Назад
views 1 113
calendar 30 августа 2023

Воспитание ответственности у детей: прощайте «забыл», «пропустил» и «потерял»

Воспитание ответственности у детей: прощайте «забыл», «пропустил» и «потерял»
contents Оглавление
Свернутьarrow
Шпаргалка по воспитанию ответственности

Многие дети хотят самостоятельности, но не все готовы брать на себя ответственность. Сначала они перекладывают вину за разбитую вазу на персонажа любимого мультфильма. Потом забывают покормить питомцев, которых так упрашивали купить. В школе в собственных провалах винят учителей и учебники. Но этого можно избежать, если вовремя и поэтапно развивать ответственность. 

В этой статье разбираемся, как научить ребёнка помнить о своих маленьких обязанностях, сдерживать обещания, отвечать за свои поступки. И для начала вспомним, что такое ответственность. 

Сергей Шестаков, преподаватель математики:

«Корень слова “ответственность” — ответ. Я понимаю ответственность как готовность принять последствия в случае ошибки и получить выгоды в случае успеха. На мой взгляд, ответственность стоит на трёх китах: желании влиять на ход событий, способности это сделать и готовности действовать. Если убрать хоть один фактор, это уже не про ответственность».

Значимость развития ответственности с раннего детства

Воспитание ответственности с раннего возраста существенно упрощает жизнь: и в школе, и после неё.

Как воспитание ответственности влияет на жизнь ребёнка:

  • помогает проще адаптироваться к школе;

  • развивает навык постановки целей и выполнения задач в установленные сроки;

  • приучает решать проблемы с минимальной родительской помощью, то есть  готовит к самостоятельной жизни;

  • вырабатывает устойчивость к критике; 

  • приучает ребёнка заботиться о себе;

  • упрощает отношения с людьми и деньгами. 

При обучении ответственности срабатывает пословица: «Дай человеку рыбу — и ты накормишь его на один день. Научи человека ловить рыбу — и ты накормишь его на всю жизнь». При этом важно, чтобы воспитание не превратилось в постоянную борьбу. Иначе это внесёт негатив в семейные отношения.

В каком возрасте воспитывать у детей ответственность

Для своевременного развития личности важно воспитывать ответственность с детства. Нет универсального возраста, когда приступать к обучению. Например, психотерапевт Татьяна Клец считает, что возраст варьируется, но в целом можно начать с трёх лет. А преподаватель математики Сергей Шестаков предлагает отталкиваться не от возраста, а от психологической готовности.

articlePreviewImage
Личные границы: до какого возраста и в какой мере родители вправе влиять на школьника
Подсказываем, как воспитать из школьника самостоятельную и сильную личность

Главные этапы развития ответственности

Все техники и приёмы развития ответственности можно уложить в алгоритм из четырёх шагов. Его для наших подписчиков составила заместитель руководителя методического отдела ИнтернетУрока Лада Коновалова.

Лада Коновалова, заместитель руководителя методического отдела ИнтернетУрока:

«На  всех этапах воспитания ответственности полезно разговаривать с ребёнком с уважением. С возрастом он будет относиться к вам так же и применять те же методы, которые вы используете в детстве. Вредно позволять сильным эмоциям брать верх над собой, так как любая агрессия на подсознательном уровне воспринимается как слабость. А если её проявляет родитель, то перестаёт быть авторитетом в глазах собственных детей».

Практические методы развития ответственности у ребёнка

В выборе методов воспитания ответственности рекомендуем пользоваться принципом сочетания достижимых, но не элементарных задач.

Сергей Шестаков, преподаватель математики:

«В воспитании ответственности важно, чтобы задачи были ребёнку по плечу — успешное выполнение укрепит уверенность в собственных силах. Не менее важно, чтобы задачи были не совсем простыми, иначе ребёнок будет воспринимать успех как должное, что может навредить ему в будущем. Рекомендую сперва создавать ситуации, чтобы между действием и результатом было немного времени, а затем постепенно увеличивать время до достижения».

Подбираем подходящее время

Привить ответственность за один день невозможно. Зато можно постепенно внедрить её как привычку. А новые привычки лучше всего закрепляются в относительно стабильные этапы жизни. Это доказали психологи Филипп Лалли и Бенджамин Гарднер в исследовании «Стимуляция формирования привычек». 

Важно! Приучение к ответственности пройдёт мягче и без стресса, если делать перерывы. В начале обучения рекомендуем избегать задач с ответственностью 24/7. 

articlePreviewImage
Эмоциональное выгорание: инструкция по выживанию
Выясняем у психологов, какие приёмы действительно помогают восстановить психику после сложных экзаменов, а какие бесполезны.

Начинаем с приятных мелочей

Для начала вспоминаем обязанности, которые выполняем за своего ребёнка, например напомнить о выполнении домашнего задания или разобрать портфель. Затем подбираем с ребёнком инструменты, которые помогут ему выполнить обязанности. Например, можно съездить за покупками в магазин канцелярских товаров. Главное — заранее договориться, чтобы каждая купленная вещь помогала решать определённую задачу. Так ребёнок поймёт, что ему помогает, а что лежит на полке без надобности. Дальше хорошо усложнить задачу: держать нужные вещи в чистоте. 

Сергей Шестаков, преподаватель математики:

«Ответственность вырастает из желания влиять на окружающий мир. А это желание у ребёнка начинается с осознания, что от его действий что-то зависит. Обратное осознание возникает, если у ребёнка раз за разом не получается осуществлять желания, как в басне Ивана Андреевича Крылова “Лисица и виноград”. Чтобы такого не было, у него хотя бы иногда должно получаться то, что он задумал. 

На начальном этапе можно искусственно создать ребёнку такие условия, чтобы у него что-то получилось самостоятельно. На следующем этапе важно донести до ребёнка мысль, что происходящее зависит именно от его действий. Главная сложность в том, что придётся проявить твёрдость: если ребёнок не выполнит договорённости, он не получит желаемого. Важно не поддаваться на капризы и уговоры и помочь ребёнку почувствовать разницу».

Помогаем ребёнку полюбить домашние дела

Ответственность начинается с малых дел. Именно поэтому дом — идеальное место, чтобы развить в ребёнке самостоятельность. Рутинные задачи сначала могут казаться детям каторгой, но именно они помогают стать более ответственными и повысить самооценку. Это выяснили Кристофер Л. Лодеруп, Джошуа Э. Тиммонс  и другие учёные в исследовании домашних обязанностей, занятости и предпринимательского опыта «Как родители учат своих детей работать».

Эмоциональный интеллект и
soft skills
для детей 6-16 лет
Важные навыки для вашего ребёнка, которых нет в школьной программе
Подробнее Записаться
Шапка

Ребёнку проще полюбить домашние обязанности, если каждый член семьи участвует в задаче. Можно добавить элементы игры и тайм-менеджмента. Например, установить сроки выполнения и предложить родным озвучивать отзывы, не переходя на критику. Если у ребёнка что-то не вышло, полезно обсудить с ним ошибки наедине и вместе договориться, что и как исправить в следующий раз. 

Как воспитать у ребёнка ответственность

Избегаем воспитания в стиле «тепличное растение»

Опасно предлагать ребёнку помощь, чтобы он побыстрее справился с задачами. Например, не стоит помогать одеваться. Полезнее позволить экспериментировать с завязыванием шнурков или застёгиванием молнии. Иначе ребёнок может стать пассивным и утратит интерес к самостоятельности. А если родителей не будет рядом и потребуется выйти на улицу раньше расписания, то он может растеряться и расплакаться. 

В средней и старшей школе особенно вредно пытаться решить все проблемы за подростка: выполнять домашку, договариваться о подработке или выяснять отношения с его обидчиками. Это «медвежьи услуги» — такая помощь как будто облегчают ситуацию в моменте, но вредит в перспективе. Если не позволить подростку ошибиться и прочувствовать результат, то он и не научится делать правильный выбор самостоятельно. Из «тепличных растений» часто вырастают инфантильные личности, которые и после 30 лет живут с родителями и существенно от них зависят: не готовы самостоятельно устроиться на работу, решить конфликты, найти друзей и организовать собственный быт.    

articlePreviewImage
5 навыков дошкольников, которые точно пригодятся в школе
Чтение и устный счёт не панацея. Разбираемся, какие навыки развить у ребёнка, чтобы учебный процесс давался легко и приносил удовольствие.

Показываем, что любовь про ответственность

Полезно объяснить ребёнку концепцию франкфуртского психолога Эриха Фромма: ответственность — это проявление любви. Именно поэтому лучше просить ребёнка не просто порисовать, протереть шкаф, подсахарить пирог, а предложить сделать это с любимым братом, папой и мамой или для них. Так одновременно с обучением ответственности ребёнок научится быть в ответе за тех, кто ему дорог, и проявлять свою любовь через действия. 

В подростковом возрасте закрепляем эту концепцию более сложными поступками: заботимся вместе о родственниках, потом делегируем это ребёнку целиком. Или предлагаем поучаствовать в волонтёрских культурных или социальных программах: позаботиться о детях, питомцах, пациентах, помочь развитию некоммерческого творческого проекта.  

Подаём пример

Эффективный способ обучения ответственности — это моделирование сознательного поведения. Правило «делай то, что я говорю, а не то, что я делаю» не сработает, ведь ребёнок учится, наблюдая, а не слушая.

Согласно теории социального обучения, люди учатся, наблюдая за другими. Например, знаменитый эксперимент с куклой Бобо продемонстрировал, как дети подражают поведению взрослых. Малыши, которые видели, как взрослый вёл себя агрессивно по отношению к кукле, также начинали её бить. Между тем дети, наблюдавшие, как взрослые ласково относятся к Бобо, гладили её.

Прививаем командную ответственность через спортивные игры

Важно, чтобы ребёнок понял, что ответственность бывает не только личной, но и коллективной. Для развития такой ответственности будут полезны командные спортивные игры, такие как волейбол, футбол, баскетбол. 

Сергей Шестаков, преподаватель математики:

«Спортивные командные игры научат ребёнка, что иногда от ошибок одного страдает вся команда. Спортивные игры также помогают определить и прочувствовать свою сферу ответственности. Например, что не стоит бежать за каждым мячом — важно научиться доверять другим игрокам своей команды. А ещё это помогает в самоопределении. Большинство людей не могут на всех позициях играть одинаково эффективно, и в игре ребёнок научится определять свои сильные стороны. А это одна из базовых основ профориентации».

Даём качественную обратную связь

Воспитать ответственность проще, если подчёркивать успешные моменты даже в провалах: «Сегодня ты уронил груши по дороге домой, зато собрал и донёс. Теперь в следующий раз ты будешь знать, что пакет нужно держать крепче». Вдумчивая обратная связь укрепит чувство собственного достоинства и заразит любовью приниматься за дело с ответственностью. 

Татьяна Клец, психотерапевт:

«Грамотная тактика — научить ребёнка принимать решения и брать ответственность за свои поступки. Для этого рекомендую разговаривать о последствиях разных действий и помогать анализировать ситуации. Важно также давать ребёнку возможность испытывать последствия своих действий. Например, если он забывает взять с собой дождевик, можно позволить ему промокнуть, чтобы ребёнок понял важность планирования».

Важность поддержки и поощрения

Автор книги «Позитивная дисциплина» Джейн Нельсон подсказывает, как способствовать ответственному поведению детей без ворчания и нотаций: «Дети ведут себя лучше, когда чувствуют себя лучше». По её мнению, сначала важно помочь ребёнку почувствовать себя способным и компетентным, а уже потом ждать от него ответственных шагов. 

Ребёнок почувствует себя полезным и компетентным, если вы попросите его о помощи. Вместо того чтобы раздавать командирские распоряжения, просто скажите, что ребёнок знает лучший способ решить вашу проблему и что вы верите, что у него всё получится. 

Предоставление детям свободы в принятии решений сделает их более заинтересованными в результате и мотивированными довести дело до конца. Кроме того, необходимость решения проблем и помощи друг другу станет для ребёнка естественным аспектом, вплетённым в семейную культуру. Ребёнка будут меньше пугать сложности в учёбе и со сверстниками, ведь он будет знать, что дома каждый открыт для диалога и взаимопомощи. 

articlePreviewImage
Как стать уверенным в себе и что делать, если ребёнок в себе не уверен
Уверенность в себе — это способность достигать поставленных целей, опираясь на здравую оценку своих знаний и умений. Без этого качества человек стесняется выступать на публике, боится высказывать своё мнение, не решается браться за незнакомую работу.

