Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

И. А. Крылов. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора

На занятии мы познакомимся с краткой биографией Ивана Андреевича Крылова. Прочтем и проанализируем басню «Волк на псарне». Проследим за историческими параллелями в произведении.

Введение

На уроке мы продолжим разговор об Иване Андреевиче Крылове. Разберем его басню «Волк на псарне».

Краткая биография

Иван Андреевич Крылов, 1769–1844 (рис. 1), прожил долгую жизнь, был свидетелем важных исторических событий для нашей страны, одно из них – Отечественная война 1812 года.

Иван Андреевич Крылов

Рис. 1. Иван Андреевич Крылов (Источник)

В 1812 году Иван Андреевич поступил на службу в первую российскую публичную библиотеку. Руководителем ее был его друг Алексей Николаевич Оленин (рис. 2).

Алексей Николаевич Оленин

Рис. 2. Алексей Николаевич Оленин (Источник

В течение 30 лет Иван Андреевич служил в библиотеке.

Война 1812 года сопровождалась широким общественным подъемом. Писатель написал несколько басен, посвящённых этому событию. Одна из них – «Волк на псарне».

Разбор басни

Прочитайте басню (рис. 3):

Басня

Рис. 3. Басня (Источник

Разберемся, кто такие герои басни и какие черты в образы Ловчего и Волка заложил автор. Приведём цитаты, которые характеризуют героев (рис. 4):

Рис. 4. Цитаты (Источник

Обратите внимание, что Волку в басне уделено больше внимания, чем Ловчему. Вот качества героев, которые показывает автор (рис. 5):

Качества героев

Рис. 5. Качества героев (Источник

Наполеон Бонапарт (рис. 6) думал, что без труда завоюет Россию. Но он, как Волк в басне, почувствовал себя загнанным в угол: на борьбу с ним поднялась не только армия, но и крестьяне.

Наполеон Бонапарт

Рис. 6. Наполеон Бонапарт (Источник

Именно благодаря этому война была названа Отечественной, потому что на борьбу с врагом поднялось все отечество. Когда Наполеон понял, что завоевать Россию не получится, он написал письмо императору Александру I, в котором просил о перемирии. Михаил Илларионович Кутузов (рис. 7), мудрый полководец, не поверил Наполеону.

М.И. Кутузов

Рис. 7. М.И. Кутузов (Источник

Русская армия оставила горящую Москву (рис. 8), а Наполеон ни с чем возвращался по Смоленской дороге, которую его же войска ранее разбили. Стаи гончих олицетворяют русскую армию в басне.

Рис. 8. Горящая Москва (Источник

Басня – это короткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера.

Разберем, какая аллегория в басне «Волк на псарне». В баснях обычно присутствуют постоянные аллегории (рис. 9):

Постоянные аллегории басен

Рис. 9. Постоянные аллегории басен (Источник

Эта басня отличается от типичных басен. Главное отличие в том, что в основе ее сюжета лежат реальные исторические факты. Герои басни не Волк и Ловчий, а М.И. Кутузов и Наполеон. Каждому герою присущи качества животного (рис. 10).

Ассоциации

Рис. 10. Ассоциации (Источник

Значение слова «ловчий» по толковому словарю:

Ловчий –

а) тот, кто ведал охотой;

б) приученный к ловле кого-то, тот, кто ловит.

Слово «ловчий» этимологически связано со словом «ловкий» (искусный, умелый, находящий выход из любого положения, хитрый, умный). Носителем этих качеств является М.И Кутузов.

В любой басне есть мораль, вывод. Обычно мораль в басне – это слова автора в начале или конце басни. Мы говорили, что басня «Волк на псарне» отличается от обычных басен. Ее мораль вложена в уста Ловчего (рис. 11).

Рис. 11. Мораль (Источник

В других баснях животные – носители человеческих черт, в нашей басне, наоборот, человек – носитель качеств животных.

Заключение

Выделим важные особенности, которыми отличается изучаемая нами басня (рис. 12).

Особенности басни

Рис. 12. Особенности басни (Источник

 

Список литературы

  1. Меркин Г.С. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – Русское слово, 2013.
  2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности, 5 класс – 13-е изд., стер. – М.: 2013 – 208 с.
  3. Коровина В.Я. и др. Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях – 2-е изд. – М.: 2013. Ч. 1 – 303 с.; Ч. 2 – 303 с.
  4. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. Литература. 5 класс. («Шаг за горизонт») В 2 книгах – 2-е изд., испр. и доп. – М.: 2008. – 224 с.
  5. Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях – 13-е изд., стер. – М.: 2011. Часть 1 – 256 с.; Часть 2 – 256 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Stihi-rus.ru (Источник).
  2. Hrono.ru (Источник).
  3. Deti-online.com (Источник).

 

Домашнее задание

  1. В каком году И.А. Крылов поступил на службу в первую российскую публичную библиотеку?
  2. С какими событиями связано написание басни «Волк на псарне»?
  3. Приведите пример постоянных аллегорий в баснях.