Классы
Предметы
Мой профиль

НЕ с глаголами. Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

На данном уроке рассматриваются орфограммы в глаголах. Учащиеся узнают, как писать НЕ с глаголами и в каких случаях пишется мягкий знак в глаголах на -тся (-ться).

Тема: Повторение изученного в начальных классах

Урок: НЕ с глаголами. Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

Написание НЕ с глаголами

НЕ пишется с глаголами раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ глаголы не употребляются: не забыть, не смотреть, не хотеть, но: негодовать, недоумевать,  ненавидеть, несдобровать, нездоровиться.

Глаголы с приставкой недо- и глаголы с приставкой до- и отрицательной частицей НЕ

Следует различать слитное написание глаголов с приставкой недо- и раздельное написание созвучных им глаголов с отрицательной частицей не и приставкой до-. Приставка недо- придает глаголам значение неполноты, недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой: недооценить силы противника. Глаголы с отрицанием не и приставкой до- обозначают действие, не доведенное до конца: не дочитать книгу, не досмотреть фильм до конца.

Сравните: не доедать супнедоедать в годы войны. В первом случае глагол обозначает действие, не доведенное до конца, и пишется раздельно с частицей НЕ. Во втором примере глагол с приставкой недо- имеет значение недостаточности действия по сравнению с некоей нормой.

Приставка недо- часто бывает антонимична приставке пере-: недоварить – переварить, недовыполнить – перевыполнить.

Различаются по значению и написанию глаголы недоставать (быть в недостаточном количестве) и не доставать (не дотягиваться): недостает ему усидчивости, терпения; не достает рукой до окна.

Ь в глаголах на -тся (-ться)

Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? (т.е. перед нами неопределенная форма глагола), то Ь пишется. Например, он умеет (что делать?) кататься на лыжах. Он хотел (что сделать?) улыбнуться. Если же глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает?, то Ь перед -ся не пишется. Он (что делает?) катается на лыжах. Он (что сделает?) улыбнется.

 

Домашнее задание

1. Запишите слова, раскрывая скобки.

(Не)мог, (не)навидит, (не)было, (не)хотят, (не)годовать, (не)забудет, (не)доумевал, (не)скроешь, (не)хватает, (не)здоровится.

2. Вставьте пропущенные буквы. В скобках поставьте вопрос к глаголу.

Картошка (   ) вари…ся, картошке (   ) вари…ся осталось недолго, перестань (   ) кача…ся, он любит (   ) учи…ся, он (   ) учи…ся хорошо, пусть (   ) старае…ся.

3. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.

Мне (не)здорови…ся, ему (не)спи…ся, она (не)ошибае…ся, (не)навижу ошиба…ся, они (не)боя…ся темноты, надо (не)боя…ся темноты.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет:

1. Портал для всей семьи. Дополнительные задания (Источник)

2. Интернет-портал tsya.ru. Мягкий знак в глаголах на -тся (-ться) (Источник).

  

 

Литература:

1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.