Классы
Предметы

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц

На данном уроке вы научитесь решать задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц. На наглядных примерах с фруктами мы узнаем, какое действие нужно выполнять при решении таких задач.

Алгоритм определения числа, которое уменьшают или увеличивают

Посмотрите на рисунок ниже. Можно ли, не считая эти предметы, сказать, каких предметов больше, чашек или блюдец?

 

Видим, что чашек меньше, блюдец больше. Мы можем сразу сказать, сколько блюдец, сколько чашек, и каких предметов больше, потому что одному блюдцу не хватает чашки. Значит, блюдец больше.

Так как одному блюдцу чашки не хватает, значит, блюдец на одну больше, чем чашек. А чашек, соответственно, на одну меньше, чем блюдец.

Значит, на один больше – это столько же и еще один. На один меньше – это столько же, но без одного.

Пример: задача  на увеличение числа

Пример 1.

На тарелке лежали сливы и персики. Слив было 6, а персиков – на 2 больше. Сколько персиков было?

  

 

Задача о сливах и персиках. Из условия известно, что слив – шесть. Сколько персиков – неизвестно, но сказано, что их на 2 больше, чем слив. В задаче требуется узнать, сколько персиков лежало на тарелке.

Мы знаем, что на два больше – это столько же и еще два.

Итак, слив – шесть, а персиков – на два больше. То есть, столько же, сколько слив, и еще два. Запишем решение этой задачи.

 6 + 2 = 8

Если персиков столько же, сколько слив, то их тоже шесть. Но на два больше - это значит, мы к шести добавляем еще два. Шесть плюс два – это восемь. Итак, персиков было на два больше, значит, их было восемь. На два больше – мы увеличили число шесть на два.

Ответ: 8 персиков было на тарелке.

Пример: задача  на уменьшение числа

Пример 2.

На столе лежало 5 груш, а яблок – на 2 меньше. Сколько яблок лежало на столе          

Наша задача – о грушах и яблоках. Из условия задачи известно, что груш было пять, а яблок – на два меньше, чем груш. Требуется узнать, сколько было яблок.

На два меньше – это столько же, только без двух.

5 – 2 = 3

Известно, что груш – пять, а яблок – на два меньше. Мы знаем, что на два меньше – это столько же, но без двух. Яблок – на два меньше, то есть на два меньше, чем пять. Значит, от пяти отнимем два и получим три. Итак, мы посчитали, сколько же яблок лежало на столе. Груш было пять, яблок – на два меньше. От пяти отняли два и получили три.

Ответ: 3 яблока лежало на столе.

 

Список литературы

  1. Александрова Л.А., Мордкович А.Г. Математика 1 класс. – М: Мнемозина, 2012.
  2. Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика. 1 класс. – М: Астрель, 2012.
  3. Беденко М.В. Математика. 1 класс. – М7: Русское слово, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Фестиваль педагогических наук «Открытый урок» (Источник).
  2. Социальная сеть работников образования (Источник).
  3. Matem1-4.ru (Источник).

 

Домашнее задание

1. В первый день Миша нарисовал 3 рисунка, во второй – на 2 рисунка больше. Сколько рисунков нарисовал Миша за второй день?

День 1:

          

 

День 2:

                    

2. Какие действия мы выполняем, когда нужно узнать, на сколько больше или на сколько меньше?

3. Запишите число, которое на 4 меньше, чем 6.