Классы
Предметы

Решение задач

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Решение задач

Данный урок поможет нам вспомнить, из каких основных частей состоит задача. Далее мы разберем решение нескольких текстовых задач и научимся правильно переводить текстовое условие на математический язык чисел и действий. И обратно: из записи числового выражения ставить правильный вопрос задачи.

Введение

Задачи состоят из таких частей:

  • Условие
  • Вопрос
  • Решение
  • Ответ

Рассмотрим соответствующие задачи.

Задача 1

Задача 1.

В одном куске было 24 м ткани, а во втором на 8 м меньше. Из второго куска сшили одинаковые платья, расходуя на каждое по 4 м ткани. Сколько сшили платьев? (см. Рис. 1)

Рис. 1. Платье (Источник)

Решение

Для начала нужно записать каждое действие. Поскольку есть два вопроса, на которые нужно дать ответ, то такая задача называется составной. Чтобы ответить на главный вопрос задачи, нужно определить количество метров ткани во втором куске (см. Табл. 1).

Таблица 1. Условие задачи

Расход на 1 платье

Количество платьев

Общий расход

-

-

24 м

4 м

?

? на 8 меньше

Действие 1. Так как во втором куске на 8 метров ткани меньше, то выполним действие вычитания:

 (м) – во втором куске метров ткани.

Из этой ткани сшили платье, на каждое пошло по 4 метра.

Действие 2. Чтобы узнать, сколько сшили платьев из второго куска ткани, выполним действие деления:

 (платьев) – сшили платьев из второго куска ткани.

Ответ: из второго куска ткани сшили 4 платья.

Разберём похожую задачу.

Задача 2

Задача 2.

В одном куске было 24 м ткани, а во втором куске на 8 метров меньше. Из всей ткани сшили одинаковые платья, расходуя на каждое по 4 м ткани. Сколько сшили платьев?

Сравним условия задачи 1 и задачи 2 (см. табл. 1 и табл. 2).

Таблица 1. Условия задачи 1

Расход на 1 платье

Количество платьев

Общий расход

-

-

24 м

4 м

?

? на 8 меньше

Таблица 2. Условия задачи 2

Расход на 1 платье

Количество платьев

Общий расход

-

?

24 м

4 м

? на 8 меньше

Способ 1

Действие 1. Узнаем, сколько метров ткани во втором куске. Так как во втором куске на 8 метров меньше, то выполним действие вычитания:

 (м) – во втором куске метров ткани.

Действие 2. Узнаем, сколько всего метров ткани, для этого сложим длины обоих кусков:

 (м) – всего метров ткани.

Действие 3. Определим, сколько можно сшить платьев из всей ткани. Так как из 40 метров ткани сшили платья, расходуя на каждое по 4 м, то всего сшили:

 (платьев) – всего сшили платьев.

Ответ: из всей ткани сшили 10 платьев.

Эту задачу можно решить двумя способами, рассмотрим второй.

Способ 2

Действие 1. Узнаем, сколько метров ткани во втором куске. Так как во втором куске на 8 метров меньше, то выполним действие вычитания:

 (м) – во втором куске метров ткани.

Действие 2. Определим, сколько можно сшить платьев из первого куска. Так как из 24 метров ткани сшили платья, расходуя на каждое по 4 м, то всего сшили:

 (платьев) – из первого куска сшили платьев.

Действие 3. Определим, сколько можно сшить платьев из второго куска. Так как из 16 метров ткани сшили платья, расходуя на каждое по 4 м, то всего сшили:

 (платья) – из второго сшили платьев.

Действие 4. Узнаем, сколько можно сшить платьев из всей ткани, для этого воспользуемся действием сложения:

(платьев) – из всей ткани сшили платьев.

Ответ: из всей ткани сшили 10 платьев.

Задача 3

Задача 3.

В одну столовую привезли 40 банок огурцов по 5 кг в каждой, а в другую – 50 банок по 3 кг в каждой. Что обозначают данные выражения (см. Рис. 2)?

Рис. 2. Банка огурцов (Источник)

Выражение 1                                                Выражение 2:

                                   

Ответ: выражение 1 – это сумма двух произведений. Первое произведение – это сколько килограммов огурцов привезли в первую столовую, а второе – сколько привезли во вторую. Поскольку эти выражения складываются, то можно к данному условию поставить следующий вопрос: «Сколько огурцов привезли в обе столовые?».

Выражение 2 – это разность двух произведений, причём от большего произведения отнимают меньшее. Поэтому к данному условию можно поставить вопрос: «На сколько кг огурцов больше привезли в первую столовую, чем во вторую?».

Подведение итогов

На данном уроке мы научились решать задачи разными способами.

 

Список литературы

  1. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 112 с. : ил. – (Школа России). 
  2. Рудницкая В.Н., Юдачева Т. В. Математика, 3 класс. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  3. Петерсон Л.Г. Математика, 3 класс. – М.: Ювента.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Avtatuzova.ru (Источник).
  2. Youtube.com (Источник).
  3. Interneturok.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Мешок со свёклой весит 95 кг, мешок с картофелем – на 15 кг легче. На машину погрузили 2 мешка с картофелем. Сколько килограммов картофеля было в этих мешках?
  2. В школе 480 мальчиков и 320 девочек. В младших классах учится 180 детей. Сколько детей учится в старших классах?
  3. Коля полил 9 грядок клубники. Вася полил на 4 грядки меньше, чем Коля. Сколько грядок полил Вася? Сколько всего грядок клубники в огороде?