Назад
views 14 062
calendar 17 июля 2022

Мнемотехника: что это

Мнемотехника: что это
contents Оглавление
Свернутьarrow
Мнемотехника — это способ развить память, упростить процессы запоминания, ускорить их с помощью визуальных ассоциаций посредством образов. Подготовка пересказов и устных ответов во время выполнения домашней работы зачастую становится кошмаром для ребёнка и всей семьи. Этого можно избежать, если использовать для тренировки памяти приёмы мнемотехники.

Каждый день нам приходится запоминать большие объёмы информации, получать новые сведения, не терять из головы то, что уже выучено давно, и ориентироваться во всём этом потоке данных. Детям хорошая память необходима в учёбе. Каждый родитель сталкивался со сложностями, которые мешают школьнику запоминать стихи, правила, алгоритмы действий. Подготовка пересказов и устных ответов во время выполнения домашней работы зачастую становится кошмаром для ребёнка и всей семьи. Этого можно избежать, если использовать для тренировки памяти приёмы мнемотехники.

Что такое мнемотехника

Мнемотехника

Мнемотехника — это способ развить память, упростить процессы запоминания, ускорить их с помощью визуальных ассоциаций. В основе мнемотехники лежит визуализация информации посредством образов. Чем ярче образ, тем лучше он запоминается. Мнемотехника, или мнемоника, помогает быстро запоминать большие объёмы информации, преобразовав их в картинки. Из-за разницы мышления и многообразия личного опыта визуальные образы у всех свои, индивидуальные. У одних примитивные, незатейливые; у других — абстрактные, понятные только самому носителю информации.

Мнемотехника — это не новая методика. Само слово «мнемоника» восходит корнями к древнегреческому слову «искусство запоминать». Впервые приёмы мнемоники описали ещё древние римляне в I веке до нашей эры. Сохранился трактат, в котором читателям рассказывается, что такое «чертоги разума». Те самые, о которых говорил главный герой сериала «Шерлок» на BBC.

Зачем нужна мнемотехника

Чаще всего приёмы мнемотехники используют при обучении. В изучении любой дисциплины приходится запоминать много новой информации. Составляя ассоциативный визуальный ряд, гораздо легче запомнить даже сложные правила, математические формулы и большой объём лексики на иностранном языке. С некоторыми приёмами мнемоники мы встречаемся ещё в начальной школе. Их используют школьные учителя для запоминания информационных рядов из разных дисциплин. Например: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (окружающий мир, последовательность цветов радуги), «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку» (русский язык, названия падежей).

Хорошая память облегчает повседневную жизнь и по окончании учёбы. Взрослым приходится запоминать многое: номера телефонов, имена бизнес-партнёров, дни рождения близких. Конечно, гаджеты помогают хранить информацию. Но любая техника может сломаться, или её не окажется под рукой. Доходит до смешного: за будничной суетой случается забыть, о чём именно должен был напомнить вам сигнал будильника или памятка на тыльной стороне ладони.

Мнемотехника помогает и при выполнении профессиональных обязанностей. Часто расписание на день и все поручения записывают в органайзер, но не всегда в него удаётся вовремя заглянуть. Визуализация поможет запомнить имена и сферу деятельности всех деловых партнёров, не забыть в течение рабочего дня ни одну задачу.

Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься

Плюсы и минусы мнемоники

Люди, использующие мнемотехнику, отмечают, что их жизнь стала проще. Скорость запоминания новой информации увеличивается, что освобождает время для других дел. У школьников и студентов, владеющих мнемоникой, повышается успеваемость.

Другие плюсы мнемотехники

  • Увеличивается объём информации, запоминающейся за период времени.
  • Повышается продуктивность памяти. Выученная с помощью мнемотехники информация «всплывает» быстрее, чем заученные обычным способом сведения.
  • Техники доступны в любом возрасте. Разработана мнемотехника для развития памяти взрослых и для раннего развития детей от трёх лет.
  • Использование мнемотехники полезно для профилактики возрастных когнитивных нарушений: рассеянного склероза, старческой деменции, болезни Альцгеймера.

Из минусов мнемоники преподаватели и ученики отмечают только один: необходимость регулярных занятий, дисциплинированного подхода к обучению.

Приёмы мнемоники

Люди, освоившие методику мнемотехники, часто показывают свои возможности в телевизионных шоу и образовательных программах. Неподготовленный человек может подумать: чтобы так быстро запомнить столь огромный объём информации, нужно обладать особыми способностями. На самом деле всё обучение построено на нескольких несложных приёмах, освоить которые может каждый. Рассмотрим самые распространённые из них.

Истории

Если необходимо запомнить несколько слов, набор картинок, понятий, их можно связать вместе, сочинив историю, в которой вся требующая запоминания информация будет объединена единым сюжетом. Преподаватели мнемотехники рекомендуют сделать историю смешной, использовать нестандартные образы. Наша память устроена так, что фантастические сюжеты запоминаются легче стандартных.

Плюсы методики:

  • не нужна предварительная подготовка, метод доступен ученику любого возраста и с любым уровнем владения навыком;
  • развивает фантазию, нестандартный подход к задаче;
  • это не скучно, выполнение задания увлекает и детей, и взрослых.

Минус у методики один: она не поможет запомнить сразу много сведений.

Важный момент: нужно не просто придумать историю. Обязательный этап — визуализация. Для этого необходимо подключить воображение, зрительно «просмотреть» придуманный рассказ. Он должен быть эмоциональным, вызывать чувство сопереживания действующим лицам.

back
Подпишитесь на нашу рассылку

Цепочка

Методика помогает запомнить последовательность слов или понятий. Суть приёма: создать конструкцию из соединённых между собой слов, «нанизывая» их на основу, как бусинки при сборке украшения. Слова соединяются в предложение, смысл которого может быть фантазийным, — необычное запоминается лучше. Воспроизводить информацию нужно, представляя созданную цепочку, «снимая» слова с основы одно за другим в той же последовательности, в которой «нанизывали».

Плюсы методики:

  • высокая скорость запоминания;
  • не нужна аудиторная обстановка — можно создавать цепочки, занимаясь любыми повседневными делами.

Основной минус «цепочки» кроется в последовательной технике запоминания. Если вдруг из памяти выпадет одно из звеньев конструкции, следующие вспомнить будет сложно.

Чертоги разума

Другое название — метод Цицерона. С тем, как работает эта методика, хорошо знакомы поклонники сериала «Шерлок». В нём подробно показан принцип построения «чертогов разума» и прохождения по ним главного героя.

Суть метода: создание локации с опорными точками, наполненной запоминаемыми образами. Локация не обязательно должна быть фантазийной. За основу можно взять любое знакомое пространство — например, свою комнату. В комнате определяются опорные точки — шкаф, диван, зеркало, телевизор, холодильник. Перемещаясь по комнате по часовой стрелке, нужно составить маршрут, соединяющий все опорные точки. К каждой опоре «приклеивается» определённый запоминаемый образ. Он может быть не один — например, можно «приклеить» к опоре целую цепочку или историю. Все зависит от уровня тренированности.

Одну и ту же локацию можно использовать многократно. Но не слишком часто — иначе «приклеиваемые» образы могут перепутаться с предыдущими. Если такое произошло, нужно поменять пространство, дав локации «передышку».

Плюсы метода:

  • можно запоминать большой объём информации;
  • высокая скорость запоминания;
  • прочность запоминания.

Минус метода построения «чертогов разума» — трудоёмкость процесса. Он требует погружения, построить локацию «на бегу» не получится.

Мнемотехника для начинающих: советы, упражнения

Мнемотехника что это такое

Главный приём мнемоники — представление информации в виде яркого, запоминающегося образа, «перевод» незнакомых данных в знакомую символику.

«Чтобы запомнить, сколько футов в миле, вам нужно всего лишь пять помидоров» — американская мнемоническая шпаргалка. “Five to-mate-oes” созвучно в английском с «пять-два-восемь-ноль», что как раз соответствует пропорции мили к футам.

Упражнения мнемотехники для начинающих включают разные методики запоминания. Одни ученики выбирают для себя единственный подходящий приём и используют его для любой информации, другие чередуют различные техники.

Буквенное кодирование

Примеры такой кодировки мы встречаем в начальной школе — это знаменитые фразы про фазана или Ивана (начальные буквы каждого слова соответствуют начальным буквам слов запоминаемой последовательности).

Палеонтологи учат порядок периодов геохронологической шкалы с помощью предложения: «Каждый отличный студент должен курить папиросы. Ты, Юра, мал. Погоди немного, чуть». Кембрий, Ордовик, Силур, Девон, Карбон, Пермь, Триас, Юра, Мел, Палеоген, Неоген, Четвертичный.

Цифро-буквенное кодирование

Подходит для запоминания чисел (например, телефонных номеров). Каждой цифре присваивается буква (обычно по начальной букве цифры), потом из полученных букв составляется предложение.

Этому приёму посвящён рассказ Якова Перельмана «Чудо нашего века» о мальчике-фокуснике, который с помощью мнемоники держал в голове целый секретный шифр. Вместе с дядей они разыгрывали перед публикой демонстрацию супер-способностей: телепатии и чтения мыслей.

Система Шед

Для запоминания коротких чисел — например, исторических дат. Для каждой даты подбирается яркая, запоминающаяся фраза, количество слов в которой равно количеству цифр в дате. А количество букв в каждом слове — определённой цифре.

Американский математик Майк Кит написал книгу, каждое слово которой соответствует очерёдностью написания и количеством букв цифре из числа π. В книге зашифровано порядка 10 000 символов после запятой. Можно придумать свой ключ: «Как я могу с такой лёгкостью не мучить цифры для урока? Запомнив рассказик, словами обозначив, что “пи” есть» (3,1415926535? 8979324).

Рифмы

Часто используются в школе. Например, одно из правил геометрии легко запомнить так: «Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».

Глаголы-исключения в русском языке тоже можно расположить в складном порядке:
«Смотреть, всё слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Терпеть, дышать, держать,
Вертеть, обидеть, гнать»
.

Ещё проще для запоминания песенки с рифмой и простым мотивом.

Многие желающие развивать память с помощью мнемоники задают вопрос: можно ли работать самостоятельно или обязательно нужно заниматься с преподавателем? Всё зависит от усидчивости, дисциплинированности ученика. Есть много онлайн-курсов по мнемонике, которые не требуют присутствия преподавателя. Но если вы чувствуете, что вам не хватит самоорганизованности, лучше хотя бы несколько первых занятий провести с преподавателем.

Способы конспектирования
Правильно выполняемое конспектирование заставляет глубоко осмыслить материал, погрузившись в его содержание в процессе переработки.

Зачем нужна мнемотехника детям

Ребёнку приходится ежедневно запоминать массу информации из разных сфер. Его жизнь полна открытий, знакомств с новыми понятиями и персоналиями. Приёмы мнемоники помогут привязать абстрактные образы учебной информации к личным переживаниям.

Кроме памяти, мнемоника развивает у ребёнка:

  • внимание;
  • речь (увеличивает запас «активных» слов);
  • воображение;
  • способности к творческому созиданию.

Попробуйте вспомнить свои любимые детские книги. Скорее всего, в памяти всплывут яркие иллюстрации и рифмованные, ритмичные фрагменты текстов. Если такие приёмы хорошо работают с развлекательным контентом, сказками и стихами, стоит применять их и для познавательных, учебных материалов. Освоив приёмы мнемотехники, ребёнок сможет быстрее запоминать учебную информацию, что скажется на его успехах и интересе к процессу обучения.

Развитием памяти увлечённо занимаются как хобби. Существуют спортивные ассоциации, которые проводят соревнования в различных дисциплинах: запомнить наибольшее количество чисел, порядок игральных карт или соответствие лиц и имён за отведённое время. Такая игровая и соревновательная форма может заинтересовать ребёнка, чтобы он сам в дальнейшем практиковался и развивал свои навыки.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru