Классы
Предметы

Индустриальные революции: достижения и проблемы

Предыстория

XVIII век – век Просвещения – привнёс в европейское общество обмирщение сознания, дух предпринимательства, веру в безграничные возможности разума и мысли человека.

Социально-политические изменения, выразившиеся в охвативших Европу буржуазных революциях, неразрывно связаны и с выстраиванием экономического фундамента нового общества.

Уже в XVIII веке в передовых странах Европы наблюдается рост фабричного производства, что является важнейшим условием промышленного переворота.

Раньше всех этот процесс начался в Англии. Во-первых, потому что в Англии сформировалась достаточно развитая промышленность мануфактурного типа, а во-вторых, потому что В Англии уже в XVIII веке завершилась аграрная революция (переход от хозяйства мелких крестьянских собственников к крупному землевладению со сдачей участков в аренду фермерам и обработкой земли силой наёмных рабочих).

В XVIII веке были изобретены и революционные механизмы, на базе которых в XIX веке совершенствовались и усложнялись машины, заменяющие ручной труд, (прялка «Дженни» и паровая машина).

 

События

Середина XVIII – середина XIX вв. – первая промышленная революция (или промышленный переворот).

1765 г. – англичанин Джеймс Харгривс сконструировал механическую прялку «Дженни». С этим изобретением связывают начало машинного века.

1784 г. — шотландский инженер Джеймс Уатт изобрёл паровую машину.

1800 г. – британский изобретатель Генри Модсли создал первый металлорежущий станок. Он позволил использовать болты и гайки стандартного размера.

1803 г. – в Америке пущен первый автомобиль с паровым двигателем.

1807 г. – спуск на воду парохода Фултона «Клермонт». Начало эпохи паровых судов.

1819 г. – первое пересечение пароходом Атлантического океана (от Ливерпуля до Нью-Йорка), плавание длилось 26 дней.

1825 г. – первая железная дорога. Построена англичанином Джорджем Стефенсоном. Дорога соединила Стоктон и Дарлингтон.

1825 г. – первый кризис перепроизводства. Произошёл в Англии.

Вторая половина XIX в. – вторая промышленная революция.

Последняя треть XIX в. – время появления мощных финансовых и промышленных корпораций: картелей, синдикатов, трестов, концернов.

1844 г. – первая телеграфная линия между Вашингтоном и Балтимором (США).

1850 г. – проложен подводный телеграфный кабель по дну Ла-Манша (соединил Англию с материковой Европой).

1866 г. – проложен первый телеграфный кабель через Атлантический океан (соединил США и Англию).

1858 г. – первый мировой экономический кризис.

1864 г. – французский металлург Пьер-Эмиль Мартен изобрёл печь для выплавки стали. Печь получила название мартеновской.

1869 г. – открытие Суэцкого канала, кратчайшего водного пути из Средиземного моря в Индийский океан.

1876 г. – в США запатентован телефон Александра Белла.

1885 г. – немецкий инженер Карл Бенц создал первый бензиновый автомобиль.

1895 г. – изобретение радиосвязи.

1900 г. – запуск первого управляемого дирижабля.

  

Участники

Джордж Стефенсон – английский инженер, изобретатель паровоза.

Генри Модсли – английский механик, изобретатель токарно-винторезного станка.

Жозеф Мари Жаккар – французский изобретатель, автор конструкции станка для создания узорчатых тканей.

Эрнст Вернер фон Сименс – немецкий инженер, изобретатель динамо-машины.

Роберт Фултон – американский инженер, создатель первых пароходов.

Оливер Эванс (США), Ричард Тревитик (Англия) – создатели первых паровых автомобилей.

Карл Бенц – немецкий инженер, создатель первого автомобиля с бензиновым двигателем.

Отто Лилиенталь – немецкий инженер, пионер авиации.

Фердинанд фон Цеппелин – немецкий изобретатель, строитель первых дирижаблей.

Павел Яблочков – русский инженер, создатель электродуговой лампы.

Томас Эдисон – американский изобретатель, создатель электрической лампы.

Сэмюэл Морзе – американский изобретатель, создатель телеграфа.

Александр Попов (Россия), Гульермо Маркони (Италия) – изобретатели радиосвязи.

Александр Белл – американский учёный, один из изобретателей телефона.

 

Заключение

Промышленный переворот создал фундамент нового индустриального общества. Технический прогресс и промышленная революция внесли много позитивных изменений: это и повышение производительности труда, внедрение новых технологий, улучшение средств связи, повышение уровня жизни населения. С другой стороны, научно-технический прогресс нёс и угрозу обществу: с новыми технологиями появляются и новые средства массового уничтожения (нарезные винтовки, пулемёты, динамит, зажигательные ракеты), встаёт вопрос о загрязнении природы дымом заводских труб, сливом отходов производства в реки. Новый уклад экономики привнёс и социальные проблемы. Стремление владельцев производства любой ценой сократить издержки было причиной тяжёлых условий труда, использования труда женщин и детей.

 

Параллели

В России, по сравнению со странами Западной Европы, промышленный переворот произошёл позже (к концу XIX века) и шёл более быстрыми темпами. Россия относится к так называемым странам второго эшелона индустриализации. Для них характерны короткие сроки промышленного переворота, так как индустриализация идёт не эволюционно и постепенно, а при активном вмешательстве государства. Также для «догоняющей» индустриализации характерна обгоняющая роль тяжёлой промышленности над лёгкой, тогда как в странах первого эшелона раньше всего промышленный переворот происходит именно в лёгкой промышленности. Кроме России, к странам второго эшелона относятся Германия, страны Юго-Восточной Европы, Япония.