угодно сетовать на его «несносный характер» и «плохое поведение», проблему это не решит. Чем же родители могут помочь себе и ребёнку? И какую роль в этом может сыграть музыка? Об этом мы расскажем вам вместе с Ларисой Николаевной Студеникиной, педагогом с тридцатилетним стажем, специалистом по музыкально-педагогической адаптации подростков.

К чему нужно адаптироваться?

Новое место

Мы привыкли слышать об «адаптации» к новой окружающей среде. Переезд с места на место, смена условий жизни, новый коллектив. Такие перемены будут сказываться даже на взрослом человеке, даже если снаружи кажется, что он справляется с ними совершенно спокойно.

Подросток уже хочет двигаться самостоятельно, определять свою судьбу, но всё ещё вынужден следовать решениям старших в семье. Соотношение прав и обязанностей кажется ему несправедливым, поэтому переезд и все изменения в укладе жизни будут сложнее и произведут на него более сильное впечатление, чем на маленького ребёнка или родителя.

Переходный возраст

«Я уже не маленький» — эту фразу можно легко услышать из уст трёхлетнего малыша и школьника, уже получившего паспорт. В нас с годами крепнет самостоятельность, развивается личность, формируются новые привычки и вкусы.

Не зря возраст с 10 до 17 лет называют переходным. Меняется не только тело, но и самовосприятие, восприятие окружающими. Подросток вынужден адаптироваться к своему новому «Я» и к тому, какое место он теперь занимает в обществе. Не только среди взрослых, но и среди сверстников, растущих вместе с ним и вовлечённых в гонку — кто выше, кто свободнее, кто старше.

Режим обучения

Даже небольшие изменения в привычном распорядке вызывают фрустрацию и сложности. Кто не пытался начать бегать по утрам или бросить дурную привычку? А сколько раздражения вызывает ремонт дороги, даже если вынужденный объезд не дольше привычного пути.

Мы неосознанно держимся за знакомые и понятные нам ритуалы, жизненный уклад и режим. Ступор по окончании каникул и откат в работоспособности свойственны и детям, и взрослым. Поэтому смена графика или переход на дистанционное обучение, даже если он был позитивным и долгожданным, — это такие же новые условия, к которым нужно адаптироваться, привыкнуть и войти в новый ритм.

Почему именно музыка

В период адаптации к новым условиям подростки часто испытывают необоснованную тревогу. Свои мысли и чувства выражают импульсивно, на замечания и просьбы реагируют непредсказуемо.

Музыка способна преодолевать защитные механизмы сознания и проникать в бессознательные области психики подростка. Именно в область бессознательного вытесняются все вовремя неотреагированные переживания. Но они не исчезают там бесследно. Эти «спящие» эмоции могут вызывать различные беспокойства и тревоги, выплёскиваться в виде вспышек гнева, неадекватных реакций на любые незначительные раздражители.

Музыка позволяет решать проблемы, возникшие на подсознательном уровне, и стабилизировать эмоциональное состояние. С ней накапливается новый эмоциональный опыт, благодаря которому ребёнок становится более терпимым, спокойным, мотивированным.

Прислушиваясь к собственным чувствам, возникающим в качестве реакции на музыку, мы пробуждаем внутренние позитивные ресурсы, раскрепощаем и раскрываем своё внутреннее эмоциональное состояние. А успехи в музыкальной деятельности поднимают самооценку — будь то домашний концерт, достижения в кружках и студиях или выступления перед друзьями.

Музыка как предмет, искусство и творчество

Знакомство с музыкой в школе важно для разностороннего развития личности, так же как и уроки физкультуры, ИЗО и труда. Если в ребёнке есть творческая жилка и его увлекает конкретный вид искусства, большим счастьем будет узнать об этом как можно раньше. Да, не всем суждено стать великими композиторами или музыкантами. Но разве учёный, программист или руководитель не станет счастливее оттого, что сможет окружить себя музыкой, сыграв любимую мелодию на знакомом инструменте?

Зачастую пение в ду́ше воспринимается как самодеятельность в противовес профессиональным навыкам. Но когда ваш ребёнок с удовольствием и увлечением что-то напевает, то кажется ли он в этот момент тревожным и замкнутым? Или, наоборот, это знак открытости, дружелюбия и приподнятого настроения?

