Классы
Предметы

Задачи на уменьшение в несколько раз

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Задачи на уменьшение в несколько раз

На данном уроке подробно рассмотрено решение задач на уменьшение числа в несколько раз. Учащимся предоставляется возможность в ходе выполнения заданий понаблюдать за значением выражений «уменьшить на несколько единиц», «уменьшить в несколько раз», научиться читать схематический чертеж к задачам, потренироваться в их решении.

Сравнение действий при уменьшении числа на несколько единиц и уменьшении числа в несколько раз

Прочитаем тему урока: «Задачи на уменьшение числа в несколько раз». Узнаем, что значит «уменьшить число в несколько раз».

Выполним задание.

В первый ряд положили 8 красных кружков, а во второй ряд положили в 4 раза меньше синих кружков.

Как выполнить такое задание?

Разделим 8 кружков на 4 равные части. Синих кружков должно быть столько, сколько красных в одной части (рис. 1).

Рис. 1. Иллюстрация к заданию

Узнаем, что во второй ряд положили 2 синих кружка.

Сделаем вывод: чтобы уменьшить число в несколько раз, необходимо выполнить действие деления.

Выполним следующее задание.

Нарисуй 12 кружков, а треугольников в 3 раза меньше, чем кружков (рис. 2).

Рассуждаем так. Если треугольников должно быть в 3 раза меньше, чем кружков, разделим 12 кружков на 3 равные части. Треугольников должно быть столько, сколько кружков в одной части.

Проверим себя.

Рис. 2. Иллюстрация к заданию

Сделаем вывод: нужно нарисовать 4 треугольника.

Вспомним, что значит уменьшить число на несколько единиц.

Выполним задание.

Нарисуй 12 красных кружков, а синих на 3 меньше, чем красных.

Рассуждаем. Если синих кружков должно быть на 3 кружка меньше, чем красных, нарисуем синих кружков столько, сколько красных (12) а затем 3 кружка зачеркнём, то есть уменьшим на 3 (рис. 3).

Проверим.

Рис. 3. Иллюстрация к заданию

Сделаем вывод: нужно нарисовать 9 синих кружков.

Подведем итоги. Чтобы уменьшить число в несколько раз, необходимо выполнить действие деление. А если надо уменьшить число на несколько единиц, выполняем действие вычитания.

Схематический чертеж к задачам на уменьшение на несколько единиц и уменьшение в несколько раз

Потренируемся.

Прочитаем задачи и сравним их.

1.      В пруду плавало 9 гусей, а уток в 3 раза меньше. Сколько уток плавало в пруду?

2.      В зоопарке 5 белых лебедей, а чёрных на 3 меньше. Сколько чёрных лебедей в зоопарке?

Рассмотрим схематический чертеж к первой задаче (рис. 4).

Рис. 4. Иллюстрация к заданию

По условию задачи известно, что в пруду плавало 9 гусей. Мы видим, что количество гусей разделили на 3 равные части, так как в условии задачи сказано, что уток в 3 раза меньше. Уток должно быть столько, сколько гусей в одной части.

Рассмотрим схематический чертеж ко второй задаче (рис. 5).

Рис. 5. Иллюстрация к заданию

Нам известно, что белых лебедей 5, а чёрных на 3 меньше, это значит, столько же, только без 3-х. Отрезок, который обозначает чёрных лебедей, короче, что соответствует условию задачи.

Решение задач на уменьшение на несколько единиц и уменьшение в несколько раз

Решим данные задачи.

Задача № 1.

В пруду плавало 9 гусей, а уток в 3 раза меньше. Сколько уток плавало в пруду?

Рассуждаем так. Чтобы ответить на вопрос задачи, выбираем действие деления, потому что в условии сказано, что уток В 3 РАЗА МЕНЬШЕ.

Запишем решение.

9:3=3 (ут.)

Ответ: в пруду плавало 3 утки.

Задача № 2.

В зоопарке 5 белых лебедей, а чёрных на 3 меньше. Сколько чёрных лебедей в зоопарке?

Рассуждаем. Чтобы ответить на вопрос задачи, выбираем действие вычитания, потому что чёрных лебедей НА 3 МЕНЬШЕ. А это значит, что чёрных лебедей столько же, но без 3-х.

Запишем решение.

5-3=2 (л.)

Ответ: 2 черных лебедя жили в зоопарке.

Чтение буквенных выражений

Продолжим тренироваться в применении полученных знаний.

Прочитаем буквенные выражения и объясним, как изменилось число в результате выполненной операции (рис. 6).

Рис. 6. Иллюстрация к примеру

Например: a*6 означает, что число а увеличили в 6 раз.

Проверим себя (рис. 7).

Рис. 7. Иллюстрация к примеру

Сегодня на уроке мы вспомнили, что значит «уменьшить число на несколько единиц», узнали, что значит «число уменьшить в несколько раз».

     

Список литературы

  1. М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 1. – М.: «Просвещение», 2012.
  2. М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 2. – М.: «Просвещение», 2012.
  3. М.И. Моро. Уроки математики: Методические рекомендации для учителя. 3 класс. – М.: Просвещение, 2012.
  4. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. – М.: «Просвещение», 2011.
  5. «Школа России»: Программы для начальной школы. – М.: «Просвещение», 2011.
  6. С.И. Волкова. Математика: Проверочные работы. 3 класс. – М.: Просвещение, 2012.
  7. В.Н. Рудницкая. Тесты. – М.: «Экзамен», 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Nsportal.ru (Источник).
  2. Prosv.ru (Источник).
  3. Do.gendocs.ru (Источник).

 

Домашнее задание

1. Начерти первый отрезок 10 см, а второй на 2 см меньше.

2. Начерти первый отрезок 10 см, а второй в 2 раза меньше.

3. Нарисуй схематический чертеж и реши задачу.

В баскетбол играют 15 мальчиков, а девочек в 3 раза меньше. Сколько девочек играют в баскетбол?

4. Нарисуй схематический чертеж и реши задачу.

В саду собрали 25 кг красной смородины, а черной смородины на 4 кг меньше. Сколько кг черной смородины собрали в саду?

5. Составь задачу, которая имеет решение: 18:3=6.

6. Составь задачу, которая имеет решение: 18-3=15.