Классы
Предметы

Культура и духовная жизнь

Этот видеоурок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Культура и духовная жизнь». На нем вы узнаете, что мы подразумеваем под словом «культура», что означает «духовная жизнь человека и общества». Также изучим вопрос: можно ли как-то структурировать эти понятия, какое они имеют отношение к обществознанию?

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 КЛАСС

 

 Урок 40

 

Тема: Культура и духовная жизнь

 

Кобба Денис Валерьевич

кандидат исторических наук

 

В самом широком смысле культура представляет собой со­вокупность внебиологических средств и механизмов дея­тельности, посредством которой человек осваивает окружа­ющий мир, осуществляет регуляцию общественной жизни, т. е. культура – это исключительно человеческий, социаль­ный по своему происхождению и назначению механизм. Правомерно сказать, что культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирова­ние обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элемен­тов общества. Возникновение и развитие человеческой лич­ности, существование общества невозможны вне культурно­го контекста.

Материальная культура связывается обычно с практи­ческой деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение элементарных потребностей: человек строит жилище, создает одежду и иные предметы обихода, прокладывает дороги, разрабатывает и применяет техничес­кие средства и технологии. Можно сказать, что материаль­ная культура – это воплощенная в конкретных предметах, вещах духовность человека, поскольку практическая дея­тельность невозможна без духовных усилий человека и об­щества. Уровень развития материальной культуры изучает­ся и оценивается с точки зрения создаваемых средств и условий для совершенствования преобразовательной дея­тельности человека, удовлетворения его материальных потребностей, наиболее полного развития и реализации его «я», потенций человека как субъекта культуры.

Духовная культура отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека: достижениями науки и искусства, представлениями о смыс­ле жизни, ценностными ориентациями, разного рода нор­мами и предписаниями. Развитие духовной культуры непосредственно связано с формированием, расширением спектра идеальных потребностей человека, деятельностью отдельных индивидов и общества в целом, направленной на удовлетворение этих потребностей. На социально-психологи­ческом уровне духовная культура выступает как система со­циальных установок, идеалов, ценностей, норм, призванных ориентировать человека в окружающем его мире. Духовная культура пронизывает все стороны социальной жизни и со­циального взаимодействия людей, создавая ощущение един­ства, групповой идентичности. Поэтому духовную культуру можно рассматривать как высшую форму социального отра­жения жизни человека, в которой раскрываются смыслообразующие идеи, ценностные ориентации, удовлетворяются потребности в самосознании, самопознании, самореализации и самоутверждении.

Можно обозначить два пути приращения культурного богатства – это преемственность в культуре и творческие прорывы, но­ваторство. Рассмотрим их более подробно.

Преемственность связана с сохранением и передачей цен­ностей от одного поколения к другому. Таким образом мо­гут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Навер­ное, каждый из вас может привести немало примеров, когда открытие, достижение одного ученого подхватывалось и развивалось его коллегами, современниками и потомка­ми, – в этом случае мы говорим о сохранении и передаче промежуточных результатов деятельности. Элементами культурного наследия являются также социальные нормы, например обычаи, обряды, церемонии; с их помощью вос­производится следующими поколениями определенной этни­ческой группы, например, свадебная церемония. Но насле­доваться могут и завершенные произведения (например, живописное полотно или литературное произведение). Мы получаем удовольствие от чтения романа или стихотворе­ния, просмотра полотен в картинной галерее

Но культура развивается и за счет пополнения новыми ценностями. Любая историческая эпоха вне зависимости от материальных и иных условий существования людей порож­дает новаторов-творцов, делающих научные открытия, изо­бретения, создающих шедевры искусства. Далеко не всегда их достижения оцениваются по достоинству современниками, но многие из этих произведений сохраняются и переда­ются на суд следующим поколениям. Можно вспомнить, Например,  Николая Коперника и других ученых, утверждавших истинность гелиоцентрической системы, или гени­альные инженерные разработки Леонардо да Винчи, на мно­го веков опередившего свое время.

Культура любой исторической эпохи обладает непреходя­щей ценностью и своеобразием, но она неоднородна, как не­однородно по своему составу создающее ее общество. Внут­ри конкретной культуры мы можем выделить, например, городской и сельский, элитарный и массовый, взрослый и детский пласты. Так что любая эпоха предстает перед на­шими глазами сложным спектром культурных тенденций и ценностей, стилей, традиций и иных проявлений чело­веческого духа. Вот эти-то «культуры в культуре», создава­емые представителями отдельных социальных групп, приня­то называть субкультурами.

В истории культуры складываются и такие ситуации, когда локальные культурные ценности выходят за рамки своей социальной среды, претендуя на некоторую универсальность. В этом случае можно говорить не о субкультуре, а о появлении контркультуры. Современными культуроло­гами это понятие рассматривается по меньшей мере в двух значениях: во-первых, для обозначения социокультурных систем, противостоящих господствующей культуре, стремящихся вытеснить ее; во-вторых, под контркультурой пони­мают ценностную систему асоциальных групп. В этом зна­чении понятие «контркультура» начали употреблять запад­ные ученые 1960-х гг. применительно к феномену хиппи.

Наличие множества локальных культур заставляет уче­ных задумываться над проблемами их взаимодействия. Ряд культурологов полагают, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияний извне, поэтому нель­зя говорить о планетарном единстве человечества. Другие специалисты утверждают, что уникальность каждой из ло­кальных культур вовсе не исключает их взаимодействия, культурного синтеза.

 

Иллюстрации:

http://macroevolution.narod.ru/culture/05.jpg