При правильном подходе занятия музыкой могут стать не тягостной обязанностью, а увлечением и отдыхом. Семейные традиции и ритуалы в этой сфере помогают развить потенциал подростка, наладить с ним контакт, подарить чувство постоянства и безопасности. Это позитивно скажется на его будущей самостоятельной жизни.

Создание атмосферы

С чего начать? С окружающей обстановки — создать ощущение комфорта, уюта и домашнего покоя помогут мягкий свет, ковер на полу, удобные кресла, зеленые растения. Если нет возможности выделить отдельное пространство, то в целом достаточно зашторить окна и, например, зажечь ароматные свечи.

Подготовив комфортное пространство, можно начинать занятия музыкой. Не обязательно быть профессиональным исполнителем или отдавать ребёнка в музыкальную школу, чтобы вместе с ним переживать приятный эмоциональный опыт от музыкального творчества и искусства. Первый шаг — научиться эмоционально откликаться на музыку и развить эмоциональную отзывчивость.

Как выбрать подходящую музыку

Хорошо подобранный репертуар — залог того, чтобы прослушивание музыки было не только приятным досугом, но и полезным опытом.

Подростки не слушают классику?

Ничто не мешает на первых порах предложить ребёнку самому выбрать композиции для прослушивания или музыкальных игр. В центре внимания детей, как правило, находится более простая для восприятия современная музыка, имеющая ярко выраженный развлекательный характер и популярная среди сверстников. Узнав больше о его вкусах, можно понять, в каком русле стоит двигаться дальше.

Стереотип о том, что классическая музыка всегда сложна и непонятна, легко опровергнуть. Она куда более доступна для понимания — во многом благодаря связи с народной музыкой, — поэтому легко ложится на слух и остаётся в памяти. Даже если человек не помнит, кому из композиторов принадлежит мелодия, он легко сможет напеть продолжение марша Мендельсона, вальсов Штрауса и Чайковского, Пятой симфонии Бетховена.

Мировую и отечественную историю учат, начиная с Древнего мира, с истоков. И музыка так же развивалась и шла к современности поэтапно. Преодолев скепсис к «старому» и «скучному», — а для многих это самый сложный шаг, — подросток и сам почувствует, насколько ярко отзываются внутри классические произведения.

Сюжет в музыкальном произведении

В то время как чтение литературы обычно требует погружения в контекст, тщательного анализа и рационального восприятия, музыка затрагивает куда более глубокий, тонкий пласт. И когда подросток выражает своё отношение и оценку, тем самым он избавляется от собственных негативных эмоций, неосознанно старается понять себя и оценить своё собственное эмоциональное и психологическое состояние. Достичь этого можно, обращаясь к сюжетным музыкальным произведениям.

Основная задача в том, чтобы ребёнок представлял себя героем музыкального произведения или со стороны наблюдал за ним: оценивал его чувства, эмоции, поступки со своей точки зрения, невольно приписывал ему свои положительные или отрицательные черты.

Даже если в произведении нет текста, композиция может быть отражением какой-то ситуации. Достаточно своими словами познакомить ребёнка с либретто или рассказать о жизни композитора, истории создания произведения, чтобы за его звучанием открылось нечто большее, чем абстрактная мелодия.

Можно преподносить его как хорошо знакомую подросткам жизненную ситуацию, рассказанную языком музыки, в которой герой скучает по дому, набирается решимости перед важным событием, спешит к возлюбленной или отдыхает у моря. Внутреннее несогласие с героем или, наоборот, сопереживание и разделённая радость на самом деле являются ключиком к психологическому состоянию самого подростка.

А о том, что адаптация проходит успешно, родителю или учителю подсказывает и расслабленная поза подростка, и его желание поделиться собственным мнением по поводу прослушанного.

Примеры известной классической музыки

Хорошо подойдут мелодии из следующих музыкальных произведений:

  • «Маленькая ночная серенада», муз. В. Моцарта;
  • «Лакримоза» из «Реквиема», муз. В. Моцарта;
  • «Шутка», из сюиты № 2, муз. И. С. Баха;
  • Симфония № 6 «Патетическая», часть 1-я, Побочная тема, муз. П. И. Чайковского;
  • Вступление к опере «Евгений Онегин», муз. П. И. Чайковского;
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1, часть 1-я, главная тема, муз. П. И. Чайковского;
  • Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка», муз. Н. А. Римского-Корсакова;
  • Третья песня Леля из оперы «Снегурочка», муз. Н. А. Римского-Корсакова;
  • «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь», муз. А. П. Бородина.

