Классы
Предметы

Деление на двузначное число (в записи частного нули)

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Деление на двузначное число (в записи частного нули)

Данный урок посвящен теме «Деление на двузначное число (в записи частного нули)». Вы узнаете, что такое пробная цифра частного, как ее подобрать и как осуществить ее проверку. Выполнив несколько заданий, вы рассмотрите случаи письменного деления на двузначное число, когда в записи частного есть нули, и научитесь делать записи более краткими.

Введение

Вы уже умеете выполнять письменно деление на двузначное число. Сегодня мы рассмотрим случаи, когда в частном есть нули.

Задание 1

Найдем значение частного чисел 7368 и 24.

Первое неполное делимое – 73 сотни, значит, в частном будет 3 цифры.

Разделим 73 на 24. Чтобы легче было подобрать цифру частного, разделим 73 не на 24, а на 20. . . 3 – это ровная цифра частного. Сначала нужно проверить, подойдет ли она. . . Остаток меньше делителя . Значит, цифра 3 подошла и теперь мы ее можем записать на месте сотен в частном.

 

Следующее неполное делимое – 16 десятков. Разделим .

. . Остаток меньше делителя.

Следующее неполное делимое – 168 единиц. Разделим 168 на 24. Чтобы легче было подобрать цифру частного, разделим 168 не на 24, а на 20. Для этого разделим 168 на 10, будет 16 (ост. 8). И 16 разделим на 2, будет 8. Помните, 8 – это только пробная цифра частного. Сначала нужно проверить, подойдет ли она, и только потом записывать в частном. Проверим, подходит ли пробная цифра. . А 192 больше, чем 168. Значит, в частном будет меньше, чем 8. Попробуем, подойдет ли 7. Умножим . Мы видим, что цифра 7 подошла, и теперь мы ее можем записать на месте единиц в частном.

Значение частного – 307.

Наши рассуждения можно записать кратко.

Вы помните, что второе неполное делимое было 16 десятков. А 16 десятков разделить на 24 будет 0 десятков. При умножении любого числа на 0 получаем всегда 0. А при вычитании 0 из любого числа получаем то же самое число. Поэтому мы можем сразу написать 0 в значении частного на месте десятков и образовать следующее неполное делимое – 168 единиц. И затем продолжить уже деление.

Задание 2

Рассмотрим частное чисел 140 070 и 35.

Первое неполное делимое – 140 единиц тысяч. Значит, в записи частного будет 4 цифры.

Разделим 140 на 35. Чтобы легче было подобрать цифру частного, разделим 140 не на 35, а на 30. Для этого 140 разделим на 10, будет 14. И 14 разделим на 3, будет 4. 4 – это пробная цифра, которую нужно проверить, подходит ли она. Умножим . Остаток отсутствует. Мы теперь можем записать цифру частного на месте единиц тысяч.

Образуем следующее неполное делимое.

0 сотен. . .

Следующее неполное делимое – 7 десятков.

Разделим  десятков. . Остаток 7. Остаток меньше делителя.

Следующее неполное делимое 70. . .

Значение частного – 4002.

Эти рассуждения можно записать более кратко.

Первое неполное делимое у нас было 140 единиц тысяч. Мы разделили 140 на 35, получили 4. Деление выполнено без остатка, а второе неполное делимое – 0. При делении 0 на любое число всегда получается 0. Поэтому мы в частном можем записать 0 и сразу перейти к образованию следующего неполного делимого. А следующее неполное делимое – 7 десятков. . При умножении любого числа на 0 мы всегда получаем 0. А при вычитании 0 из любого числа получаем то же самое число. Поэтому мы в частном можем записать 0 и перейти к образованию следующего неполного делимого. То есть в данном случае 70 единиц. И продолжить деление. 70 разделить на 35 – 2. Значение частного – тоже 4002.

Задание 3

Рассмотрим, как выполнить деление следующих чисел: 26 040 и 42.

Первое неполное делимое – 260 сотен. Значит, в записи частного будет 3 цифры.

Разделим 260 на 42. Чтобы легче было подобрать цифру частного, разделим 260 не на 42, а на 40. Для этого 260 разделим сначала на 10, будет 26. И 26 разделим на 4. Будет 6 (остаток 2). 6 – это пробная цифра частного, ее нельзя сразу записывать, а нужно сначала проверить, подойдет ли она. Умножим . А . Остаток меньше делителя. Значит, пробная цифра 6 подходит и мы ее можем записать в частном.

Образуем следующее неполное делимое – 84 десятка.

Разделим 84 на 42, будет 2. . . То есть деление выполнено без остатка.

А следующее неполное делимое – 0 единиц. . . .

Значение частного – 620.

Давайте рассмотрим, как наши рассуждения можно записать кратко.

Вы помните, что второе неполное делимое, 84 десятка, мы разделили на 42 без остатка. И третье неполное делимое было 0. Мы знаем, что при делении 0 на любое число всегда будет 0. Поэтому в частном можем написать 0 и на этом закончить деление. Значение частного – 620.

Заключение

На уроке мы рассмотрели случаи письменного деления на двузначное число, когда в записи частного есть нули, и узнали, как можно эти записи сделать более краткими. На этом урок окончен.

 

Список литературы

  1. Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. Учебник в 3 ч. – М.: 2013. – 96 с. + 128 с. +96 с.
  2. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. 4 класс. Учебник в 3 ч. . 2-е изд., испр. – М.: 2013.; Ч.1 – 96 с., Ч.2 – 96 с., Ч.3 – 96 с.
  3. Математика. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч./М.И. Моро, М.А. Бантова – М.: Просвещение, 2010.
  4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Большой задачник по математике. 4 класс. – М.: 2013. – 256 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Slideshare.net (Источник).
  2. 8repetitor.ru (Источник).
  3. Festival.1september.ru (Источник).

 

Домашнее задание

Выполните деление