Назад
views 1 026
calendar 31 августа 2023

Прокрастинация: обычная лень или опасный симптом?

Прокрастинация: обычная лень или опасный симптом?
contents Оглавление
Свернутьarrow
Инструкция к победе над прокрастинацией. Хотя бы временной

Кто говорит, что ни разу не «тюленил» в выходные, тому мы не очень верим. Но одно дело сознательно ничего не делать, чтобы набраться сил перед учебной неделей, а другое — целиком перейти в режим Скарлетт О’Хары: «Подумаю об этом завтра». 

Где же проходит эта грань, которая отделяет прокрастинацию от лени, и как перестать откладывать жизнь на потом? Об этом редакция Журнала «ИнтернетУрок» поговорила с психологом, профессором, блогером и методистом популярной школы.

Что такое прокрастинация? 

Простыми словами прокрастинация — это патологическое откладывание дел на потом: «Залипну пока в ролики, а домашку сделаю перед сном», «Отнесу пальто в химчистку в следующие выходные», «К следующему лету точно похудею». Проблемы наступают, когда откладывание дел становится привычкой. 

Термин стал модным недавно, а вообще в ходу с 1977 году благодаря книге П. Рингенбаха «Прокрастинация в жизни человека». И понеслось. В Великобритании 1 марта даже отмечают Национальную неделю прокрастинатора. Её приверженцы откладывают несрочные дела на потом, чтобы разгрузить мозг и прожить праздничную неделю в режиме «здесь и сейчас». Судя по опросу ВЦИОМ, в России это свойственно каждому третьему. 

Сколько россиян прокрастинируют, опрос

Прокрастинация — это лень?

Нет, это разные истории. Лень — отказ принять на себя ответственность, инертность. Прокрастинатор же не отказывается от ответственности, он принимает на себя задачу, но не выполняет её вовремя. Условно говоря, лентяй говорит себе: «Не хочу, поэтому не делаю», а прокрастинатор: «Хочу сделать, но не делаю». 

Прокрастинатор не отдыхает, когда откладывает дела на потом. Он думает о них, нервничает, тревожится, и на это уходит масса сил и энергии. А ленивый человек не испытывает тревоги оттого, что ничем не занят. Он расслаблен.

Валерий Гут, кандидат психологических наук, разработчик теории адаптивного интеллекта:

«Профессор психологии Университета Де Поля в Чикаго Джозеф Феррари говорит, что этот феномен не имеет ничего общего с ленью. Наоборот, люди, которые подвержены прокрастинации, не ленивы: они думают о том, что им предстоит сделать, переживают из-за простаивания и боятся последствий, но не могут приступить к делу. Прокрастинатор может вести себя номинально активно: листать социальные сети, общаться с друзьями, играть в игры, то есть заниматься всем чем угодно, только не запланированными делами».

Валерий Гут добавляет, что прокрастинация предполагает осознанное решение отложить задачу на будущее в пользу какого-то удовольствия, в то время как лень может быть неосознанной реакцией на нежелание заниматься чем-либо. Прокрастинация также обычно связана с конкретной задачей или обязанностью, в то время как лень может быть более общей реакцией.

Обратите внимание на проблему прокрастинации: человек и не работает, и не отдыхает. Вместо этого он погружается в тревогу оттого, что есть невыполненные задачи, — над головой висит дамоклов меч. Сделать бы всё, расслабиться, а потом развлекаться, но прокрастинатор не может себя заставить. 

articlePreviewImage
Воспитание ответственности у детей: прощайте «забыл», «пропустил» и «потерял»
Шпаргалка по воспитанию ответственности

Почему мы прокрастинируем?  

Невозможно выделить одну причину возникновения прокрастинации. «ИнтернетУрок» обсудил с экспертами разные варианты. 

Елена Истягина-Елисеева, профессор, научный руководитель Института спортивного менеджмента и права НИУ ВШЭ, директор Государственного музея спорта:

«Люди часто прикрывают прокрастинацией свои невыполненные обязательства, несделанную работу и откладывание важных дел “на потом”. Причём даже не пытаются разобраться глубже в этом синдроме. А ведь по факту нет такого нейрофизиологического состояния! Это самооправдательный механизм. Следовательно, надо искать первопричину. И у всех они индивидуальны: неуверенность в своих силах, отсутствие интереса к задаче, усталость, депрессия, страх или что-то ещё. То, что мы отвлекаемся, — это всегда вторичное. Надо лишь быть честными с собой». 

Есть и другие причины прокрастинации у детей, которые выделяют учёные. 

Валерий Гут, кандидат психологических наук, разработчик теории адаптивного интеллекта:

«Низкая самооценка, страх неудачи, тревожность могут снизить мотивацию к деятельности и способствовать прокрастинации. Научный сотрудник Оттавского университета и автор книги “Решение загадки прокрастинации: краткое руководство по стратегиям изменения” доктор Тимоти Пичел считает прокрастинацию интуитивной эмоциональной реакцией на то, что мы не хотим делать. Он выделил несколько триггеров, которые приводят к прокрастинации. Люди чаще откладывают дела, если перед ними неинтересная, сложная или недостаточно структурированная задача, а также если они не понимают, зачем её выполнять, не видят в ней личной выгоды. 

Многие подростки не обладают навыками эффективного планирования и организации времени. По этой причине они не всегда могут правильно разбить задачу на более мелкие шаги и приступить к ней своевременно. Мешают заняться делом и современные технологии. Компьютерные игры, общение в социальных сетях, развлекательный контент часто становятся для ребёнка соблазном и отвлекают от более продуктивных занятий».

articlePreviewImage
Безопасность в интернете: лайфхаки про цифровую гигиену
Делимся приёмами, как сохранить здоровую психику и деньги в интернете.

Внутренние проблемы детей, которые ведут к прокрастинации:

  • Страх неудачи. Ребёнок боится, что его работу раскритикуют, и не хочет за неё браться.

  • Отсутствие мотивации. Нет внутренней потребности выполнять задачу, сложно себя заставить работать или учиться. 

  • Неуверенность и неопределённость. Ребёнок может не знать, как подступиться к задаче, быть неуверенным в том, что справится.

  • Перфекционизм. Ребёнок старается сделать всё идеально, завышает требования к себе, боится не достигнуть такого результата и поэтому откладывает выполнение.

  • Психологические травмы. Люди откладывают задачи, которые вызывают дурные воспоминания и ассоциации. 

articlePreviewImage
4 главных школьных страха (и как их побороть)
Разбираемся в причинах появления школьных страхов и в том, как с ними правильно работать.

Лада Коновалова, заместитель руководителя отдела по методической части ИнтернетУрока: 

«У прокрастинации две причины. Первая — когда то, что надо делать, совсем неинтересно и кажется ненужным конкретному человеку. И вторая — когда необходимое настолько пугает, что не знаешь, с чего начать, и потому постоянно откладываешь “на потом”. В первом случае ответственность обычно на родителях, поскольку манера поведения взрослых заимствуется детьми. Кроме того, родители довольно часто стремятся мечом и оралом (причём “оралом” в значении “криком”) принудить ребёнка делать то, что надо, объясняя это тем, что “так заведено”, “надо значит надо, и точка”. Работает эта схема паршиво. Без энтузиазма выполнять необходимое скучно и неинтересно. Следовательно, лучше отложить на самый крайний срок. И это затягивает».

Как бороться с прокрастинацией? 

Способами победить прокрастинацию с подписчиками «ИнтернетУрока» поделился Валерий Гут. В подтверждение советов он приводит крупные исследования. 

Расчищаем пространство   

Чтобы помочь ребёнку сконцентрироваться на предстоящем задании, лучше убрать всё лишнее с рабочего стола: смартфон, игрушки, ненужные вещи и даже перекусы. Родители могут помочь равномерно распределить нагрузку как в течение дня, так и на протяжении всей недели. Если знать наиболее продуктивные фазы ребёнка, то можно планировать самое сложное на это время. 

articlePreviewImage
5 навыков дошкольников, которые точно пригодятся в школе
Чтение и устный счёт не панацея. Разбираемся, какие навыки развить у ребёнка, чтобы учебный процесс давался легко и приносил удовольствие.

Структурируем задачи

Прокрастинаторы часто «не видят леса за деревьями», уверен профессор психологии Университета Де Поля в Чикаго Джозеф Феррари. Чтобы справиться с задачей, которая кажется непосильной, он советует «рубить деревья по одному». 

В тайм-менеджменте есть такой подход: съесть слона по частям. Если задача кажется сложной, неосуществимой и пугает, надо её просто разбить на мелкие и выполнять их. Например, нужно составить проект: отобрать фактуру, подготовить графики, картинки, провести эксперимент, оформить, подготовить презентацию. Причём лучше всё фиксировать в письменном виде с дедлайном. Например: «В четверг собрать фактуру из источников А, Б и С, выписать основные мысли в файл. Начинаю в 15:00, завершаю в 16:00».

Сергей Шестаков, преподаватель математики:

«Для борьбы с прокрастинацией важно создание дедлайнов. Договорённостей по срокам. Тут необходимо, чтобы человек, который ставит эти дедлайны, был авторитетом для подростка. Без этого дедлайны работать не будут. Важно, чтобы подросток ценил свои слова, делал то, что обещал, и чтобы ему было стыдно не выполнить обещанное. Приведу в пример историю с одним генералом, который бросил курить. Это получилось после того, как он вышел перед своими солдатами и прокричал: “Я больше не курю”».

Предлагаем компанию

Можно предложить подростку свою помощь или организовать работу над проектом вместе с одноклассником. 

Валерий Гут, кандидат психологических наук, разработчик теории адаптивного интеллекта:

«Мы откладываем важные дела не из-за лени, а потому, что нам страшно браться за них в одиночку, уверен автор книги “Не мешай себе жить. Как справиться со страхом, обидой, чувством вины, прокрастинацией и другими проявлениями саморазрушительного поведения” Марк Гоулстон. Он и сам долго откладывал написание книги, пока не понял причины и не нашёл партнёра — Филиппа Голдберга».

Например, мой ребёнок не любит английский. Я наняла учителя, нашла удобный онлайн-словарь, но ребёнок всё равно увиливал от занятий, что негативно сказывалось на результате. В итоге я встроила занятия английским в ежедневный режим дня. В одно и то же время вся семья садилась учить слова. Причём мы не просто присутствовали, но и активно включались в процесс: повторяли, писали их, составляли предложения. И ребёнок включился.

articlePreviewImage
Личные границы: до какого возраста и в какой мере родители вправе влиять на школьника
Подсказываем, как воспитать из школьника самостоятельную и сильную личность

Искать мотивацию

Без внутреннего побуждения к работе её сложно начать. Слова «надо значит надо» — не мотивация. 

Лада Коновалова, заместитель руководителя методологического отдела ИнтернетУрока: 

«Летом мы ходили с сыном-второклассником в горы. Забирались далеко, высоко, поднимали машину на подъёмнике в прекрасное далеко Уллу-Тау. Путь был непростой и очень живописный. Постепенно мальчик устал и стал жалеть себя, плестись в хвосте и даже разворачиваться и идти в обратную сторону. Пришлось вернуться за ним, рассказать о том, что впереди его ждёт волшебный камень желаний Гудвина. В итоге ребёнок дошёл, превозмогая себя и хныча от усталости, загадал себе мужских качеств: силы воли, отваги, мужества. После пришлось ещё и спускаться, пешком с подъёмника в том числе, и тогда сын воскликнул: “Мама, Гудвин подарил мне то, что я просил! Я справился!”» 

articlePreviewImage
Пушкинская карта и другие способы бесплатно отдохнуть для школьников
Как посещать музеи, театры, кино за счёт государства

То же самое справедливо и в отношении учёбы. Чтобы ребёнок перестал откладывать дела на потом, важно подсказать значимость процесса. Даже если значимость и условная, как с волшебным камнем желаний,  объяснение смысла поможет не только начать процесс, но и увеличит шансы довести его до конца.

Сергей Шестаков, преподаватель математики:

«В учёбе важно помочь понять, зачем предмет нужен на практике. Стоит окружать себя людьми, которые интересуются тем, к чему необходимо повысить мотивацию, и сокращать общение с теми, кто обесценивает. Полезно воспитывать в ребёнке упорство, чтобы он не был склонен ждать слишком быстрых результатов и не сдавался раньше времени. Только с этим нужно быть осторожным. Обратная крайность тоже плоха. “Лошадь сдохла, слезь” — эта индийская народная мудрость работает».

Поддерживаем тонус

На желание прокрастинировать влияет и общее состояние организма. Снизить риск прокрастинации могут систематические занятия спортом. 

Елена Истягина-Елисеева, профессор, научный руководитель Института спортивного менеджмента и права НИУ ВШЭ, директор Государственного музея спорта:

«Вся моя жизнь связана со спортом. Он формирует дисциплину и морально-волевые качества — учит преодолевать трудности, страх и неудачи. Спорт помогает быть более осознанным, дисциплинированным, смелым и решительным. Люди, которые занимаются физической культурой, более активны и собраны. А в физически развитом теле нет места саморазрушительным привычкам и желаниям».

articlePreviewImage
Сертификат ПФДО: как записать ребёнка в секцию бесплатно
Лайфхаки, как оплатить кружки за счёт государства.

Проявляем терпение

Не всегда стоит паниковать. Прокрастинация и лень могут быть нормальными явлениями, особенно у подростков. 

Валерий Гут, кандидат психологических наук, разработчик теории адаптивного интеллекта:

«Иногда стоит вспомнить, что даже великий Леонардо да Винчи был прокрастинатором — он работал над “Моной Лизой” целых 14 лет, хотя на создание “Тайной вечери” у него ушло 3 года. Уолтер Айзексон в книге “Леонардо да Винчи” приводит диалог между художником и герцогом Людовико Сфорца, который и поручил ему нарисовать один из популярных религиозных сюжетов. Леонардо объяснил, что иногда необходимо действовать без спешки, делать паузы и даже откладывать дела на потом. “Гениальные люди иногда достигают большего, когда работают меньше, — сказал Леонардо герцогу, — поскольку их умы заняты своими идеями и совершенствованием своих представлений, которым они впоследствии придают форму”. Поэтому не стоит всегда и слишком торопить детей и самим торопиться».

Когда прокрастинация — опасный симптом?

Иногда патологическое откладывание дел на потом может говорить о возникновении расстройства. 

Валерий Гут, кандидат психологических наук, разработчик теории адаптивного интеллекта:

«В некоторых случаях прокрастинация может быть связана с различными психологическими состояниями, включая стресс, депрессию и другие психические расстройства. Она становится как причиной, так и следствием этих состояний». 

Стресс

Под воздействием стресса подростки могут испытывать трудности с вниманием, им сложно сосредоточиться на задаче. Мотивация снижается, и для них предпочтительнее отложить дела, чем получить неудовлетворительный результат.

articlePreviewImage
Эмоциональное выгорание: инструкция по выживанию
Выясняем у психологов, какие приёмы действительно помогают восстановить психику после сложных экзаменов, а какие бесполезны.

Депрессия

Депрессивное состояние может сопровождаться потерей интереса к занятиям, которые ранее приносили радость. Психиатр Дэвид Бернс, который разработал более 100 техник когнитивно-поведенческой терапии, называет прокрастинацию «параличом воли» и типичной чертой депрессии, поскольку это состояние включает безделье и саморазрушение.

Низкая самооценка

Стремление оценивать свои возможности ниже, чем они есть на самом деле, ведёт к тому, что подросток не видит смысла в том, чтобы приступать к задачам. Он считает, что ничего хорошего не выйдет. В результате откладывает дела так долго, что проходят все назначенные сроки. Неудачи вызывают неверие в свои силы и чувство вины. Получается замкнутый круг.

articlePreviewImage
Как стать уверенным в себе и что делать, если ребёнок в себе не уверен
Уверенность в себе — это способность достигать поставленных целей, опираясь на здравую оценку своих знаний и умений. Без этого качества человек стесняется выступать на публике, боится высказывать своё мнение, не решается браться за незнакомую работу.

Перфекционизм

Высокие стандарты и стремление к совершенству могут вызывать страх перед неудачей. Ребёнок будет бесконечно оттягивать какое-то дело — это особенно выражено у тех, кто боится не соответствовать своим высоким ожиданиям.

Если подросток демонстрирует продолжительное и повторяющееся поведение, которое мешает его учёбе и благополучию в целом, стоит обратиться к психологу или психотерапевту. Работа с профессионалом поможет определить основные причины и разработать стратегии для преодоления этой проблемы.

back
Подпишитесь на нашу рассылку

Родителям важно понять, в чём причина возникновения прокрастинации у ребёнка. Это можно сделать только через доверительный диалог. Выслушайте его, уточните, какие чувства и эмоции он испытывает, какие у него есть соображения и предложения на этот счёт. 

Самое плохое, что тут могут сделать родители, — это навесить ярлыки типа «лентяй», «бездельник», «безвольная личность», «будущий дворник» и прочие. Так вы подорвёте доверительные отношения и разрушите самооценку ребёнка. Решить проблему подобная стратегия не поможет, а вот усугубить — вполне. 

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru