Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

Знакомство с задачей и её составными частями

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Знакомство с задачей и её составными частями

На данном уроке вы познакомитесь с задачей и ее логическими частями.

Текст задачи

Среди данных текстов найдите текст задачи (рис. 1).

Варианты текстов

Рис. 1. Варианты текстов

Чтобы выполнить это задание, необходимо знать, чем отличается текст задачи от других текстов (рис. 2).

Текст задачи включает в себя две части – то, что известно – условие, то, что необходимо найти – вопрос.

Из чего состоит задача

Рис. 2. Из чего состоит задача

Прочитайте первый текст.

Ваня поймал 4 рыбки, а Саша – 2 рыбки.

В этом тексте есть только условие, из которого мы узнали, сколько рыбок поймали мальчики. Вопроса в тексте нет, значит, это не задача (рис. 3).

Текст без вопроса не является задачей

Рис. 3. Текст без вопроса не является задачей

Прочитайте второй текст.

Ваня поймал 4 рыбки, а Саша – 2 рыбки. Сколько рыбок у Саши и Вани вместе?

В этом тексте нам известно, сколько рыбок поймал каждый мальчик, значит, есть условие. Еще в этом тексте записано, что надо найти, значит, есть вопрос. Значит, этот текст является задачей (рис. 4).

Текст задачи

Рис. 4. Текст задачи

Прочитайте третий текст.

На сколько яблок больше, чем груш?

В тексте есть вопрос, но нет условия, следовательно, этот текст не является задачей (рис. 5).

Текст без условия не является задачей

Рис. 5. Текст без условия не является задачей

Второй текст – это задача, так как в нем есть 2 части: условие и вопрос.

Сделаем рисунок к задаче (рис. 6).

Рисунок к задаче

Рис. 6. Рисунок к задаче

Схема задачи

Рисунок помогает установить, что неизвестно – целое или часть. Но если числа большие, то делать рисунки неудобно: слишком много предметов нужно рисовать. В этом случае на помощь приходит схема-отрезок, поделенная на части (рис. 7).

 Схема-отрезок

Рис. 7. Схема-отрезок

Схема – это часть задачи, которая поможет правильно установить взаимосвязь между условием и вопросом задачи.

Составим выражение к этой задаче и найдем его значение.

Чтобы составить выражение по рисунку или схеме, необходимо еще раз перечитать вопрос задачи.

Сколько рыбок у Вани и Саши вместе?

Мы знаем, сколько рыбок поймал Ваня и сколько рыбок поймал Саша, то есть нам известны части, а найти нам нужно целое (рис. 8).

Что нужно найти

Рис. 8. Что нужно найти

Решение задачи

Чтобы найти целое, нужно части сложить: к 4 прибавим 2.

Мы составили выражение к данной задаче. Выражение – это еще одна часть задачи.

Найдем значение этого выражения. К 4 прибавим 2, получим 6.

В скобках запишем сокращенно слово «рыбки». Сокращаем до первой буквы гласного звука.

Полученное равенство называется решением задачи. Решение – это часть задачи.

Полученное значение выражения, 6 рыбок, является ответом. Ответ – это последняя часть задачи (рис. 9).

Ответ задачи

Рис. 9. Ответ задачи

Из каких логических частей состоит задача?

Когда мы читаем текст задачи, мы можем выявить только 2 части – условие и вопрос. Остальные части задачи – схема, выражение, решение и ответ – появляются в ходе решения задачи.

Задание: соберите задачу

Соберите задачу. Соотнесите записи в рамках с соответствующими терминами (рис. 10).

Задание на составление задачи

Рис. 10. Задание на составление задачи

В первой рамке записано то, что нам известно, – это условие задачи.

Во второй рамке записано равенство – это решение задачи.

В третьей рамке записано, что надо узнать в задаче, – это вопрос задачи.

Наглядно показать условие и вопрос задачи нам помогает схема задачи в пятой рамке.

На схеме весь отрезок обозначает целое, то есть все конфеты, которые были у Даши сначала. 5 конфет на схеме поделили на две части: первая часть – это 2 конфеты, которые Даша отдала брату, вторая часть – это конфеты, которые остались у Даши. На схеме видно, что необходимо узнать, сколько конфет осталось у Даши. Значит, надо найти часть. Выбираем выражение, где из целого нужно найти часть. Соединяем шестую рамку с термином выражения.

Осталась одна рамка с ответом на вопрос задачи. Сколько конфет осталось у Даши? 3 конфеты – это ответ задачи (рис. 11).

 Схема задачи

Рис. 11. Схема задачи

Иногда условие задачи прячется в вопросе задачи.

Задача 2

Сколько лап у двух котят?

Давайте попробуем узнать, что известно в этой задаче. По условию известно, что есть 2 котенка. А что еще нам известно, но об этом в задаче не говорят? Каждый из вас знает, что у котенка 4 лапки. Общие известные данные не всегда упоминаются в условии задачи.

Значит, нам известно, что есть 2 котенка и у каждого по 4 лапки – это условие задачи. Надо узнать, сколько лапок у двух котят – это вопрос задачи. Сделаем краткую запись содержания задачи с помощью схемы (рис. 12).

Схема к задаче 2

Рис. 12. Схема к задаче 2

На схеме видно, что надо найти целое. Составим выражение (рис. 13).

Выражение для решения задачи 2

Рис. 13. Выражение для решения задачи 2

Значение выражения равно 8 – это ответ задачи. У двух котят 8 лапок (рис. 14).

Иллюстрация задачи 2

Рис. 14. Иллюстрация задачи 2

Задача 3

Прочитайте текст задачи 3.

У Толи было 3 марки. Сестра подарила ему еще 2 марки.

Можно ли данный текст назвать задачей?

В этом тексте есть условие, но нет вопроса, значит, это не задача. Для того чтобы этот текст стал задачей, к условию надо выбрать вопрос.

1. Сколько марок было у Толи?

В первом вопросе хотят узнать то, что уже известно. Этот вопрос к данному условию задачи не подходит.

2. Сколько марок стало у Толи?

Второй вопрос задается о том, что нам неизвестно, и мы можем это узнать.

3. Сколько лет Толе?

Третий вопрос не соответствует условию задачи. Значит, этот вопрос лишний.

Оставляем второй вопрос, и у нас получилась задача.

У Толи было 3 марки. Сестра подарила ему еще 2 марки. Сколько марок стало у Толи?

Давайте решим ее, то есть ответим на вопрос задачи.

Составим выражение. Если сестра подарила Толе марки, то марок у Толи стало больше. Выбираем действие сложения (рис. 15).

Действие сложения

Рис. 15. Действие сложения

Мы ответили на вопрос задачи, значит, мы ее решили.

Заключение

Сегодня на уроке мы познакомились с задачами и ее логическими частями.

 

Список литературы

  1. Александрова Л.А., Мордкович А.Г. Математика. 1 класс. – М: Мнемозина, 2012.
  2. Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика. 1 класс. – М: Астрель, 2012.
  3. Беденко М.В. Математика. 1 класс. – М.: Русское слово, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru (Источник).     
  2. Ped-kopilka.ru (Источник).     
  3. 7licei.3dn.ru (Источник).  

 

Домашнее задание

  • Из каких частей состоит задача?
  • Задача.

На солнышке грелось 4 утенка. К ним прибежало 5 гусят. Сколько стало птиц?

А) Прочитайте условие задачи.

Б) Прочитайте вопрос задачи.

В) Нарисуйте схему задачи.

Г) Как решить данную задачу?

Д) Какой ответ получили?

  • Решите задачу.

У Ванечки было 5 книг. Бабушка подарила ему еще 2 книги. Сколько книг стало у Ванечки?

  • *Составьте задачу по рисунку и решите ее.

Рис. 16. Рисунок к задаче (Источник)

Рис. 17. Рисунок к задаче (Источник)