Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

Сюжет Словарь

Введение

Мы подготовили для вас цикл уроков под общим названием «Навигатор». Они помогут вам лучше понять произведения русской литературы и сориентироваться в материалах, посвящённых этому произведению и размещённых в открытом доступе в интернете.

Предлагаю поговорить о рассказе И.А. Гончаров «Обломов».

Произведение и эпоха

Роман И.А. Гончарова «Обломов» был опубликован более 150 лет назад, но в нём затрагиваются психологические и философские проблемы, актуальные и сегодня. Однако за это время некоторые явления и предметы исчезли из нашей жизни. Чтобы они стали для вас более понятными, загляните в Словарь, а в разделе Исторический фон вы найдёте информацию об отражённой в произведении эпохе.

Жанр и проблематика

Перед нами социально-психологический роман. Автор размышляет об ответственности русского дворянина или, если смотреть шире, о долге образованного человека перед собой, близкими, отечеством и миром. Обращается Гончаров и к национальному характеру. Например, действительно ли годовой аграрный круг веками вызывал у русского человека мечты о покое, об окончании страды – чтобы и работать не надо было, и холода не наступали?

Помимо социальных в романе задаются и глубокие психологические вопросы: может ли личность изменить свой характер? Можно ли заставить человека стать другим, вдохновить его на отказ от своей природы? Что есть любовь? Обречён ли человек всю жизнь тосковать по утраченному раю детства? Может ли мечта сломать человеку жизнь?

Этот, далеко не полный, спектр проблем характерен именно для социально-психологического романа. Если хотите поразмышлять над проблемами, которые затрагивает в романе Гончаров, загляните в Вопросы для дискуссии.

Сюжет и композиция

Сюжет книги несложен: главный герой, человек средних лет, пытается начать активную жизнь, но не может преодолеть собственную инерцию. Вспыхнувшая любовь на первый взгляд меняет его, но Обломову всё равно не удаётся выбраться из плена сонного пассивного существования. Он боится ответственности, мечтает о покое и беззаботности.

Вспомнить сюжет романа вам поможет Краткое содержание. Также вы можете прослушать произведение в исполнении диктора, либо в форме радиоспектакля.

В композиции романа выделим две сюжетные линии. Первая – личностное развитие Обломова. Вторая – любовная история Обломова и Ольги.  Экспозиция, дающая ключ к обоим линиям, – условный и несколько «придуманный» сон Обломова. Именно там, в приснившемся герою детстве, мы найдём ответы на многие вопросы.

Завязка первой линии – приезд Штольца, деятельного и успешного друга Обломова. Завязка любовной истории – знакомство Обломова с Ольгой.  Кульминация этой линии – лето на даче: объяснения героев, споры и обещания, страстная влюблённость. Кульминация личностного конфликта – расставание Обломова с Ольгой. Это событие одновременно становится развязкой любовной истории. Постепенное угасание Обломова и смерть на Выборгской стороне – развязка личностной линии. Семейная жизнь Штольцев и встреча Штольца с повествователем – эпилог.

Персонажи

В романе много героев, но мы выделим два главных мужских и два главных женских персонажа.

Илья Обломов – добрый, мечтательный, безответственный человек, больше всего стремящийся к покою. Он боится жизни, движения, проблем. Эта боязнь граничит с нездоровьем – как психологическим, так и телесным. Фамилия героя давно стала нарицательной.

Антипод Обломова Андрей Штольц – его лучший друг, преуспевающий предприниматель. Одержим идеей преобразования жизни и личного развития. Путешествует, узнаёт новое, пытается помочь Обломову справиться с апатией. Эти герои, как мы видим, соотносятся по принципу антитезы. То же самое можно сказать о женских персонажах. Ольга Ильинская – тонкий, глубокий человек. Умная, самостоятельная, честолюбивая молодая дворянка, влюблённая в Обломова и мечтающая пробудить его для полной настоящей жизни. Агафья Пшеницына – вдова мещанина, умелая хозяйка. У нее нет образования, она погружена в быт и стремится создавать вокруг себя уют.  

Художественные приёмы

Важнейшим приёмом является антитеза – то есть резкое противопоставление персонажей, образов, ситуаций. Она организует разные уровни произведения: противопоставляются характеры персонажей и их внешний облик, пространства (Обломовка – Петербург, Обломовка – дом Штольцев), сословия, традиционный крестьянский и европеизированный дворянский миры.

 Целостность романа при таком многообразии проблем и сюжетных линий достигается во многом благодаря лейтмотивам. Именно этот прием позволяет автору связывать различные временные, пространственные и сюжетные планы. Среди лейтмотивов наиболее ярко выделяются сирень, ария «Casta Diva», а также куда более прозаические мотивы: еда (пироги, стук ножей перед обедом) и сон.

Упомянем и повторы: в тексте постоянно упоминается во всевозможных вариантах слово «покой» и производные от него. Это и есть главная и неизменная цель героя.

Обратите внимание на идиллические картины. Что такое идиллия? Неторопливое течение жизни в замкнутом месте, отдалённом от внешних невзгод. Это мир, где всё благополучно, где можно блаженно дремать в ожидании чего-то ещё более прекрасного… Такой предстаёт Обломовка, такой видит герой и Выборгскую сторону. Подобные картины могут кого-то восхищать, а кого-то приводить в ужас, но без них мы бы не поняли героя.

Стоит отметить деление романа на 4 части, совпадающие с разными периодами личных отношений персонажей, со сменой мест, где живёт Обломов и даже с переменой времён года.

Дополнительные материалы

Роман породил множество трактовок как в XIX веке, так и позднее. В разделе Исследователи вы можете ознакомиться с некоторыми интерпретациями произведения. Эти материалы помогут вам во время ответа на уроке, при написании сочинения, будут полезны при подготовке к экзаменам и, конечно, дадут вам ключи к пониманию текста. Современный взгляд на героя, на общечеловеческий смысл романа изложен в трех лекциях московского преподавателя литературы Елены Вигдоровой: лекция 1, лекция 2, лекция 3.  Для общего представления о том, как воспринимается роман  сегодня, познакомьтесь со статьями из учебного пособия: статья «Обломов», статья «Второстепенные персонажи».

Хотите знать больше? Почитайте книгу профессора Недзвецкого «Роман И.А. Гончарова «Обломов». Путеводитель по тексту».

Также рекомендуем посмотреть телевизионную программу «Игра в бисер», где участники высказывают различные точки зрения на произведение.

Увидеть, как атмосфера романа воссоздаётся в зрительных образах, вы сможете, если откроете вкладку Отражение в искусстве – там находятся ссылки на экранизации. Старый черно-белый фильм тщательно следует сюжету и тексту, может помочь на экзамене.   Известная картина Никиты Михалкова снята по мотивам книги и представляет собой авторский взгляд режиссера. Конечно, сдавать по ней экзамен нельзя, но фильму нельзя отказать в красоте.

Наши рекомендации

Если вам интересно, кто ещё из писателей размышлял над подобными вопросами, с кем Гончаров вступает в творческий диалог, обратитесь к разделу Сквозные темы. Если вам понравился «Обломов» и вы бы с удовольствием прочитали что-то похожее по стилю и атмосфере, посмотрите вкладку Настроение. Перед вами полезные ссылки, факты, мысли исследователей и, самое главное, – вопросы. Читайте, сопоставляйте, размышляйте!