Назад
views 14 746
calendar 06 сентября 2020

Учимся говорить на камеру

Учимся говорить на камеру
Секретами «говорения» на камеру делится ведущий тренингов по ораторскому мастерству, преподаватель и продюсер Александр Круглов

Весной 2020 года школьным учителям пришлось покинуть привычные классы и приступить к преподаванию школьных дисциплин дистанционно. Необходимость работать с видеокамерой не лучшим образом подкорректировала многолетний опыт, и привычно изложенный материал оказывался бесполезным для учащихся.

Однако от карантинов в ближайший год никто не застрахован, да и умение внятно излагать мысли в режиме онлайн дает множество возможностей не только для преподавателей. Оно полезно любому пользователю: школьнику, студенту или взрослому состоявшемуся человеку.

Почему объяснения учителей с монитора не были эффективными?

Александр Круглов по образованию преподаватель. С микрофоном в разных ипостасях он дружит более 30 лет. Был артистом сцены, директором творческого коллектива, администратором и продюсером. Ведя тренинги по онлайн-риторике, он более известен своим ученикам под псевдонимом Желтый мужик.

Александр: Опираясь на собственный опыт, я ярко представлял, как приду в онлайн и научу всех правильно и легко говорить на камеру. Однако инструменты, которые замечательно работали офлайн, оказались поначалу бесполезными. Говоря грубо, если мы с тобой встречаемся в классе, то я могу привлечь внимание, просто постучав указкой по столу. Онлайн начисто лишает нас подобных инструментов. Ты вещаешь в необъятное пространство. При этом присутствует задержка по времени. И ты не знаешь, слушают тебя или нет. Понимают или не понимают. Ты не можешь определить это, окинув взглядом аудиторию, не видишь заинтересованных глаз…

Когда я первый раз включил камеру, а потом посмотрел на то, что получилось, у меня был шок. Результат был неприемлем, несмотря участие во множестве съемок.

Корр.: Тем не менее, глядя на тебя сейчас, возникает эффект присутствия. Мы воспринимаем тебя, как будто ты сидишь рядом. Как этого достичь?

Александр: Разрыв между образом, который представляется в процессе, и тем, что оказывается в реальности, приводит к психологическому ступору. Если с этим вовремя не поработать, то человек обрастает массой комплексов, становится скованным и скукоженным. Качество и выступлений и разъяснений, соответственно, падает и не воспринимается слушателями.

С чего начать?

ПЕРВЫЙ ШАГ – понять и принять как данность, что нам, говорящим и смотрящим в камеру, что-то обязательно не нравится. Сказать самому себе честно: «Да, я не нравлюсь себе в кадре».

ВТОРОЙ ШАГ – сделать несколько записей, просмотреть их внимательно, заметить и проговорить, что все-таки нравится. Посмотреть на себя как бы со стороны. Очень мало людей, которым это сделать легко. Но абсолютно все плохо быть не может. Нужно отыскать позитивные моменты.

ШАГ ТРЕТИЙ – возвращаемся к предыдущему. Берем лист бумаги и выписываем по пунктам конкретные параметры, которые не нравятся:

  • не нравится голос;
  • не нравится, как я выгляжу;
  • не нравится, что я запинаюсь;
  • не нравится, как освещено лицо;
  • не нравится, в чем я одет;
  • не нравится, какой у меня makеup (обобщенное название ухода за лицом);
  • не нравится что-то там сзади. Обои или какой-то созданный фон…

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ: напротив каждого пункта написать, как исправить этот элемент.

Исправить то, что сможешь. Это ШАГ ПЯТЫЙ.

Александр: По сути, это прописные истины. Их многие знают, но не делают. А нужно просто взять и снять. Раз-два-три видео. Никому их не показывать: ни друзьям, ни близким. Важно, чтобы сам на сам.

Корр.: Но если этого никто не делает, то, может быть, есть какие-то упражнения, которые более понятны или могут стать толчком для совершенствования?

Александр: Есть мои собственные наработки, которые я использую в своих тренингах, и я раскрою некоторые секреты. Есть 11-дневный тренинг. Он не сложен.