Методы музыкальной адаптации

Создав необходимые условия и выбрав репертуар, можно приступать к самим занятиям.

Метод эмоционального шока

Подростки бывают замкнутыми, агрессивными, рассеянными. Задача — заставить ребёнка усомниться в этой установке, заложить основу нового мировоззрения и веры в себя.

Под словом «шок» подразумевается мощный позитивный эмоциональный заряд от увиденного и испытанного. В случае музыкальной деятельности это может быть взаимодействие с необычным, экспрессивным инструментом, например, с барабанной установкой. Или с более привычными: гитарой, синтезатором. Если душа не лежит к игре на инструментах, достаточно обзавестись качественными колонками или наушниками, чтобы прослушивание музыки производило более сильное впечатление.

Важно, чтобы ребёнок мог свободно пользоваться необходимыми инструментами и всегда мог играть и слушать любимую музыку в свободное время. При этом нужно всячески поощрять и поддерживать музыкальный интерес: обсуждать, спрашивать, что нового послушал подросток или чего достиг в освоении музыкального инструмента, ходить с ним на концерты. Так ребёнок получает косвенное подтверждение уважения к нему как к личности, что, в свою очередь, способствует налаживанию доверительных отношений.

Метод графического моделирования

Этот метод учит воспринимать музыкальный язык, включает активно-творческий процесс. На магнитной доске или на бумаге подростку предлагается смоделировать или нарисовать движение интонации, которую он пропел или услышал.

Повторное прослушивание произведения с опорой на созданное изображение закрепит связь визуала с мелодией, а значит, упростит понимание музыки даже для детей, которым непривычно аудиальное восприятие.

В дополнение к этому методу ребёнок может рисовать под музыку. Не зря в художественных школах зачастую запрещают ученикам надевать наушники во время занятий, ведь характер выбранной музыки может отражаться на изображении. Но поскольку наша задача — раскрепощение и самовыражение, то музыка не помешает творчеству, а творчество поможет восприятию музыки.

Музыкальные игры

Повышению творческой активности способствуют игры:

  • «Допой мелодию». Напойте часть известной мелодии из классического музыкального произведения или знакомой песни. Ребёнку нужно закончить мелодию, вспомнить автора и название. Если он не знает ответа, то можно попросить высказать своё мнение, рассуждая о музыкальном почерке композитора, о сюжете и содержании.
  • «Исправь ошибку». Включите, напойте или сыграйте композицию и озвучьте неправильное название или автора произведения — ребёнку нужно исправить вашу ошибку.
  • «Ритмическое эхо». Задайте ритм (синкопированный, пунктирный и т. п.) — ребёнку нужно повторить за вами. Затем он может задавать вам свой ритм. В качестве основы для этого изображения может подойти, например, азбука Морзе, где точка обозначается коротким стуком, а тире — длинным.
  • «Мелодические импровизации». Нужно задать любой вопрос («какая погода на улице», «какое у тебя настроение»), напевая его в разном настроении: сердитом, шутливом, печальном. Ребёнок, отвечая на вопрос, должен пропеть свой ответ в таком же настроении. В более сложном варианте — придумать своё музыкальное настроение и воплотить в ответе на заданный вопрос.

***

Представленные методы позволяют подростку быстро постигать музыкальный язык и средства музыкальной выразительности. А игры помогают снять напряжение и плохое настроение, способствуют эмоциональному отклику на музыку как средству общения между людьми.

Важная задача занятий музыкой — обратить внимание подростков на многие бесценные вещи и явления, дать возможность пережить чувство радостного удивления, отражённое в её красоте. И, конечно, помочь раскрыться, научиться выражать свои чувства и давать им выход в творческой форме.

Статья подготовлена консультантом по музыке Домашней школы «ИнтернетУрок»:

Лариса Студеникина

Специалист по музыкально-педагогической адаптации подростков
Консультант Домашней школы «ИнтернетУрок»
Педагогический стаж 30 лет

Домашняя школа InternetUrok.ru ул. Барышиха, 23, Москва, 125368 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru