Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Максим Горький: «На дне». Поэтика пьесы

Действие пьесы происходит в конце XIX века в России, переживающей жестокий экономический кризис. По стране в поисках заработка бродят толпы разорившихся крестьян и рабочих. Безвыходным положением этих выброшенных из жизни людей пользуются владельцы мрачных ночлежек. В одной из таких ночлежек происходят события пьесы Горького «На дне». 

Здесь под мрачными и угрюмыми сводами ночлежного дома нашли себе приют люди самого различного характера и социального положения, выходцы почти изо всех слоёв тогдашнего русского общества. Разные пути привели их на «дно», все они достойны лучшей участи, но большинству из них грозит неминуемая гибель. Но именно здесь, «на дне» среди жалких искалеченных бродяг, среди мрака и безысходности зарождается спор о человеке и о смысле его жизни.

Тема: Русская литература конца XIX - начала XX вв.

Урок: Максим Горький. « На дне». Поэтика пьесы

1. Вступление

Горький познакомился с труппой театра, когда она приехала в Ялту навестить Чехова. Тогда они уговорили Горького писать для них. Горький начал работать над двумя пьесами сразу: «Мещане» и «На дне».

Московский Художественный театр, МХТ СССР им. Горького

Рис. 1. Московский Художественный театр, МХТ СССР им. Горького (прежние названия «Художественно-общедоступный театр») (Источник)

Московский Художественный театр, руководимый в 1902 году яркими реформаторами театра К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко, не случайно избрал эту пьесу (и отстоял ее в споре с цензурой): ему был нужен своеобразный жесткий, не сентиментальный «антитеатр» Горького с неожиданной сценической площадкой («подвал, похожий на пещеру»), театр, отрицавший традиционную камерную, «потолочную» пьесу с искусственными декорациями, с извечными резонерами, простаками, «злодеями».

Пьеса «На дне» — социально-философское произведение, являющееся, по мнению многих литературных критиков, центральным в творчестве писателя. «Как бы к Горькому ни относиться, драма «На дне» переживёт и ругань его врагов, и кликушеские восторги подобострастных друзей»,— писал литературный критик Д. В. Философов. «Основной вопрос, который я хотел поставить,— говорил сам Горький,— это — что лучше: истина или сострадание?».

Драма Горького «На дне» (1902), созданная сразу же после серии романтических произведений 90-х годов, полных бунта против психологии смирения, покорности, «гуманизма сострадания», поражает обилием тревожных вопросов, скрытых и явных дискуссий о месте человека в мире, о правде мечты и правде реальности, о границах свободы человека и принижающей силе обстоятельств. 

Кириллов А. Максим Горький читает пьесу

Рис. 2.  Кириллов А. Максим Горький читает пьесу (Источник)

На самых острых, судьбоносных вопросах, звучащих в драме, и следует остановиться в определенной последовательности, непременно учитывая  изменчивое отношение Горького к своей же пьесе, ее сложную и новаторскую драматургическую структуру, ее язык. В этой пьесе он передал свои  наблюдения за людьми.

2. Смысл названия

У Горького было несколько вариантов названия пьесы: « Без солнца», «Ночлежка», «На дне жизни».  Название «На дне» появилось впервые на афишах МХАТ. 

Афиша пьесы «На дне»

Рис. 3. Афиша пьесы «На дне» (Источник)

Почему Горький остановился на этом названии? 

Пьеса «На дне» подчеркивала точку невозврата, в этом  философский смысл пьесы.

3. Жанровые особенности. Поэтика пьесы

Горький определил жанр своей пьесы – это картина (автор стремиться уйти от жесткого жанрового определения). Он делает акцент на описание куска действительности.

Создает определенную  атмосферу. Список действующих лиц (хозяин ночлежки, люди без определенных занятий). Сразу возникают предположения о социальном, любовном конфликтах. В самом названии  конфликт философский.  Описание декораций сопровождено авторскими ремарками. Камень, темнота - все разрушено, грязно. Было ощущение того, что мир утратил красоту, целостность. Звуковой мир  тоже не совсем приятен.

Сцена из спектакля 

Рис. 4. Сцена из спектакля (Источник

Сцена из спектакля

Рис. 5.  Сцена из спектакля (Источник)

Весна. Раннее утро. Надежда на что? Завязки в пьесе нет.\

Сцена из пьесы

Рис. 6. Сцена из пьесы (Источник)

Это следование чеховской драматургии, где зритель невольно становиться участником неорганизованной жизни. Но каждая реплика информативна. Каждый персонаж своеобразен, имеет свой особый голос, свой круг тем, своя интонация, словно хор, в котором все звуки звучат одновременно.  Из этого хора можно вычленить лейтмотив.

Лейтмотив. Термин лейтмотив в литературоведении обозначает как главенствующую тему произведения или творчества писателя в целом, так и совокупность групп тематических элементов или выразительных средств, постоянных, «канонических» для определенного жанра и стиля. Также под лейтмотивом иногда подразумевается комплекс тематических и выразительных средств, который постоянно повторяется на протяжении данного художественного целого — литературного произведения.  

4. Герои пьесы

Из  разговоров персонажей можно узнать их реальные или выдуманные истории. Нет ответов на вопрос, почему люди оказались в ночлежке. Что-то с ними не так: кто-то убыл, кто-то запил, обстоятельства находятся внутри героев.

Все ночлежники разные, но у них  есть общие черты: у каждого нет в жизни таких событий. Они попали в ночлежку из-за ошибок, которые  совершили сами.

Горький не склонен искать причины этого путешествия на дно жизни.

Все они  считают пребывание в ночлежке временным и все, что с ними происходит, они ненавидят.  Они пытаются свою жизнь приукрасить. Все они раздражены, философствуют, много говорят. Всех их объединяет мечта вырваться  из этого мира.

Реплики контрастируют друг с другом (2 дейст., разговор Анны и реплики картежников).

Жизнь постояльцев повседневная,  все события идут по заведенному кругу. Герои произносят одни и те же слова, производят одни и те же действия. Жизнь вертится по замкнутому кругу, все мечтают разорвать этот круг.

5. Образ Луки

Появляется в образ Луки (странник, о котором ничего не известно). Постояльцы равнодушны  друг к другу, Лука вглядывается в каждого с любопытством. Постояльцы ночлежки разговаривают грубо, Лука -  с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Он жалеет и успокаивает постояльцев, обещает им примирения с действительностью. Лука предлагает Ваське и Наташе уйти и искать своё будущее.

Он похож на босяка, у  которого ничего нет, он странствует в поисках правды. Это  главный вопрос, который автор задает в этой пьесе.

    

Домашнее задание

Прочитать пьесу «На дне». Составить характеристику героям.

 

Список литературы

1.Чалмаев В.А., Зинин С.А.  Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Русское слово – РС», 2008.

2.Агеносов В.В.  Русская литература 20 века. Методическое пособие   М. «Дрофа», 2002

3.Русская  литература 20 века. Учебное  пособие  для поступающих  в вузы  М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.

4. Викисловарь.

5. Троицкий В.Ю. Пьеса М.Горького «На дне»//Литература в школе. 1998 №8

6. Юзовский Ю. «На дне» М. Горького. М., 1968

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет:

М. Горький «На дне» (Источник).

Викисловарь (Источник).

http://festival.1september.ru/authors/208-872-686

Все уроки литературы 11 класс (Источник).

Фотографии (на сцене) (Источник).

 

Видео  и аудио материал

Аудио книга «На дне» (Источник).

О пьесе (Источник).

 

Презентация

 «На дне». Образы обитателей (Источник).