Назад
views 4 780
calendar 22 сентября 2022

Ребенок не хочет учиться сам: 3 главные причины

Ребенок не хочет учиться сам: 3 главные причины
contents Оглавление
Свернутьarrow
“Ребенок неплохо успевает в школе, но без посторонней помощи не справляется. Как решить проблему эффективно?”

«Мой сын учится в начальных классах. Учителя говорят, что он все схватывает на лету и неплохо успевает, но когда дело доходит до самостоятельной работы — домашнего задания, например, — он отвлекается, пропускает все сроки, а порой и вовсе забывает о долгах по учёбе. Как научить его быть самостоятельным?»

Ответ:

Если родители замечают, что школьник испытывает сложности в учёбе без посторонней помощи — не справляется с домашней работой, забывает или намеренно игнорирует задания, теряется, нарушает сроки — важно обратить внимание на проблему как можно скорее, выяснить её корень и найти решение. В ином случае есть риск, что привычка войдёт в разряд постоянных, а затем перейдёт и в другие сферы жизни.

В первую очередь, необходимо выяснить причины появления проблемы. С чем может быть связано нежелание или неспособность ребенка к самостоятельному освоению учебной программы? А уже разобравшись в причинах происходящего, можно переходить к решению проблемы.

Отсутствие навыка учиться

Обучаемость — это навык, который можно и нужно развивать. Если он не развит у ребенка (или развит слабо), ему будет крайне сложно осваивать программу самостоятельно. Такая проблема может возникнуть из-за того, что ребенок в принципе не привык проявлять самостоятельность — с самого детства родители или старшие родственники помогали ему во всём, а может быть, и вовсе делали за него всю работу.

«Ситуация, когда ребенок сам “перерастает” период нежелания что-либо делать по учёбе, возможна. Всё зависит от характера, темперамента и окружения. Кому-то на формирование самостоятельности понадобится немного времени, у кого-то это растянется на более длительный период — придётся приложить больше усилий, как со стороны взрослых, так и со стороны ребёнка. В этом случае взрослым необходимо поставить цель развить навык обучаемости, проявить терпение и быть последовательными в словах и действиях, и тогда всё получится!», — говорит Елена Нуриева, учитель начальных классов Домашней школы «ИнтернетУрок», психолог и социальный педагог.

Что можно сделать?

В случае, если у школьника отсутствует навык учиться — то есть он с детства привык к постоянному присутствию взрослых во всех сферах своей жизни и не готов отправиться в свободное плавание — необходимо сделать упор на развитии этого самого навыка. Пробуйте постепенно давать ребенку больше свободы там, где это возможно. Например, можно выбрать какой-то наименее значимый предмет и частично перестать помогать ребенку при подготовке к нему — это может быть ИЗО, музыка, физическая культура. Скажете, что домашних заданий по физической культуре не существует? На самом деле подготовка и сбор спортивной формы для занятий и есть домашнее задание по этому предмету, и если этот пункт — ваша зона ответственности, то ваше участие очевидно.

Да, после того, как вы снимите с себя ряд обязанностей, (а ребёнок уже привык, что они лежат на ваших плечах), его оценки могут снизиться, но в будущем он поймёт, что на нём лежит ответственность за результат, и начнёт относиться к процессу учёбы по-другому.

«Если ребёнок получит замечание (и не раз), родителю будет сложно не замечать записи в дневнике. В этом случае можно хотя бы напоминать: всё ли он приготовил и взял с собой? Или придумать стишок, который необходимо повторять перед выходом из дома. В нём проговаривать, что надо взять, а что желательно оставить дома, когда отправляешься в школу», — говорит Елена Нуриева, учитель начальных классов Домашней школы «ИнтернетУрок», психолог и социальный педагог.

Слишком сложная (лёгкая) программа

Например, ребёнок пришёл в первый класс с определённым набором знаний, и теперь процесс учёбы кажется ему скучным и рутинным. Или, напротив, школьник не успевает за программой, получает плохие оценки, что в конечном счёте приводит к страху неудачи, потере интереса и нежеланию что-либо делать.

Что можно сделать?

В такой ситуации необходимо удостовериться, что ребёнку по силам освоить предложенный курс. Если проблема кроется в этом, стоит обсудить ситуацию с педагогом и найти оптимальное решение — например, дополнительные занятия, репетиторство.

«Учителю и родителям в подобных ситуациях важно быть в «одном лагере» и вести совместную работу по формированию самостоятельности у ребёнка, поддерживать интерес к знаниям. Также родителям не стоит забывать и о “внеклассных” занятиях: поддерживать благоприятную психологическую атмосферу дома, исключить критику, способствовать идеям и интересам детей, научить оценивать работу, определять, верно ли она выполнена, учиться находить ошибки и искать способы их не допускать. Кроме того, необходимо организовать удобное рабочее место для ребёнка, создать уголок с расписанием, распорядком дня, памятками и списком важных дел», — говорит Елена Нуриева, учитель начальных классов Домашней школы «ИнтернетУрок», психолог и социальный педагог.

Отсутствие мотивации

С подобной проблемой чаще сталкиваются ученики средних и старших классов, которые не могут определиться с дальнейшими учебными планами или не видят смысла в изучении определённых предметов, не нужных им для поступления в ВУЗ. Но бывает и так, что потеря мотивации наблюдается у учеников младших классов — дети могут не осознавать смысла учебного процесса или воспринимать его как нечто необязательное и совершенно неинтересное.

Что можно сделать?

Если суть проблемы кроется в том, что ребёнку не хватает мотивации (как уже говорилось ранее, ученик начальных классов может не понимать принципиальной важности учёбы в школе, а подросток — не видеть смысла изучать один из предметов, не относящихся к его будущей профессии), то стоит двигаться в другом направлении. В первом случае стоит проговорить основные моменты, доступно объяснить, почему учёба важна, и заинтересовать ребёнка процессом, используя вспомогательные материалы: красочные учебники и энциклопедии, видеоуроки, презентации, образовательные фильмы. Во втором можно рассмотреть разные варианты (в том числе и сокращение нагрузки по предмету, который не будет нужен для поступления в ВУЗ, если это целесообразно).

Впрочем, каждый из случаев индивидуален — в любой ситуации важно в первую очередь установить с ребенком контакт и попробовать выяснить, с чем связано его нежелание обучаться самостоятельно. Если же решить проблему своими силами не удаётся, стоит обратиться за помощью к педагогам или рассмотреть опцию обучения с наставником, который направит ребенка, мотивирует его и поможет установить с ним контакт.

Например, наставник в Домашней школе «ИнтернетУрок» — не учитель. Он является тем самым связующим звеном, которое помогает ребёнку наладить учебный процесс, найти себя и определиться с планами и целями, а родителям — лучше понять своего ребёнка и его потребности.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru