Я не хочу быть диктатором! Как стать для ребёнка другом?
Статья подготовлена основателем "ИнтернетУрока":
Лазарев Михаил Иванович
ОСНОВАТЕЛЬ ИНТЕРНЕТУРОКА
Образование: Московский физико-технический институт, факультет аэрофизики и космических исследований, 1970 г. Кандидат физико-математических наук. Кандидат физико-математических наук. Имеет научные труды и запатентованные изобретения.
С 1989 года занимается предпринимательством в области высоких технологий.
В 2002 году основал фармацевтическую компанию «Аквион».
В 2009 году основал ИнтернетУрок и начал создание цифровой библиотеки видеоуроков для более эффективного обучения школьников.
В основу подхода школы к образованию была положена Концепция школы будущего М.И. Лазарева: для жизни в современном меняющемся мире важнее всего понимание явлений и процессов.
Весь огромный мир познаётся в сознании маленького ребёнка через образ мамы. Она занимает 90% объёма его мозга. Восприятие жизни, большая часть сферы сознания – это всё мама!
Накопил ли человек-родитель способность понимать другого человека? Для достижения взаимопонимания с малышом есть некоторые правила, которые значительно увеличат ваши шансы.
Правило № 1. Не кричите на ребёнка.
Представьте себе маму, которая орёт на детей. Как такое возможно? Как это воспринимать ребёнку? «Мама, которая «моё всё», вдруг кричит на меня! Как с этим жить?! Есть ли выход вообще?» – в сознании малыша складывается алгоритм: как выжить, когда выхода нет. В лучшем случае остаётся верноподданническая способность любить. Она на тебя кричит, а ты её всё равно любишь. Ведь мама же единственная!
Согласитесь, ужасная ситуация. А если она ещё и силу прикладывает? Тебе страшно. И ты выбираешь единственный возможный путь – любить любой ценой. И путь этот выбран если не навсегда, то надолго. И потом жаловаться, что такого ребёнка – скажем, девочку, будет бить, например, супруг, неуместно. Она подсознательно считает это нормальным. Будет говорить: «Мне всё равно – весь мир таков. Я своего насильника люблю, бьёт – значит любит». И жаловаться не на что, потому что всё с детства заложено. Тот самый алгоритм, о котором выше говорили, уже присутствует, потом идёт лишь его обработка и доработка. Крик – это необратимое насилие над психикой.
Правило № 2. Нужно быть партнёром своему ребёнку.
Нужно научиться удивляться тому, чем занят маленький человек. Любая тема, любое дело, которым занимается ребёнок, – это бесконечность мыслей, фантазий, идей и эмоций. Если взрослый включит свою эмоцию, то он это поймёт. И важно двигаться в этом направлении вместе. Слово «вместе» на многие вопросы отвечает. Как стать партнёром, наставником, другом? Нужно просто быть с ребёнком! Пока он маленький – это особенно важно.
Правило № 3. Находить время для ребёнка.
Какие изменения происходят в жизни взрослого человека за полтора месяца или месяц? В личном плане таких, которые поменяли бы душу, почти что нет.
А ребенок меняется непрерывно. Тот же месяц для ребёнка, которому два или три годика, – это огромный период. Если мы невнимательны – мы не успеваем приспособиться к изменениям. Кажется: «Ну я же ему всё это уже говорил, объяснял недавно». Но когда ты говорил? Если взрослому чего-то там десять лет назад сказали – то он может об этом и не вспомнить. Нам дан колоссальный рычаг – сегодняшний час времени, проведённый с ребенком, потом воздастся сторицей. Что ты скажешь ему сейчас, как себя поведёшь на его глазах? Если ты будешь помнить об этом – то, во-первых, ты себя будешь воспитывать. А во-вторых, это всё умножится и определит всю его жизнь.