Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Максим Горький: начало биографии. Герои ранних произведений

Представляем вашему вниманию видеоурок, посвященный теме «Максим Горький: начало биографии. Герои ранних произведений». На этом уроке вы сможете узнать о том, где родился Максим Горький и как он провел первые годы своей жизни. Также учитель даст небольшую характеристику героям ранних произведений.

Вступление

Максим Горький (настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) (1868-1936), русский писатель, публицист.

Рис. 1. Ранняя фотография

Рис. 1. Ранняя фотография (Источник)

Детство и юность писателя

Рис. 1. Максим Горький

Рис. 1. Максим Горький (Источник)

Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-71) — сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) — из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).

Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» — сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».

Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и «Историческими письмами» П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.

Рис. 3. К. Маркс « Капитал»

Рис. 3. К. Маркс « Капитал» (Источник)

Рис. 4. П.Л. Лавров

Рис. 4. П.Л. Лавров (Источник)

Рис. 5. И.В. Гете

Рис. 5. И.В. Гете (Источник)

1888 году скитается по Руси, он встречает разных людей, узнает много судеб.

Вторая волна скитания в 1991 году: его интересует жизнь, которой живут люди.

Раннее творчество

Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида).Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией — А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»).

Рис. 6. В. Г. Короленко

Рис. 6. В. Г. Короленко (Источник)

Максим Горький в 1906 году женится. Прекращается статус скитания. Он каклитератор получает первые деньги.

В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.

Людей из низов привлекала сама мысль, что в литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший жизнь с самых мрачных и страшных ее сторон.

Герои произведений Горького

С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. По словам критика М. Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой «идейного лиризма». Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию. Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 — начала 20 вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком» Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом.

Рис. 7. Босяки в России

Рис. 7. Босяки в России (Источник)

Критики стали говорить, что Горький открыл нового героя - это босяк. В словарях того времени этого слова еще не было. «Босяк» встречается в разных произведениях того времени.  Он  похож на опустившегося городского жителя, бездомный, плохо одетый, обитатель ночлежки, алкоголик.

Горьковские  же  босяки выглядят по-другому. Это  яркие, красивые, сильные люди,  и даже оборванцы  у Горького выглядят эффектно и уверенно (Кузька, рассказ «Тоска», Коновалов).  И эти герои оказываются на дне,  это их выбор, здесь нет влияния среды, которые выбирают свободу.  

Горьковским босякам нигде не хочется быть. Бродяги отказались от цивилизации. Они свободно двигаются, мыслят, разговаривают. Эти герои - индивидуалисты, не являются членами никакого социума.  Они любят поговорить, любят изрекать афоризмы, что, конечно же, критикам не понравилось, они заметили, что герои странные ( напоминают искателей приключений) живут  по странной морали, нет деления на зло и добро. Главная цель существования - это интерес, веселье, легкая и веселая жизнь («Старуха Изергиль»).

Они жаждут жить, жить «вовсю».  Они талантливы: любят читать,  чувственно слушают музыку, песни, которые трогают душу.

Заключение

Ранние романтические произведения М.Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы - "Макар Чудра", "Старуха Изергиль". В первом из них писатель по всем законам романтического направления рисует образы красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей.

 

Дополнительно. Произведения

1892 год. Тифлис. Нижний Новгород (с октября).

«Макар Чудра» (опубликован в газете «Кавказ», Тифлис, 12 сентября).

«Емельян Пиляй» (опубликован в газете «Русские ведомости», 5 августа. Рассказ был передав в редакцию Н. 3. Васильевым без ведома автора. Его первая публикация).

1893 год. Нижний Новгород.

«Месть» («Волжский вестник», Казань, август), «О чиже, который лгал, и о дятле - любителе истине»  (газета «Волжский вестник», сентябрь), «Разговор по душе» («Волжский вестник», сентябрь), «Нищенка», «Исключительный факт», («Волгарь», ноябрь), «Убежал» («Волгарь», декабрь). 

1894 год. Нижний Новгород.

«Дед Архип и Ленька» («Волгарь», февраль), «Горемыка Павел» («Волгарь», апрель - июнь), «Об одном поэте» («Волжский вестник», июнь), «Мой спутник («Самарская газета», декабрь), «Два босяка» («Самарская газета», октябрь), «О мальчике и девочке, которые не замерзли» («Нижегородский листок», декабрь).

1895. Нижний Новгород. Самара (с февраля).

«На соли» («Самарская газета», январь), «Вывод» («Самарская газета», февраль), «Старухе Изергиль», «На плотах» («Самарская газета», апрель), «Песнь о Соколе», «О маленькой фее и молодом чабане» («Самарская газета», май), «Челкаш» («Русское богатство», № 6, нюнь), «Дело с застежками», «Однажды осенью» («Самарская газета», июль), «Сказка» («Самарская газета», август), «Ошибка» («Русская мысль», сентябрь), «Одинокий», «Как поймали Семагу» («Самарская газета», ноябрь).

 

Домашнее задание

Прочитать произведения( ранние) Горького (по выбору).

 

Список литературы

1. Чалмаев В.А., Зинин С.А.  Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Русское слово – РС», 2008.

2. Агеносов В.В.  Русская литература 20 века. Методическое пособие   М. «Дрофа», 2002

3. Русская  литература 20 века. Учебное  пособие  для поступающих  в вузы  М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.

4. Викисловарь.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Максим Горький  (Источник).

Произведения Горького. Анализ. (Источник).

Раннее творчество  (Источник).

Короленко В.Г. (Источник).

«Исторические письма» П.Л. Лаврова (Источник).

 

Видео материал. Исторические хроники

Биография Максима Горького( часть 1) (Источник) (часть 2) (Источник).

Максим Горький. Исторические хроники (Источник).

 

Презентация

Биография М. Горького (Источник).

Образ Данко (Источник).

Начало творческого пути М. Горького (Источник).