Назад
views 7 901
calendar 25 марта 2019

Почему важно читать вместе с ребёнком?

Почему важно читать вместе с ребёнком?
contents Оглавление
Свернутьarrow
Все художественные произведения передают читателю множество смыслов, которые существуют помимо очевидного – сюжетного. Когда мы читаем ребёнку книги, то их непосредственное содержание порой забывается. Значит ли это, что читали зря?

Статья подготовлена основателем "ИнтернетУрока":

Лазарев Михаил Иванович

ОСНОВАТЕЛЬ ИНТЕРНЕТУРОКА

Образование: Московский физико-технический институт, факультет аэрофизики и космических исследований, 1970 г. Кандидат физико-математических наук. Кандидат физико-математических наук. Имеет научные труды и запатентованные изобретения.

С 1989 года занимается предпринимательством в области высоких технологий.

В 2002 году основал фармацевтическую компанию «Аквион».

В 2009 году основал ИнтернетУрок и начал создание цифровой библиотеки видеоуроков для более эффективного обучения школьников.

В основу подхода школы к образованию была положена Концепция школы будущего М.И. Лазарева: для жизни в современном меняющемся мире важнее всего понимание явлений и процессов.

Все художественные произведения передают читателю множество смыслов, которые существуют помимо очевидного – сюжетного. Вы помните в подробностях все книги, которые изучали? Когда мы читаем сказки или ребёнок смотрит мультфильмы, то их непосредственное содержание также забывается. Значит ли это, что читали зря? Нет. Наш мозг, независимо от пожеланий, производит анализ поступившей информации и делает смысловую выборку, необходимую для выживания и нормального функционирования.

Вокруг нас бесконечно много информации

Чтобы действовать, нужно отсортировать самое значимое. Если сказано что-то важное – то это уже теория. Мы называем ее по-разному – теория, стереотип, шаблон, предрассудок – но всё это, на самом деле, выборка или «свертка» информации. Допустим, я не люблю людей с голубыми волосами. Это предрассудок. Но у меня и теория такая может быть.

Если сказано что-то важное – то это уже теория.

Сказка

Вот мы читаем сказку про солдата и огниво. «Огниво», Ханс Христиан Андерсен. По сюжету солдат идёт, встречает бабку. Она предлагает ему некие совместные действия: «Я тебя спущу в дупло – там золото. Ты возьмёшь столько, сколько хочешь. И там ещё будет огниво. Его ты захвати для меня». Солдат не так много денег накопил за военную службу. Ему это выгодно. И это выгодно всем. Соответственно, солдат говорит: «Да». Сделка заключена. Сюжет изобилует подробностями – там присутствуют три собаки со своими судьбами, и повторы – чтобы детям было все понятно. Но суть от этого не меняется… Всё идёт по плану, солдат овладевает огнивом, но бабке его не отдаёт. Более того – он её убивает. Потом появляется принцесса, и солдат на ней женится. Собаки, которые охраняли золото и которых он обманул, при помощи бабкиных уговоров, стали ему служить. При этом, по ходу сюжета, они убивают отца и мать принцессы. Но главное не в этом. У солдата в результате всё хорошо. Он женился на принцессе.

Теперь я спрашиваю ребёнка, которому читал вслух: «Слушай, как-то нехорошо солдат поступил – обманул, получается? Пообещал и обманул?» Это же не хитрость, которая присутствует в сказке «Ворона и лисица», когда лиса уговорила ворону каркнуть. Лиса изначально с вороной ни о чем не договаривалась. Не обещала, что не убежит с сыром. В других сказках – наших в том числе – различается военная хитрость (когда исходно известно, что участники враждуют) и другое (когда участники договорились и заключили контракт). Во втором случае обман – это всегда нехорошо.

К людям из другого сообщества вполне допустимо применять другую логику и другую мораль.

Так вот я спрашиваю: «Нехорошо же поступил?» Ответ: «Да ладно, ну она же плохая – давай дальше». Что в этом ответе содержится? Что значит «она же плохая»? Это разграничение «свой – чужой». То есть со своими нужно выполнять контракт, а с чужими можно и не выполнять. Такое отношение к договору, контракту проявляется во многих исторических событиях и в некоторых высказываниях. Согласно английскому афоризму: «Если джентльмены проигрывают, они меняют правила игры». То есть после проигрыша джентльмен может вести себя по-другому. Что в этом скрыто? То, что к людям из другого сообщества вполне допустимо применять другую логику и другую мораль.

«Как же так?! Солдат не выполнил контракт?! Это же нехорошо…». Ребёнок может ответить: «Да они плохие». Но все же вы посеяли сомнения и чуть-чуть подвинули сознание. Чуть-чуть научили сопротивляться манипуляциям. Что будет очень полезно в жизни.

Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься

«Кот в сапогах»

«Кот в сапогах» из той же серии. Он же обманывает короля – полей маркиза Карабаса не существует! Но всё так забавно написано... С использованием сослагательного наклонения – это когда мы оставляем свободу выбора человеку. Согласитесь, что по-разному звучит пожелание: «Пойди открой форточку». Или: «Не мог бы ты открыть форточку?». Во втором случае мы уважительно относимся к ребёнку, оставляя ему свободу выбора и действий – ты можешь выполнить просьбу, а можешь и отказать. Это и есть сослагательное наклонение, которое и он будет использовать, когда подрастёт. Это такая относительная свобода, очень важная для развития интеллекта.

Сюжет

В любой сказке есть сюжет, а где-то рядом идёт информация. Именно её фиксирует мозг, и она может быть главной. Почему главной? Потому что в жизни мы принимаем два типа решений – одни рациональные другие иррациональные, или нерациональные. Можно сказать, что рациональное решение – это такое, которое примут два совершенно разных человека одинаково. Например, как быстрее добраться из одной точки в другую? Если подумать хорошо и использовать навигатор, то решение будет единым, независимо от убеждений и политических взглядов.

Иррациональное решение может быть таковым только снаружи. Человек смотрит на событие и говорит, что всё сделано так, как нужно было сделать для тебя. Но ты книжки в детстве другие читал, у тебя устройство души другое, и ты поступил бы как-то иначе. Нерационально, с его точки зрения. Нерациональные решения – это решения по тем задачам, где есть реальный человеческий выбор. И тут играет большую роль то, как человек воспитан и чему его учили в детстве. Именно то, что произошло с ним до пяти-шести лет.

back
Подпишитесь на нашу рассылку

Сравним некоторые мультфильмы

В одних кто-то за кем-то гонится и сразу есть ярко выраженный плохой и хороший герой. Понятные свой и чужой. Обычно, слава богу, хорошие побеждают, а плохие наказаны. Всё здорово.

Но есть же и совершенно другие фильмы. Возьмите для примера всеми любимый мультфильм «Простоквашино». Там и плохих-то героев нет. Есть немного вредный почтальон Печкин… Да и то, как известно, «потому что у него велосипеда не было». Плохого он ничего не делает и даже, наоборот, помогает. Прекрасный и забавный фильм, который с удовольствием смотрится. Там очень много творчества и непростой поучительный сюжет.

Разделить всех на своих-чужих, устроить между ними борьбу, а дальше только рисовать – это очень простой путь. Соответственно, на разных фильмах вырастают очень разные люди. И в критических ситуациях, когда рационального решения просто нет, эти люди поступают по-разному.

Когда мы читаем сказку, мы проживаем маленькую жизнь рядом с детьми.

Нужно учитывать, что они в этот момент воспринимают попутную информацию. Вот представьте, что вы очень много говорите, что нужно читать, а сами не читаете и ребёнок не видит вас с книгой. Это будет важнее, чем все разговоры. Нужно учить детей читать внимательно и на какие-то моменты ставить акценты. Потому что именно попутная информация формирует душу или ту часть сознания, которая позже будет принимать самые главные нерациональные решения.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru