Назад
views 1 107
calendar 22 февраля 2023

Роль творчества в жизни ребёнка: как, когда и зачем приобщать детей к прекрасному

Роль творчества в жизни ребёнка: как, когда и зачем приобщать детей к прекрасному
Рассказываем, какова роль творчества в жизни ребёнка и в каком возрасте стоит начать знакомство.

Для детей творчество — это не только способ развития воображения и эстетического восприятия, но также познания окружающего мира и его устройства. В более зрелом возрасте творчество служит для самовыражения, вдохновения, а иногда становится делом всей жизни. Поэтому так важно поощрять творческие начинания ребёнка и знакомить его с культурным наследием человечества — и чем раньше этот процесс начнётся, тем более богатый и полноценный опыт он получит.

Какова роль творчества в жизни ребёнка?

Помимо очевидных преимуществ — приобщения к культуре, формирования чувства прекрасного, поиска новых увлечений и, возможно, даже профессии — занятия творчеством, а также изучение и созерцание искусства помогают ребёнку совершенствовать необходимые для общего развития навыки. Вот лишь некоторые из них.

Внимательность и воображение

Знакомя ребёнка с живописью, архитектурой, музыкой и скульптурой, мы развиваем пытливость его ума и внимательность — дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то своё, у них возникает желание самим создать что-то красивое, используя собственное воображение. И именно так зарождается творчество, которое, в свою очередь, способствует умственному развитию, предоставляя возможность опробовать новые идеи, способы мышления и решения задач и проблем.

Словарный запас

Творческие занятия также влияют и на красоту речи: обсуждая с детьми художественные приёмы, материалы, техники, виды творческой деятельности и её результаты, мы расширяем словарный запас ребёнка, поскольку используем новые слова и не принятые в ежедневном обиходе фразы и выражения.

Пространственные способности

Самостоятельно создавая что-то новое, дети учатся воспроизводить различные формы, рассчитывать пропорции, получают представление о расположении и ориентации предметов в пространстве, их перемещении и трансформации.

Моторные навыки

Манипулируя любыми художественными материалами, будь то пластилин, кисть для рисования, картон, глина, дети развивают навыки мелкой моторики. А если ребёнок ещё и пробует использовать обе руки одновременно — к тому же работает двусторонняя координация.

Как заинтересовать ребёнка?

Расписание

Старайтесь выделять время для занятий творчеством — это может быть рисование, пение, лепка из глины или игра на музыкальном инструменте, но главное, чтобы такие занятия были регулярными.

Творческий уголок

Стоит выделить какое-то пространство, пусть даже небольшое, чтобы разместить там материалы, способные разбудить воображение: фломастеры, клей, нитки, ленты, бусинки, цветную бумагу, пластилин и так далее. Даже случайно бросив взгляд на эти предметы, ребёнок может захотеть сделать что-то своими руками.

Обмен впечатлениями

Через проговаривание своих ощущений и чувств ребёнок получает ответы на многие вопросы — в ходе диалога у него формируются нейронные связи и он сам делает выводы. Поэтому всегда спрашивайте у ребёнка, что он хотел сказать той или иной поделкой или стихотворением, и делитесь своими впечатлениями в ответ.

Больше самостоятельности

Даже если вам совсем не нравится то, какие цвета выбирает ребёнок для рисования или какие песни он любит петь, не стоит активно вмешиваться в этот процесс и стараться сделать всё таким, как хочется вам. Не случайно полноценное обучение в художественных школах начинается с 10–11 лет — к этому возрасту образовательный процесс воспринимается не как препятствие творческому самовыражению, а как необходимый инструментарий для воплощения задуманного. В то же время дети более младшего возраста могут замкнуться и «сковать» своё воображение навязанными рамками.

Не стоит навешивать ярлыки и приписывать ребёнку лишь один интерес или талант — свобода выбора расширяет творческие горизонты.

Выставка работ

Не забывайте демонстрировать, что вы уважаете творчество ребёнка, — периодически собирайте его работы и создавайте импровизированные выставки дома, чтобы все члены семьи могли оценить произведения. А если ребёнок занимается музыкой (играет на музыкальном инструменте или поёт) — можно устраивать домашние концерты.

Процесс важнее результата

Бывает так, что родители зацикливаются на второстепенных аспектах творчества: призы, выставки и прочее. Но для формирования интереса важно хвалить детей за попытки и участие в процессе. Покажите им, что процесс важнее результата, и тогда у них появится желание проявить собственные способности.

Когда можно начинать?

Знакомить ребёнка с творчеством можно практически с рождения. Сначала это может быть музыка, в более старшем возрасте — раскраски, пластилин, бумажные поделки, затем можно подключать простые занятия в группе или с педагогом по интересующему направлению и так далее. Главное, делать это постепенно и не забывать о том, что все дети индивидуальны, как и их творческие интересы и пристрастия.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru