Помогаем школьникам развить умение сосредотачиваться
Ваш ребенок учится в школе, но занятия даются ему с трудом? И совсем не потому, что он не способен понять решение сложной задачи? Просто он непоседа, которому чрезвычайно сложно довести начатое дело до конца! Он срывается посреди процесса, забывая о том, чем был увлечён ещё три минуты назад.
Способность человека сосредоточиваться на чём-либо на протяжении необходимого времени называется усидчивостью. Человек не рождается с этим свойством, а обретает его со временем. Чтобы избежать нервотрепки и огорчений, приглядитесь к своему школьнику. Возможно, ему нужна ваша помощь! Попробуйте вместе позаниматься тем, что способствует обретению усидчивости и настойчивости в достижении цели!
Что помогает воспитать усидчивость и настойчивость?
Получение навыков, не требующих слишком долгого обучения. Многие из них пригодятся и в жизни, и при общении со сверстниками. Важно, чтобы между умением и неумением была понятная граница и формулировка «умею немножко» не складывалась. Сложно сказать, что я «немножко умею плавать». Потому что, когда дно уходит из-под ног, ты или плывёшь, или тонешь. То же с ездой на двухколёсном велосипеде или на коньках. Речь не идёт о воспитании участника велогонок или соревнований по фигурному катанию, хотя, возможно, чем-то ребёнок и заинтересуется всерьёз, но позже. Пока же мы говорим лишь об умении держать равновесие или не бояться определённого вида деятельности. Если подумать, то можно найти массу таких небольших умений. Примите за правило постоянно помогать ребёнку в обретении таких навыков. Например, раз в месяц или в два ставьте ему новую задачу и решайте её вместе. Это интересно. Постепенно он войдёт во вкус.
Приготовление вкусной еды. Если ребёнку больше десяти лет, предоставьте ему поле для творчества. Постарайтесь помогать лишь ненавязчивыми советами. Кто-то скажет, что это занятие для девочек, но есть целый ряд традиционно мужских блюд. Готовить можно вечером, рассчитывая получить таким образом вкусный ужин. Или на природе, для пикника. Вначале посоветуйтесь с юным поварёнком и заинтересуйте его процессом. Идеально, чтобы желание сотворить вкусное блюдо он высказал сам. Совместно изучите разные рецепты и выберите не очень трудоёмкое, но вкусное блюдо. Со временем можно усложнять рецептуру. Изюминка в том, что если работу не довести до конца, то можно всех оставить голодными, а если довести – всеобщее удовлетворение очевидно.
Ремонт в комнате своими руками. Ничто так не оживляет повседневность, как изменения в интерьере. Но даже небольшая перестановка мебели, как правило, чревата массой неприятных неожиданностей в виде оторванных обоев, заляпанных стен и пола, затёртой интерьерной краски. Скромный полёт фантазии может запросто выдать идеи, способные не только исправить ситуацию, но и улучшить её. Оптимально заранее, перед началом ремонта и перестановок, продумать базовые элементы, измерить площади и вписать желаемое в полученные размеры. То есть нужно создать небольшой проект, реализовать его на практике и устранить недоделки. Работа привьёт массу полезных навыков, а необходимость постоянно находиться в комнате заставит завершить начатое.
Для детей лет до девяти задача с ремонтом может оказаться слишком сложной. В этом случае можно ограничиться раскрашиванием больших картинок. Однако и тут желательно организовать всё так, чтобы раскраски имели практическое применение.
Читайте с детьми длинные, но очень интересные книги. Психологи рекомендуют семейное чтение вслух. Оно сближает участников, способствует взаимопониманию и улучшению атмосферы в семье. Это прекрасный отдых, который, кроме прочего тренирует память и усидчивость. Выберите интересную книгу, которой нет в школьной программе. Читайте по вечерам главу за главой, но перед началом чтения обязательно обсуждайте прочитанное ранее. Важно, чтобы ребёнку было интересно и он участвовал в этом процессе с удовольствием.
Сборка пазлов – один из самых увлекательных способов выработать усидчивость у детей. Только кажется, что это игрушка для совсем маленьких. На самом деле пазлы бывают разной сложности, а собранные картинки имеют различное назначение. Можно украсить ими комнату или устроить из них своеобразную галерею. Собранная картинка со сложным сюжетом – это реальный повод для гордости. На этом поприще есть даже свои коллекционеры.
Сам по себе процесс является мощным антистрессом, в том числе для взрослого. Это прекрасный отдых и инструмент для развития воображения. Собирать картину из пазлов могут одновременно несколько человек, это можно делать как семьёй, так и компанией детей.
Покупая пазлы, отнеситесь внимательно к выбору темы. Итоговая картинка должна быть интересна тем, кто её собирает.
Конструирование. Процесс подразумевает сборку сооружений из готовых частей конструктора или несложных строительных материалов. Сюда может входить сборка моделей самолётов, кораблей и прочего из заданных деталей по схеме. Суть процесса в том, что на глазах у непоседы из непонятных и непримечательных частей вдруг возникает удивительная конструкция, автором которой является он сам. И для её появления требовалось всего-то некоторое усердие.
Увлечённость рождает настойчивость и умение сосредоточиться
Усидчивость и настойчивость – чрезвычайно важные качества как для постижения школьных предметов, так и для успешной жизни в целом. Их воспитание – большая работа, результаты которой не становятся видны мгновенно. Не нужно заставлять ребёнка часами высиживать за столом и заниматься однообразным делом. Ведь усидчивость как свойство полезно не в буквальном понимании, а как способность довести начатое дело до конца. Ни повышение голоса на ребёнка, ни выдумка наказаний, ни мотивация условными «плюшками» – деньгами или подарками – не смогут дать столь продуктивный эффект в воспитании усидчивости и настойчивости, как действительно интересное занятие. Только искренняя увлечённость может захватить человека полностью и не давать отвлечься на сторонние соблазны. Выявление такого вида деятельности для ребёнка ещё в школе – лучшее, что может сделать родитель для воспитания целеустремлённого, успешного человека.
И если вдруг с первого, второго, третьего раза что-то не получается, не отчаивайтесь. Это говорит лишь о том, что самое интересное дело у вашего школьника ещё впереди. А его поиск сам по себе тоже увлекательное занятие и даёт шанс ребёнку вырасти разносторонним.