Классы
Предметы

Япония в эпоху правления династии Токугава

На данном уроке вы познакомитесь с самобытной культурой и историей Японии. Япония в XVII–XIX веках – это страна храбрых и отважных самураев, ремесленников, изготавливающих оригинальные товары, купцов, занимающихся торговлей, а также крестьян, у которых, как и в других странах в это время, было самое незавидное положение. На данном уроке вы узнаете о Японии периода правления династии Токугава, находившейся на троне около 250 лет. Это время закрытия японских границ и самобытного развития Японии. Только император Муцухито откроет японские границы, но это произойдет значительно позже.

Япо­ния в эпоху прав­ле­ния ди­на­стии То­ку­га­ва

XVII–XIX вв. в Япо­нии на­зы­ва­ют пе­ри­о­дом Эдо, по на­зва­нию сто­ли­цы Япо­нии дан­но­го пе­ри­о­да – го­ро­да Эдо (со­вре­мен­ный Токио). В это время стра­ной фак­ти­че­ски пра­ви­ли пред­ста­ви­те­ли рода То­ку­га­ва.

Предыс­то­рия

В XVI в. в Япо­нии бо­ро­лись за власть мо­гу­ще­ствен­ные кланы са­му­ра­ев – во­ен­но­го со­сло­вия. В самом конце сто­ле­тия борь­ба за­вер­ши­лась по­бе­дой рода То­ку­га­ва, удер­жи­вав­ше­го власть более 250 лет, в те­че­ние всего пе­ри­о­да Эдо.

Со­бы­тия

Осо­бен­но­сти пе­ри­о­да

В эпоху Эдо Япо­ния пред­став­ля­ла собой кон­фе­де­ра­цию более чем 200 кня­жеств, ко­то­ры­ми управ­ля­ли кня­зья-вас­са­лы. Ре­аль­ной вла­стью об­ла­дал сёгун. Он кон­тро­ли­ро­вал им­пе­ра­то­ра и его двор. Им­пе­ра­тор в этот пе­ри­од не имел ни во­ен­ной вла­сти, ни ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов, но об­ла­дал вы­со­ким ри­ту­аль­ным и це­ре­мо­ни­аль­ным ста­ту­сом. Им­пе­ра­тор счи­тал­ся сыном Неба. От его уча­стия в ри­ту­а­лах, счи­та­ли япон­цы, за­ви­сит бла­го­по­лу­чие стра­ны.

Ос­нов­ная от­расль сель­ско­го хо­зяй­ства – ри­со­се­я­ние.

Все на­се­ле­ние Япо­нии в это время де­ли­лось на че­ты­ре со­сло­вия:
са­му­раи (наи­бо­лее при­ви­ле­ги­ро­ван­ное со­сло­вие),
• кре­стьяне,
• ре­мес­лен­ни­ки,
• купцы.

Был невоз­мо­жен не толь­ко пе­ре­ход из од­но­го со­сло­вия в дру­гое, но и браки между пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных со­сло­вий. Су­ще­ство­ва­ла де­таль­ная ре­гла­мен­та­ция жизни каж­до­го со­сло­вия. Пред­пи­са­ния ка­са­лись одеж­ды, при­чес­ки, еды, раз­ме­ра жи­ли­ща, формы пуб­лич­но­го по­ве­де­ния (по­кло­ны, при­вет­ствия и т.п.). Сфера де­я­тель­но­сти тоже была на­след­ствен­ной (пред­пи­сан­ной от рож­де­ния).

В пе­ри­од Эдо пра­ви­тель­ство про­во­ди­ло осо­знан­ную по­ли­ти­ку кон­сер­ва­ции япон­ско­го об­ще­ства, от­ка­за от тех­но­ло­ги­че­ских и куль­тур­ных но­во­вве­де­ний. Япо­ния изо­ли­ру­ет­ся от внеш­не­го мира. В те­че­ние несколь­ких сто­ле­тий стра­на прак­ти­че­ски не ме­ня­лась.

1635 г. – указ, за­пре­ща­ю­щий япон­цам по­ки­дать пре­де­лы стра­ны.

1637–1638 гг. – кре­стьян­ское вос­ста­ние в Си­ма­ба­ра, ко­то­рое воз­гла­ви­ли япон­ские хри­сти­ане. От­ныне хри­сти­ан­ство сё­гу­ны вос­при­ни­ма­ют, как ре­ли­гию, ко­то­рая учит непо­ви­но­ве­нию вла­сти. Хри­сти­ан в Япо­нии XVII в. пре­сле­до­ва­ли и даже каз­ни­ли.