Примеры и модели ответственности для подражания

В каждом возрасте детям нужны новые примеры, свободы и зоны ответственности. 

Дошкольникам

У дошкольников короткая концентрация внимания, и они могут через несколько минут потерять интерес к занятию. Но на данном этапе достаточно поощрять даже непродолжительное участие. А вот навязывать друзей и занятия — плохая идея. Это зона личной ответственности и выбора ребёнка. 

К тому же маленькие дети ещё не понимают значения некоторых просьб. В том числе что означает фраза «убрать игрушки», пока родители этого не покажут. То есть дошкольникам важно показать, что делать. Однако приём не сработает без подкрепления личным примером. Условно, если папа показал, как складывать игрушки, а следом раскидал свои носки. 

articlePreviewImage
Психологическая готовность к школе: как проверить и укрепить
Методы диагностики и способы повысить психологическую готовность ребёнка к школе

7–9 лет

Учащиеся начальной школы уже готовы брать на себя ответственность, но нуждаются в руководстве и поддержке. Полезно проводить «семейные советы»: обсуждения всей семьёй, на которых каждый решает, какие дела будут выполнены, в какое время и какого результата ожидать. В этом возрасте можно доверить ребёнку решение вопросов по оптимальному времени выполнения домашнего задания, трате карманных денег, выбору вида отдыха вне школы и кружков. 

articlePreviewImage
Сертификат ПФДО: как записать ребёнка в секцию бесплатно
Лайфхаки, как оплатить кружки за счёт государства.

10–12 лет

В первые три года средней школы полезно снабжать детей специальными инструментами: таймерами, листами списка дел, трекерами. В этом возрасте полезно доверять школьнику ответственность за свой внешний вид экологичные привычки, выбор маршрута от дома до школы, решение, остаться ли дома, когда родители едут за покупками. 

Ответственность у ребёнка

Старше 12 лет

Подросткам важно помогать советами и не ущемлять свободу. Можно разрешить подрабатывать в летнее время, планировать отдых, выбирать удобный вид транспорта и регулировать распорядок дня. Вместе с этим самое время объяснить, что любая свобода во взятии ответственности подразумевает договорённость. То есть важно установить границы дозволенного.

Если ребёнок отказывается обсуждать свои намерения, полезно прояснить степень ответственности. Через возможные последствия стоит объяснить подросткам и риски опасных развлечений: «Будешь залипать по сторонам на самокате, упадёшь. Я тебе уже скинула пару коротких  роликов, как это бывает. Если тебе такого не надо, то никаких смартфонов за рулём. А если хочешь сломать пару костей или оставить зубы на асфальте, конечно, отвлекайся в смартфон за рулём, ни в чём себе не отказывай».

Сергей Шестаков, преподаватель математики:

«Рекомендую донести до ребёнка, что отношения между людьми строятся на договорённостях и взаимных обязательствах. При этом очень важно дать почувствовать, что бывает, когда одна из сторон не выполняет свои обязательства. Ситуация, в которой он ждал одного, а получил совсем другое».

Интеграция ответственности в повседневную жизнь

Легче всего научить ребёнка ответственности, приучив его своевременно выполнять насущные задачи. Ни одна книжка и ни один разговор не воздействуют на детское сознание настолько эффективно, как ежедневные дела. 

Например, если подростку сложно вставать в старшей школе, помогаем придумать ритуал, который взбодрит и развеселит его по утрам. Но важно, чтобы этим ритуалом не был «живой будильник» в виде родителей, а чтобы подросток вставал сам. Например, могут помочь фитнес-часы и короткие танцы в наушниках по случаю начала утра. 

back
Подпишитесь на нашу рассылку

Для долгосрочных задач полезно предложить ребёнку написать план или расписание. А если не получилось достигнуть цели, помогаем пересмотреть план и обсудить, как уложиться в срок. Так ребёнок будет ощущать, что сам распоряжается своим временем и что родные верят в то, что он способен сформулировать и выполнить свой план до конца. 

И главное. Научить ответственности быстрее всего помогают конструктивный диалог, желание слышать и слушать и безусловная взаимная любовь, которые поддержат на пути решения любых сложностей. 

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru