Увлечённость ребёнка, или как заполнить пустоту
Статья подготовлена основателем "ИнтернетУрока":
Лазарев Михаил Иванович
ОСНОВАТЕЛЬ ИНТЕРНЕТУРОКА
Образование: Московский физико-технический институт, факультет аэрофизики и космических исследований, 1970 г. Кандидат физико-математических наук. Кандидат физико-математических наук. Имеет научные труды и запатентованные изобретения.
С 1989 года занимается предпринимательством в области высоких технологий.
В 2002 году основал фармацевтическую компанию «Аквион».
В 2009 году основал ИнтернетУрок и начал создание цифровой библиотеки видеоуроков для более эффективного обучения школьников.
В основу подхода школы к образованию была положена Концепция школы будущего М.И. Лазарева: для жизни в современном меняющемся мире важнее всего понимание явлений и процессов.
Увлечённость или зависимость?
«Мой ребёнок полностью в компьютере», – часто жалуются родители, а кто-то этим же и восхищается. Ребёнок занят играми, скажем. Но когда возникает такая зависимость – это никого не радует. Все против зависимости. Но попробуем поставить слово «увлечённость» на место слова «зависимость». Звучит значительно лучше.
Увлечённость – это умение сосредоточиться на чём-то. Это такая длительная концентрация внимания на теме, когда все остальное становится неинтересным.
Но ведь для души и ума – нашей внутренней части – зависимость и увлечённость – это одно и то же.
Все изобретения сделаны увлечёнными людьми. Без умения увлекаться нельзя добиться чего-либо значимого. Если человека не научить такому умению, то он не будет интересным ни как сотрудник, ни как участник команды. Невозможно быть трудоголиком, не умея увлекаться процессом. Увлечённый ребёнок не подводит итоги дня. Ему не нужно говорить: «Да. Я сегодня добился вот этого...». Потому что он добился того, что он ярко жил всё это время. И это очень хорошо. Известно, например, что маленький ребёнок – до трёх лет – получает удовольствие от рисования. Спроси его: «А что ты рисуешь?». Он не знает. Он говорит: «Мне нравится сам процесс». Это ощущение, которое важно сохранить. Любые великие творцы в искусстве, естественно, влюблены в сам процесс. Это очень важно.
Современность
Нужно сказать, что современная школа мешает воспитанию этой способности. Понятно, что каждый от рождения может увлекаться чем-либо в большей или меньшей степени. Но можно воспитать и развить даже небольшие способности. Сделать их достаточно сильными и управляемыми. Родителям очень важно помнить об этом и, с одной стороны, помогать такому развитию, с другой стороны – их насыщать. Мозг вообще требует постоянного насыщения духовной пищей. В отличие от желудка, который с тем же постоянством требует пищи физической. Если у вас не получится дать нужную пищу мозгу ребёнка – её даст какая-то группа или тот же компьютер. Я имею в виду игры.
По поводу игр хотелось бы добавить. Дети играют – и это естественно. Но есть вещь, может быть, даже более естественная. Это увлечённость, например строительством. Вспомните первое, что начинает делать ребёнок, – строить пирамидки из кубиков или из песка. А если ещё с мамой или с папой этим заниматься – это вообще верх блаженства. Игра – это привлекательное занятие, но создание чего-либо реального увлекает ещё больше. И эта увлеченность обязательно присутствует в каждом ребёнке. Ваша задача – вовремя разглядеть способность и помочь ей развиться.
Как развить увлечённость?
Теперь немного о том, как развивать. Есть использование разных инструментов, но самое важное – это использование родительской любви. Посмотрите, какое чувство противоположно любви? Ненависть. То, что я ненавижу, я не хочу видеть. Берём противоположное. Любить – это наблюдать. Использование любви – это наблюдение и умение помочь мимолетным увлечениям. У ребёнка они есть всегда.
Конечно, у наших детей есть трудности с целеполаганием. Потому что они сыты, обуты и одеты. А в нас эволюционно заложена простая цель – выжить. У нашего вида дети медленно растут. При этом природой так заложено, что ребёнок уже с трёх лет включался в поиск еды. А сейчас это все убрано. Поэтому в том месте, где должна быть цель, имеется пустота. И эту пустоту нужно заполнить. Её стремится заполнить и сам ребёнок – нужно просто увидеть это вовремя. Для этого и существует любовь. Нужно внимательно наблюдать и помогать движению в правильную сторону. Не нужно бояться, что: «Ах, он же не будет спортсменом всю жизнь». Если сейчас он увлекся спортом, то потом останется способность увлекаться. Он сможет её применить в другом. Это как математическая задача: решил одно, а потом тот же метод применил для решения более сложных задач.
Что делать, если человек уже увлечён играми?
Нужно вместе играть! Посмотрите, какими играми он увлекается. Возможно, постепенно их заменить на другие. Даже «стрелялки» можно перевести на другое. Подумать, посмотреть – чем там можно соседним увлечься. Сколько должно быть участников? Что нужно для того, чтобы победить? Стратегию какую-то выработать. То есть заменить игры с простой рефлекторной реакцией на опасность на те, где нужно выстраивать стратегию и логику. Они все рядом стоят – нужно просто об этом подумать.
Плата за увлечение – это сужение круга внимания, сужение кругозора. Сколько времени можно увлекаться чем-то одним? Это как получится. Есть люди, которые всю жизнь занимаются только музыкой. Да ещё и лишь одним её подвидом. Но мы им рукоплещем и говорим: «Вот перед нами великий человек!»
В какой коллектив попадает ребёнок – очень важно. И конечно, важна школа. Но самая главная школа и главный первый заметно влияющий на становление человека коллектив – это семья. Обстановка в семье обеспечивает способность сильно увлекаться и в то же время умение это контролировать. Здесь всё зависит от вас.