1639 г. – сё­гун­ские указы, за­пре­ща­ю­щие на­хо­дит­ся в стране хри­сти­ан­ским мис­си­о­не­рам и ев­ро­пей­ским куп­цам. Вы­са­жи­вать­ся на бе­ре­гах Япо­нии за­пре­ща­лось даже по­слам. Осо­бым пра­вом об­ла­да­ли гол­ланд­цы. Кон­так­ты с ев­ро­пей­ца­ми были огра­ни­че­ны двумя гол­ланд­ски­ми су­да­ми в год.

1867–1868 гг.ре­во­лю­ция Мэйд­зи (ее также на­зы­ва­ют “ре­став­ра­ция Мэйд­зи”). Вос­ста­нов­ле­на власть им­пе­ра­то­ров. Им­пе­ра­тор Мэйд­зи ли­ша­ет са­му­ра­ев со­слов­ных при­ви­ле­гий, ре­фор­ми­ру­ет стра­ну по япон­ско­му об­раз­цу.

Участ­ни­ки

Сёгун – на­име­но­ва­ние во­ен­но-фе­о­даль­ных пра­ви­те­лей Япо­нии в пе­ри­од с 1192 по 1867 гг. В этот пе­ри­од им­пе­ра­то­ры были ли­ше­ны ре­аль­ной вла­сти.

То­ку­га­ва – ди­на­стия сё­гу­нов, ко­то­рая пра­ви­ла в Япо­нии с 1603 по1868 гг.

За­клю­че­ние

Ре­во­лю­ция Мэйд­зи на­чи­на­ет новую эпоху в ис­то­рии Япо­нии и всего Даль­не­го Во­сто­ка. Япо­ния от­кры­ва­ет­ся миру. В стране со­зда­ет­ся про­мыш­лен­ность ев­ро­пей­ско­го уров­ня, пе­ре­во­ору­жа­ет­ся армия и флот. Бла­го­да­ря этим из­ме­не­ни­ям Япо­ния на­чи­на­ет до­ми­ни­ро­вать в ре­ги­оне. В то же время в быту и куль­ту­ре боль­шин­ства япон­цев со­хра­ня­ет­ся тра­ди­ци­он­ный уклад (см. урок “Япо­ния на пути мо­дер­ни­за­ции”).

 

Введение

На данном уроке речь пойдет о развитии Японии в эпоху правления династии Токугава.

4 сословия эпохи Токугава

XVII–XIX вв. в истории Японии принято называть периодом Эдо. Название этого периода дала столица государства в это время – город Эдо (рис. 1) (современный Токио). XVII–XIX века – это эпоха, когда Японией управляла феодальная военная верхушка, возглавляемая династией Токугава. В 1603 году представитель династии Иэясу Токугава смог победить своих оппонентов и принять титул сёгуна. Сегун – это военный и политический лидер страны, руководитель. Однако при сегунах сохранялся и титул императора. Императоры в это время являлись скорее первосвященниками, нежели реальными правителями Японии. Несмотря на это династия Токугава смогла продержаться у власти вплоть до 1868 года.

Рис. 1. Город Эдо – столица Японии (Источник)

Для периода Эдо характерно четкое деление общества на классы. Классовая система того времени представляла собой 4 сословия (сословие – это социальная группа людей, наделенная определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству): самураи, крестьяне, ремесленники и купцы. Для каждого из этих сословий четко определялось положение, возможности, каждая часть жизни японца этого периода была законодательно прописана.

Ведущим сословием было сословие самураев (так в Японии называли воинов) (рис. 2). Самураи обладали огромным количеством привилегий. Только они имели возможность носить с собой в мирное время 2 меча: длинный и короткий (рис. 3). Это показывало, что самураи имеют право карать по своему усмотрению. Если кто-то из представителей нижних сословий вел себя неподобающе в присутствии самурая, то он имел право казнить провинившегося. Самураи составляли 10-ю часть населения Японии и представляли собой грозную силу. Когда заканчиваются кровопролитные войны, самураям оказывается нечего делать. Самураи – воины и к мирной жизни они не приспособлены, ведь делать ничего мирного они не умеют. Встал вопрос: чем же заниматься самураям в условиях мира? Часть самураев становилась наемниками. Другие открывали школы боевых искусств и становились мастерами своего дела, например фехтования (рис. 4). Часть самураев стала чиновниками, а некоторая пыталась перевернуть ход развития государства и вновь призывала к войнам. Не раз сёгунам приходилось подавлять самурайские восстания.