11 дней – стратегия, которая поможет каждому

Снимайте маленькие видео в течение одиннадцати дней по тридцать секунд. Ничего не анализируйте и не ставьте себе никаких задач.

  1. ТРИ ДНЯ сидите и смотрите в кадр. Делайте это молча.

Наше лицо в жизни и в кадре отличается. А когда вы в зеркало смотрите – видите третье изображение. Это физиология. Кроме того, работая на камеру и, глядя со стороны, вы оцениваете себя по-разному. Эффект такой же, как если бы человек носил очки и вдруг снял их. Возникает «что-то не то». Так и глаз привыкает воспринимать себя определенным образом.

  1. ТРИ ДНЯ смотрите в камеру и считайте: один, два три четыре пять шесть семь восемь девять десять. Так до 27–30.

Наш голос, который слышат все, и тот, что слышим мы изнутри, – разные. Половину мы слушаем внутренним ухом. А звучание, которое прошло через микрофон и осталось в кадре, – третье. Любое, даже очень качественное, звукозаписывающее устройство изменяет его тембрально. Плюс камера срезает низкие частоты, оставляя больше высоких и средних. Можно осваивать навыки говорения и изменения тембра голоса постепенно. Есть техники, которые позволяют делать его более глубоким, более низким, более бархатистым. Компенсировать то, что срезает камера. Но сначала нужно привыкнуть, к тому, что есть, и принять его.

  1. Еще ТРИ ДНЯ, взяв несложный предмет, который попал под руки, рассказывайте о нем на протяжении примерно 30 секунд. Важно не выбирать, а взять что есть. Например: «Это зарядка для телефона. Явно не новая. Она собрана из разных частей. Потому что эта часть белая, а та – бежевая. А обычная зарядка – это однотонный провод. Здесь явно что-то перепутано. У устройства есть вилка и раздолбанный штекер…». Задача – просто смотреть и описывать предмет.
  2. Еще ДВА ДНЯ – немного импровизации. Можно продолжать говорить на любые темы. Например, описывать то, что за окном. Интереснее – выйти поговорить на улицу. Там, где люди есть.

Одиннадцать дней – необходимый минимум. В идеале нужно работать тройками до тех пор, пока, глядя на человека в кадре, вы не начнете замечать плюсы. Их список будет постепенно увеличиваться. Настанет момент, когда голос перестанет раздражать. Придет понимание, что и внешность очень даже ничего, а фон сзади имеет свои преимущества.

Задача – научиться принимать себя, чтобы не находиться в постоянном напряжении. Когда количество маленьких «нравится» станет больше, чем «не нравится», то можно отметить, что пошли реальные сдвиги, и перейти к более сложным задачам. Например, попытаться записать на камеру что-нибудь серьезное.

Александр: Хорошо, если есть единомышленники или когда все это происходит в рамках тренинга. Тогда все легче и быстрее. Таких тренингов много совершенно бесплатных. В том числе у меня.

И нужно учить точечные вещи. Например, я совершенно бесплатно даю информацию, как научиться снимать видео самым демократичным образом – с руки. Или как обычный телефон быстро отстроить, чтобы съемка была качественной, но не занимала бы много места и как поставить кадроплан. Потому что если мы находимся слишком близко к камере, то это не может понравиться и через два месяца съемок.

Есть определенные законы – как сесть, как встать, как развернуться...

Для учителей – о вреде перфекционизма

Александр: В большинстве из нас, а особенно в тех, кто выбрал профессию учителя, живет творец и перфекционист. Творец заставляет пробовать. Ведь умея хорошо говорить на камеру, можно стать авторитетным преподавателем, получить понимание, уважение учеников или студентов и массу полезных контактов.

Перфекционист включает ограничивающую часть убеждений: «Учитель не может позволить себе валять дурака или делать глупости! Он должен подавать пример!». Но из-за завышенных требований к себе не получается раскрыться и в кадре. Все видят ваше напряжение и нервозность. Все усугубляется, если учитель – женщина. Для записи маленького видео ей требуется полтора часа подготовки. Это огромные трудозатраты и энергозатраты, а результат далек от желаемого…

В классе многие педагоги могут говорить по восемь часов в день, ведя урок за уроком. Некоторые ухитряются делать это на повышенных тонах, перекрикивая сорок учеников. При этом они вполне адекватны и энергичны. А при рассказе на камеру за сорок пять минут голос садится. Потому что голосовые связочки – это самые нежные мышцы. Присутствует внутренний зажим, транслируемый зрителю.

После этого большинство людей говорит: «Да ну его к лешему. Я напишу все текстом или отправлю аудиосообщением». А качество преподавания падает…

Почему ученики засыпают, когда слушают урок дистанционно?

Александр: Уж извините меня, товарищи педагоги, но все мы, публичные люди, – энергетические вампиры. И если это не так, то и в классе дети засыпают. Либо вы работаете на износ. Особенно молодые учителя этому подвержены.

Что происходит, когда ведущий начинает свое выступление? Идет перекачка энергии – ты качнул ее туда – потом забрал ее обратно. Если этого нет, то вы работаете на собственной энергетической батарейке, как машина, едущая на одном аккумуляторе. Задача – качнуть энергию аудитории и получить ее обратно. Позитивную, негативную – второй вопрос. Но нужно запустить этот механизм, как и автомобильный двигатель.

А что происходит, когда мы говорим на веб-камеру? Человек, вроде качнул туда что-то… Конечно, есть вопрос: качнул ли? Потому что если человек зажат, то едва ли он в состоянии это сделать. Но, допустим, получилось... А обратно – тишина. Когда вы рассказываете урок, то чат, как правило, выключен. Но иногда его стоит включать.

Но не нужно иметь иллюзий. Наш народ не приучен писать в чате. В социальных сетях поставить лайк мы просим! Люди читают статью, пост или видео, хлопают в ладошки и уходят. Как в магазине, когда продавец обслуживает тебя – многие ли говорят спасибо? А ведь это просто. Она улыбается – улыбнитесь в ответ. Можно улыбнуться первым. Происходит позитивный обмен на энергетическом уровне. Благодарю – благо дарю. Но мы тотально не приучены благодарить друг друга.

Поэтому, включая чат дозированно, нужно провоцировать аудиторию. Это упорядочивает информационный обмен и позволяет получить обратную реакцию. Делайте это регулярно, но без перехлестов. Потому что если каждые две минуты будет: «Скажите мне! Ответьте….», то люди перестанут реагировать.

И нужно понимать, что обратная реакция прилетает не мгновенно. Расслабьтесь и спровоцируйте аудиторию по ту сторону экрана. И обязательно уберите перфекциониста из головы. Не начинайте сразу экспертные темы качать.

Но чтобы это получилось, начните с тех самых одиннадцати дней…

back
Подпишитесь на нашу рассылку

О ясноговорении

«Я объясняю человеку, доношу мысль, а он ее понимает по-своему…». Как правило, из 100 % выданной информации средний слушатель воспринимает от 10 до 30 %. Куда девается еще 70%? Как донести ее слушателям?

Александр: То, что учителя можно прослушать несколько раз, – это безусловное преимущество дистанционного образования. Можно обратить внимание на какие-то дополнительные детали и так далее. Но даже работая со взрослыми, которые платят за курс, я точно могу сказать, что пересматривают видео единицы. Я же вижу количество участников и количество просмотров. Если же мы говорим о детях, то реально заинтересованы в качестве образования их родители. Либо старшие ребята из девятого-одиннадцатого классов. Потому что у них экзамены вступительные на носу…

Корр.: Учителю нужно меньше времени на изложение, ведь он не отвлекается на дисциплинарные вопросы и другие помехи...

Александр: Более того, он может сделать это более четко, структурно и системно. Это тоже преимущество онлайна!

Корр.: Следует ли из вышесказанного, что, ведя урок, нужно частично повторять предыдущий?

Александр: В продажах есть прием-связка. Опытные педагоги автоматически используют его. Урок всегда начинается с: «Ребята, на предыдущем уроке мы изучали это и пришли к выводу, что из этого следует то». Идет краткое погружение в предшествующий материал и делается связка с новым. И поскольку объяснение новой темы онлайн происходит быстрее, то есть возможность сразу же закрепить материал практикой «здесь и сейчас». Не домашнее задание выдать, когда: «Я тебе рассказал, а ты иди и делай». Часто, пока сидишь в аудитории, все понятно. Но когда с тем же материалом сел сам, то масса вопросов возникает.

Есть возможность строить занятия по принципу тренинга, когда есть, например, задача научиться спонтанному говорению на камеру. Легкому. На любой вопрос. Здесь и сейчас я рассказываю, как это делается. Какая есть структура, какие бывают вопросы. Раскладываю все на детали. И мы прямо здесь же мы начинаем практиковать. Иначе получается, что теоретически все понятно, а практически – нет.

И каждый учитель знает, что если ученик молчит, то это не значит, что он все понял. Многие стесняются спросить, боясь показаться глупыми. Но охотно присоединяются к заданному вопросу, и это нужно использовать. Нужно качать аудиторию, провоцировать, чтобы задавали вопросы. А когда вопрос задан, то учитель сразу становится модератором. То есть педагог переформулировал вопрос и задал его более четко, понятным языком, с правильными акцентами. И тут же: «Ребята, кому еще интересно получить ответ на данный вопрос? А кто может ответить на данный вопрос? А кто знает ответ?» Организовывайте голосование! Это технически просто делается в любом чате. Доносится тема, потом включаются вопросы. Технологический момент.

То есть, что я сделал, получив вопрос? Смодерировал участника и похвалил. Тем самым простимулировал других. Тут же запрашиваю обратную связь и этим качаю аудиторию. Забрасываю камень и получаю круги. Плюс, как преподаватель, я вижу, действительно ли это интересно, понятно и насколько глубоко можно раскрывать тему.

Если я не скован и говорю ясно, то я сумею уточнить и понять, что именно не понятно моим ученикам. И лучше понять это сейчас и потерять полчаса на объяснения, чем мои слушатели не смогут понимать меня дальше. Потеряю – неправильное слово. Я инвестирую в этот вопрос несколько минут, но высвечу истинную проблему и решу ее.

Как вернуть утерянные 70 % внимания?

Александр: Спикер – хорошее слово. Ритор... Это то, что было в СССР и нигде не преподавалось, кроме высшей партийной школы… Советская школа, методика ее построения самая крутая в мире по фундаментальности и глубине даваемых знаний. Но с точки зрения риторики есть большие пробелы. Этому не учили, потому что человек, который умеет легко говорить и увлекать аудиторию, может быть опасен.

Вы видели, чтобы Владимир Ильич Ленин с умным видом поднимал массы на штурм Зимнего? Чтобы говорил с трибуны: «Товарищи, вы же понимаете, что жить по-старому нельзя. Верхи по-старому управлять не могут»? Кто пошел бы за ним? Сила в том, что энергично, с нажимом и жестикуляцией с трибуны неслось: «Они! Поработители! Так свергнем их!». И тут же кепочка сжатая! И кулак! И открытая рука, когда звучит «Вперед, товарищи! На Зимний». И вот они, задействованные 70 %!

И нужно научиться владеть навыками смены тональности при рассказе. Что-то говорится тихо, что-то громко, агрессивно или спокойно. Контрастная речь всегда привлекает внимание.

Поэтому 70 % – это работа с голосом, дикция, интонации, тело. Это невербалика и эмоции. Чтобы донести ученикам максимальное количество информации, учитель этими приемами должен владеть. Это особенно важно, когда занятия ведутся дистанционно!

Но опять, возвращаясь в самое начало. Если я сам себе не нравлюсь, если я скукоженный и напряженный, тело будет работать? Эмоция будет? Ничего не будет. Будет лишь трудно воспринимаемый поток информации.

О свойствах мозга

Александр: Есть свойства мозга по восприятию информации. Есть защитная функция, тумблер своеобразный, который отключает мозг учащегося, когда изложение идет длинными фразами. А если они еще и с деепричастиями, то это происходит уже на 11-м, 12-м, у самых умных – на 17-м слове. До 11 слов мы воспринимаем на автомате, потом подключается оперативная память. Потому что нужно обдумать всю тираду и понять, о чем там речь. А если таких предложений несколько? Поэтому речь должна строиться короткими предложениями с логической разбивкой, поставленным акцентом на нужном слове и нужной детали.

И наверное, каждый замечал, что когда мы читаем либо слушаем кого-то, то в фоновом режиме идет повтор. Мы проговариваем про себя услышанное. И если речь сложная и непонятная, то тот человечек не успевает и не может ее повторить. Поэтому в тексте, конечно, должны быть паузы. Время, когда человек скажет себе: «Ага-а-а-а, понял».

То есть в правильно выстроенной фразе есть:

  • подъем – когда ты привлек внимание;
  • главная информация – ее нужно передать и получить подтверждение;
  • точка. Опустился в тональности, дал выдохнуть, посмотрел на реакцию и пошел дальше.

Когда идет 45 минут непрерывного крика, или однотонного талдычения, или выдача информации происходит автоматными очередями, то даже офлайн такой учитель восприниматься не будет. Не говоря уже о «дистанционке».

О свойствах тела

Александр: Вы обращали внимание, что у многих политиков на переговорах и выступлениях работает только одна рука? Смысл в том, что одна рука идет от логики, вторая – от эмоций. Выступая публично, людям, которым приходится уходить от сложных вопросов или говорить не совсем то, что есть на самом деле, нужно постоянно контролировать свое тело. Он говорит: «Да, я построю вам садик в ближайший квартал!». При этом взмахивает левой рукой, а тело уходит назад. Тот, кто знает язык жестов, сразу поймет, что никто ничего строить не собирается.

Это большая отдельная тема, и суть ее в том, что тело умеет говорить. Интересно, что в определении этого языка тела особенно сильны женщины. Многие их них понимают его на интуитивном уровне. Хотя это даже не интуиция, а неосознанное считывание множественных факторов. Часто можно на этом поймать «продажников», которые сами не верят в ценность продаваемого продукта.

Тело сообщает очень много вещей непроизвольно. Но как использовать невербалику, когда у тебя несется поток мыслей и идет осознание какого-то факта? Будешь ли ты тогда думать, как ты сидишь? Или куда повел руку?

Для этого есть технологии, с помощью которых нарабатывается движение рук за словом. И это одна из стандартных проблем при обучении говорить на камеру. Нужно просто уметь слушать то, что вы говорите. И тело пойдет за словом. Постепенно можно довести это до автоматизма. Вам не нужно будет об этом думать.

Педагоги в большинстве своем все-таки работают руками. Но при переходе в онлайн это теряется. За более чем 25-летнюю тренерскую практику у меня было не менее 1000 учеников. Лишь у двоих жестикуляцию нужно было сдерживать, а не развивать.

Чего следует остерегаться?

Александр: К сожалению, при обучении говорить на камеру часто используется метод погружения в зону дискомфорта. Якобы когда ты оттуда вынырнешь, то станешь говорить легко. Это в большинстве случаев не так. Если вы напряжены, то зачем сразу проводить вебинар и подвергать себя потоку критики? Можно очень сильно понизить самооценку, просто затоптав ее… Скрытые негативы человека выплывают на поверхность и переносятся на другие области. Как с этим жить? В итоге зарабатывается психоз. После таких опытов люди часто приходят ко мне на терапию. Бывает, что эксперты классные, а их работа таким образом ломается.

Возвращаясь в начало, скажу. Если ты неуверенный и твоя самооценка занижена, но при этом завышены критерии того, как все должно быть, то ты приходишь на урок весь такой важный и не можешь контролировать аудиторию…

Почему ученик болтает или спит на уроке? Ответ прост. Потому что ты не привлек внимание! Не смог увлечь аудиторию! Потому что тебя неинтересно слушать! Так почему же он не должен разговаривать? Да и при чем тут он вообще? Стань интересным! Зацепи внимание.

И еще помните, что перфекциониста из себя выгнать нельзя. Его нужно накормить. Тогда творец начинает парить!

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru