Классы
Предметы

Влияние международных отношений на политическую карту мира

В ходе урока все желающие смогут получить представление о теме «Влияние международных отношений на политическую карту мира». Мы рассмотрим этапы формирования политической карты мира с древнего периода (возникновение первых форм государственности) до новейшего периода (от конца Первой мировой войны). Подробно рассмотрим этапы новейшего периода и политические изменения на этих этапах. Вкратце затронем рассмотрение некоторых вопросов международного характера: борьбу с терроризмом, региональные и локальные конфликты, ядерное вооружение.


Тема: Современная политическая карта мира

Урок: Влияние международных отношений на политическую карту мира

1. Введение

Процесс формирования политической карты мира занимает несколько тысячелетий и его разделяют на несколько крупных исторических этапов.

2. Этапы формирования политической карты мира

Этапы формирования политической карты мира.

Процесс формирования политической карты мира принято разделять на следующие этапы:

1.     Древний (до 5 в. н.э.)

В этот период возникли и исчезли такие государства как Древняя Греция, Древний Египет, Вавилон, Финикия.

2.     Средневековый (5-15 вв.)

Этот период связан с феодализмом. Характерной чертой периода стали захваты соседних территорий другими государствами, формирование рынка. В этот период существовали такие государства как  Священная Римская империя, Англия, Испания, Португалия, Византия, Киевская Русь.

3.     Новый (15 в. – Первая мировая война)

В этот период было развитие европейской колониальной экспансии, развитие международных хозяйственных связей. В Новом периоде формирования политической карты мира возникли мировые колониальные империи. В это же время была Эпоха Великих географических открытий. Наиболее активное участие в освоении новых территорий приняли следующие страны: Испания, Португалия, Англия, Нидерланды, США, Германия.

4.     Новейший (Конец Первой мировой войны – н.в.)

В этот период произошли существенные изменения на политической карте мира, распались некоторые государства, появились новые. Поэтому данный период принято разделять на три этапа:

1. Появление новых государств – СССР, Польша, Венгрия, Австрия; разделение Османской империи; увеличение колониальных владений Великобритании, Франции, США.

2. Этот этап начался после окончания Второй мировой войны и характеризуется крушением колониальной системы, образованием новых независимых государств, в том числе в Европе. В этот же период возникает Организация Объединенных Наций (ООН).

Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Флаг ООН

Рис.1 Флаг ООН

Кроме того возникает Холодная война, в результате происходит разделение стран на два лагеря (НАТО и Организация Варшавского договора).

НАТО (Северо-Атлантический Альянс) - крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США, «чтобы защитить Европу от советского влияния».

Варшавский договор (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) от 14 мая 1955 года — документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза — Организации Варшавского договора (ОВД) и закрепивший двуполярность мира на 34 года. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО.

3.Конец 1980 – х гг. 20 в. – н.в. Основными изменениями в этот период были: объединение Германии, распад СССР и образование СНГ, распад Варшавского договора, распад Чехословакии, Югославии и последующие события.

3. Современные вопросы международной политики

Современные вопросы международной политики.

Несмотря на многие процессы, которые происходили в вышеизложенных этапах, в настоящее время продолжают существовать неразрешимые проблемы, отражающиеся на политической карте мира. К таким проблемам стоит отнести:

1.     Международный терроризм (группировки Аль-Каида, Хезболла, Хамас и др.)

2.     Региональные и локальные конфликты (военная операция НАТО в Югославии в 1999 году, в Афганистане в 2001 году, в Ираке в 2003 году, в Ливии в 2011 году, проблемы в Секторе Газа, в непризнанном Курдистане)

3.     Борьба за нераспространение ядерного оружия.

В настоящее время главенствующими и «официальными» ядерными державами являются Россия, США, Китай, Франция и Великобритания. Кроме того «полулегально» или потенциально ядерным оружием обладают Индия, Пакистан, Израиль, КНДР.

4. Заключение

В итоге под влиянием международных экономических отношений на протяжении различных исторических эпох сформировалась современная политическая карта мира, она продолжает формироваться и в наше время.

 

Домашнее задание

Тема 1, П.2

1.     Какие глобальные проблемы современности вам известны?

 

Список литературы

Основная

1.     География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.

2.     Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.

3.     И.А. Родионова, С.А. Елагин, В.Н. Холина, А.Н. Шолудько. Экономическая, социальная и политическая география: мир, регионы, страны. Учебно-справочное пособие. / под ред. проф. И.А. Родионовой. – М.: Экон-Информ, 2008, 2008. – 492 с.

4.     Универсальный атлас мира/ Ю.Н. Голубчиков, С.Ю. Шокарев. – М.: Дизайн. Информация. Картография: АСТ: Астрель, 2008 – 312 с.

5.     Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 – 76 с.

Дополнительная

1.     Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1.     География: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.

 Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1.     Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие./ Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 256 с.

2.     Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2010.- 223 с.

3.     Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2013. Учебное пособие / В.В. Барабанов. – М.: Интеллект-Центр, 2013. – 80 с.

4.     География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. – М.: МЦНМО, 2011. – 72 с.

5.     ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий/ Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 272 с.

6.     Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»/ Е.В. Баранчиков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 94 с.

7.     Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии/ И.А. Родионова. – М.: Московский Лицей, 1996. – 48 с.

8.     Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 250 с.

9.     Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009 – 240 с.

10.  География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика/ В.П. Бондарев. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 160 с.

11.  ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 144 с.

12.   ЕГЭ 2009. География: Тренировочные задания / В.В. Барабанов, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина. – М.: Эксмо, 2008. – 128 с.

13.  ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2011. – 288 с.

14.  ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2010. – 280 с.

 

Материалы в сети Интернет

1.  Организация Объединенных Наций (Источник). 

2.  НАТО (Источник). 

3.  Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

4.  Федеральный портал Российское Образование (Источник).

5.  Ege.yandex.ru (Источник).

6.  Официальный информационный портал ЕГЭ (Источник).

7.  4ege.ru (Источник).