Классы
Предметы

Деление на трёхзначное число

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Деление на трёхзначное число

Вы уже умеете выполнять письменно деление на двузначное и однозначное число. На этом уроке мы повторим основные правила деления на двузначное и однозначное число, которые изучали на предыдущих уроках. Потом будем решать более сложные задания – непосредственно решение примеров деления на трехзначное число. Полученные знания не только необходимы для изучения дальнейших тем, но и вы сможете применять их в повседневной жизни.

Введение

Начнем с простых случаев деления – когда в частном получается однозначное число.

Задание 1: простой случай нахождения значения частного

Задание 1

Найдите значение частного чисел  и .

Решение

В записи частного будет одна цифра (Рис. 1).

Рис. 1. Деление в столбик

Чтобы легче было найти цифру частного, разделим  не на , а на  Для этого  разделим на  – это , затем на , будет . Получается  – это пробная цифра. Ее нельзя сразу записывать в частном, а сначала надо проверить, подходит ли цифра 3.

Выполним проверку:

Значит, цифра  подходит, ее можно записать в частном (Рис. 2).

Рис. 2. Деление в столбик (продолжение)

Мы видим, что деление выполнено без остатка.

Ответ: 3.

Задание 2: нахождение значения частного

Найдите значение частного чисел  и .

Решение

Первое неполное делимое – это  десятка, значит, в записи частного будет две цифры (Рис. 3).

Рис. 3. Деление в столбик

Разделим  на . Чтобы легче было найти цифру частного, разделим  не на , а на  Для этого  разделим на , затем на . Получается  – это пробная цифра. Ее нельзя сразу записывать в частном, а сначала надо проверить, подходит ли цифра 5.

Выполним проверку:

Получили остаток . Значит, цифра  подходит, ее можно записать в частном. Образуем второе неполное делимое  единиц (Рис. 4).

Рис. 4. Деление в столбик (продолжение)

Разделим  на . Чтобы легче было подобрать цифру частного, разделим  на , получится . Это только пробная цифра частного, поэтому необходимо проверить, подойдет ли она.

Выполним проверку:

Значит, цифра  подходит, запишем ее в частном. Мы видим, что деление выполнено без остатка (Рис. 5).

Рис. 5. Деление в столбик (продолжение)

Итак, значением частного чисел  и  будет .

Ответ: .

Рассмотрим, как находится значение частного, когда при первой пробе получается число .

Задание 3: нахождение значения частного

Найдите значение частного чисел  и .

Решение

Первое неполное делимое – это  сотен, значит, в записи частного будет три цифры (Рис. 6).

Рис. 6. Деление в столбик

Разделим  на . Чтобы легче было найти цифру частного, разделим  не на , а на Получается , но число  не подходит, так как наибольшее число сотен в разряде – . Берем .

Выполним проверку:

Значит,  не подходит, а в частном будет меньше . Проверим, подойдет ли .

Значит,  не подходит, а в частном будет меньше . Проверим, подойдет ли .

Получили остаток . Значит, цифра  подходит, ее можно записать в частном вместо разряда сотен. 

Образуем второе неполное делимое –  десятка (Рис. 7).

Рис. 7. Деление в столбик (продолжение)

Разделим  десятка на . Чтобы легче было подобрать цифру частного, разделим  не на , а на Получается– это пробная цифра. Ее нельзя сразу записывать в частном, а сначала надо проверить, подходит ли цифра .

Выполним проверку:

Значит, в частном будет меньше . Проверим, подойдет ли .

Получили остаток . Значит, цифра  подходит, ее можно записать в частном вместо разряда десятков. Образуем следующее неполное делимое –  единиц (Рис. 8).

Рис. 8. Деление в столбик (продолжение)

Разделим  на . Будет . Выполним проверку:

            Остатка нет. Значит, цифра  подходит, ее можно записать в частном. (Рис. 9.)

Рис. 9. Деление в столбик (продолжение)

Итак, значение частного чисел  и  получилось

Ответ:

Заключение

Итак, на этом уроке мы рассмотрели деление на трехзначное число и решили несколько примеров. Вы видите, что при делении на трехзначное число мы рассуждали так же, как и при делении на двузначное число.

 

Список литературы

  1. Волкова. С.И. Математика. Проверочные работы 4 класс к учебнику Моро М.И, Волкова С.И. 2011. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Моро М.И. Математика. 4 класс. В 2-х ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Моро М.И. Математика. 4 класс. В 2-х ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Рудницкая В.Н. Тесты по математике. 4класс. К учебнику Моро М.И. 2011. – М.: Экзамен, 2011.
  5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и проверочные работы по математике. 4 класс. К учебнику Моро М.И. 2011. – М.: АСТ: Астрель, 2010.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. School.xvatit.com (Источник).
  2. Nekin.info (Источник).
  3. Garnett.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Найдите значение частного чисел  и .
  2. Найдите значение частного чисел  и .
  3. Учебник: Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и проверочные работы по математике. 4 класс. К учебнику Моро М.И. 2011. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
  4. Упр. 1, 2 стр. 148