Рис. 2. Японские самураи (Источник)

Рис. 3. Самурайские мечи (Источник)

Рис. 4. Японские самураи (Источник)

Положение купцов (рис. 5) и ремесленников (рис. 6) было еще хуже. Большинство городов принадлежало либо сёгунам, либо князьям. В таких городах самоуправство чиновников-самураев не имело никаких ограничений. Больших сёгунских городов, где положение купцов и ремесленников было сносным, было немного, например Осака, Хаката, Киото.

Рис. 5. Японский купец (справа) (Источник)

Рис. 6. Японские ремесленники (Источник)

Но самым худшим было положение крестьянства (рис. 7), ведь крестьянин не имел никаких прав. Они являлись основной частью налогоплательщиков, и феодалы-самураи обращались с ними, как им хотелось.

Рис. 7. Японские крестьяне (Источник)

Период японской изоляции

Как и другим народам Тихоокеанского региона, в XVII – XIX вв. японцам пришлось столкнуться с возросшей активностью европейцев в данном регионе. Первый сёгун, Иэясу Токугава (рис. 8), относился к иностранцам с подозрением, но все же позволял торговать и селиться на территории японских островов. Но с течением времени отношения между японцами и европейцами стали ухудшаться. Причиной этому является во многом то, что восстания, которые поднимались против сёгунов Токугава, часто имели именно христианский характер. В 1612 году вышел указ, который запрещал подданным Токугава принимать христианство. Сёгуны потребовали, чтобы все их подданные отреклись от этой религии. Вскоре начались репрессии против христиан на островах. Торговля с западными державами начала резко сокращаться.

Рис. 8. Японский сёгун Иэясу Токугава (Источник)

В 1635 году вышел указ, запрещавший японцам покидать территорию государства. Тем японцам, которые на момент издания указа находились за пределами страны, возвращение было запрещено.

Во второй половине XVII века закономерным итогом данной политики стал запрет под страхом смертной казни иностранцам бывать на территории Японии. Страна была полностью изолирована от возможности контакта с западным миром. Подобная политика привела к противоречивым результатам. С одной стороны, Япония смогла успешно защищаться от европейского влияния. Доминирующими религиозными направлениями в стране были буддизм и синтоизм. С другой стороны, Япония не могла таким образом познавать те научные достижения, которые принесла Европа на территорию Азии. В исторической науке есть разные оценки «закрытия Японии», однако фактом остается то, что Япония смогла выйти из периода XVII–XIX вв. страной со своей традицией, культурой и своим видением внешней политики.

Особенной популярностью времен Токугава пользовались те религиозные направления и учения, которые поддерживали власть сёгуна. Так, известно было учение Чжу Си (рис. 9). Это учение отстаивало идеалы подчинения младших старшим, незыблемость традиций. Подобные учения способствовали нарастанию националистической атмосферы в стране. Японцы провозглашались ведущей нацией и считали, что именно их путь наиболее верный и правильный во всем мире.

Рис. 9. Чжу Си (Источник)

Начало открытия японских границ и реставрация Мэйдзи

Династия Токугава продержалась у власти достаточно долго, около 250 лет. Однако со временем, а именно в XIX веке, произошла знаменитая революция Мэйдзи, в ходе которой власть в Японии вернулась в руки императоров. Император Японии Муцухито (рис. 10) сделал много важных нововведений, например открыл Японию для внешней торговли, при нем в Японии снова стали появляться иностранцы, он повел Японию по пути модернизации. Именно при императоре Муцухито Япония вновь вышла на мировую арену.

Рис. 10. Император Японии Муцухито (Источник)

 

Список литературы

1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени, 7 класс. – М., 2013.

2. Данн Ч. Традиционная Япония. Быт, религия, культура. – М.: Центрполиграф, 2006.

3. Китагава Дж. М. Религия в истории Японии. – СПб.: Наука, 2005.

4. Лещенко Н.Ф. Япония в эпоху Токугава. – 2-е изд. – М.: Крафт+, 2010.

5. Масе Ф., Масе М. Япония эпохи Эдо. – М.: Вече, 2013.

6. Толстогузов С.А. Сёгунат Токугава в первой половине XIX века и реформы годов Тэмпо. – М., 1999.

7. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500–1800. – М.: «Просвещение», 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Fb.ru (Источник)

2. Biofile.ru (Источник)

3. Natiwa.ru (Источник)

4. Knowhistory.ru (Источник)

 

Домашнее задание

1. Какие четыре сословия существовали в эпоху династии Токугава в Японии?

2. Почему в японской истории XVII–XIX вв. называются периодом Эдо?

3. Почему Япония закрыла свои границы для Европы?

4. С какого времени начинается «открытие Японии»?