Синдром отличника
Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, что такое синдром отличника и как правильно с ним бороться, чтобы не испортить отношения, а помочь.
Дарья Кузнецова
Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.
Перфекционист — это человек, который делает для себя целью непременное достижение идеала во всём. Часто это задача чрезмерна и нереалистична. Однако он чувствует крайнюю неудовлетворенность, если поставленные цели не достигнуты. Такие люди почти всегда считают, что их результаты недостаточно хороши, что нужно стараться, чтобы достичь большего. Некоторые школьники чрезмерно подвержены перфекционизму.
Что такое синдром отличника
В контексте школьного образования состояние чрезмерного перфекционизма называется синдромом отличника. Старшеклассникам нужны высокие оценки, чтобы набрать нужное количество баллов и поступить в колледж или университет. Студенты хотят получить красный диплом и опыт работы, чтобы устроиться на престижную должность. Сотрудникам нужны высокие показатели и результаты, чтобы получить повышение или прибавку к зарплате. Это мир конкуренции, и, чтобы добиться успеха, люди считают, что должны быть совершенными. Важно понимать, что синдром отличника не ограничивается школьными стенами, дети несут этот комплекс с собой дальше во взрослую жизнь.
Почему возникает синдром отличника
В зависимости от обстоятельств, синдром отличника может как улучшить показатель успеваемости в школе, так и ухудшить его. Но в любом случае психологические проблемы как результат погони за недостижимой целью перевесят прогресс и прирост производительности. Так, например, связь между перфекционизмом, выгоранием и депрессией — факт научно доказанный.
Когда учащиеся начинают испытывать чрезмерный стресс от занятий, причина этого состояния кроется не только в количестве домашних заданий и обязательств, но и в желании сделать всё идеально. Домашнюю работу по математике получится решить гораздо быстрее, если перестать переписывать до бесконечности работу на чистовик, чтобы там не было ни единой помарки. Подготовка к экзамену по биологии будет менее напряжённой, если есть желание понять и выучить материал, а не получить пятёрку.
Комментарий психолога:
Ученики-отличники убеждены, что понимание темы равно знанию ответов на все вопросы по программе. Исследования показывают, что погоня за совершенством приводит к тому, что отличники часто достигают меньших результатов в обучении и в жизни, чем те, кто придерживается реалистичных взглядов.
Синдром отличника сказывается при возникновении цикла невыполнимых планов и негативных последствий от кажущегося провала. Всё начинается с того, что отличница в школе ставит перед собой недостижимую цель. И, не добившись желаемого, считает себя неудачницей. Это приводит к самобичеванию и снижению самооценки, что в дальнейшем может перерасти в тревогу или депрессию. При этом она считает, что если будет больше стараться и заниматься, то непременно добьётся успеха. Это убеждение дает очередной виток циклу, и очередная неудача приводит к крайне негативным последствиям.
Как определить синдром отличника у ребёнка
Школьники уязвимы перед перфекционизмом, поскольку период обучения влияет на их будущее. На первый взгляд, жалобы на чрезмерное стремление к совершенству в учёбе могут показаться нелепыми.
Дело не столько в действиях отличника в школе, сколько в состоянии его психики. Синдром отличника возникает не из-за любви к совершенству, а берёт начало в психологическом состоянии, когда ребёнок думает, что никогда не будет достаточно хорош. Синдром коренится в болезненной нелюбви к себе, порождённой воспоминаниями о том, как его действия не одобряли родители или игнорировали те, кто должен относиться к нему с теплотой.
Дети становятся перфекционистами из-за первичного ощущения того, что они чего-то недостойны, неинтересны, неполноценны, разочаровывают четвёрками маму с папой или подводят класс. Чувство настолько сильно и ужасающе давит на психику ребёнка, что он готов на всё, чтобы избавиться от навязчивого состояния. Приходить после школы и до полуночи сидеть над уроками, добиваться расположения учителей, делать в два раза больше одноклассников. Это инструменты, с помощью которых отличник пытается очистить своё недостойное «я».
Легко ли отличнику в школе?
Однозначно, нет. Типичные модели поведения школьников с синдромом отличника:
- не могут поднять руку и ответить на вопрос из-за страха допустить ошибку;
- не хотят приступать к выполнению домашнего задания, пока не будут уверены на 110 %, что знают, как с ним справиться;
- расстраиваются, если делают работу неправильно, получают низкие оценки, допускают ошибки;
- работают медленно, чтобы быть чрезмерно аккуратными, не допустить ошибок;
- многократно начинают выполнять задание заново, чтобы довести работу до совершенства.
Перфекционизм у школьников — многогранная проблема. Синдром отличника замедляет работу ребёнка и скорость обучения. Ученик упускает многие яркие события и впечатления, которые происходят в жизни других школьников. У детей с синдромом отличника, которые отказываются пробовать новое, меньше возможностей решить проблему новым способом. Перфекционизм увеличивает вероятность того, что в будущем эти дети станут более зацикленными на достижении идеалов. Через несколько лет выпускникам с синдромом отличника будет трудно взаимодействовать с командой, именно они — лучшие в классе — будут тормозить совместные процессы на работе.
Нужно ли требовать от ребёнка отличной учебы?
Ответ — нет. Процесс обучения должен приносить прежде всего удовольствие. Российская система образования построена шаблонно. Поняв алгоритм действий, ученики выполняют однотипные домашние задания, которые не оставляют места для самовыражения. В итоге дети редко бывают по-настоящему увлечены. Чтобы получить пятёрку, нужно вызубрить правила. Для сдачи экзамена необходимо ответить без ошибок и по учебнику. Такой подход либо вообще отбивает желание учиться, либо приводит к развитию синдрома отличника у ребёнка, который гонится не за пониманием предмета, а за оценкой. Пятёрка в дневнике далеко не всегда означает глубокое понимание темы и умение применить знания на практике.
Как побороть синдром отличника
Нужно изменить представление ребёнка об истоках его стремлений. Необходимо объяснить школьнику, что можно и даже нужно ошибаться. Это абсолютно нормально, и за ошибки никто не накажет. В большинстве случаев именно этого боятся дети с синдромом отличника.
Важно показать ребёнку, чего на самом деле нужно требовать от себя. Нужно сдавать экзамен или готовиться к контрольной работе для получения знаний, а не ради оценки. Хорошо учиться — это достойная восхищения цель. Но она не должна превращаться в гонку за одобрением.