Классы
Предметы

Элементы социальной структуры

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Элементы социальной структуры». В ходе занятия учащиеся узнают о том, что представляет собой единая социальная структура, из каких элементов она состоит. Учитель расскажет об элементах связей и отношений, которые объединяют различные слои населения.

Данный текст представляет собой неотредактированную версию стенограммы, которая в дальнейшем будет отредактирована.

InternetUrok.ru

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

11 класс

Тема: Элементы социальной структуры

Кобба Денис Валерьевич

к.и.н., учитель истории

 

 

Выдающийся германский учёный Фридрих Ницше как-то сказал: «Справедливость требуют. Люди не равны. Люди не равны физически, морально, интеллектуально. Но, что делает нас по-настоящему неравными? Если мы такие неодинаковые, как же мы живём в едином социальном пространстве?» Вот об этом мы сегодня поговорим.

Что такое элементы социальной структуры? В науке принято под социальной структурой понимать определённую иерархию социального общества, а также всю совокупность институтов и отношений, которые соединяют разные слои населения друг с другом. Что означает слово stratum? Слово stratum имеет латинское происхождение, и изначально его смысл был «слой». Что это означает? Правильно в науке термин расслоение называется стратификация. Другими словами, мы выделяем определённые группы людей, связанных между собой каким-либо общим признаком. Возможностей по объединению людей в различные слои в науке было выделено довольно много. Вообще, как правило, учёные сходятся в том, что действительно люди не равны социально, не равны по ещё каким-то ещё иным принципам, но что выделять в качестве главной основы этого неравенства – вот здесь, как правило, возникают проблемы. И разные учёные по-разному подходили к этому вопросу.

Ну, например, Карл Маркс во многих своих работах говорил, что с человеческим обществом всё просто: главный критерий неравенства – это богатство. У одних есть некий капитал, некое богатство, а у других его нет. Соответственно, одни состоятельные, а другие нет. Это антагонизм (то есть противоречие), и в основе этого противоречия существует человеческое общество.

Макс Вебер считал иначе. Он соглашался в чём-то с Марксом, но говорил: «Это далеко не всё. Существуют и иные критерии оценки человеческого неравенства. Ну, например, есть соображение престижа». Одни и те же люди, из одной и той же ниши могут по-разному относиться к вопросу, как они себя позиционируют перед другими людьми. В конце концов, принадлежность к власти и участие в политической жизни – это также повод, чтобы отделить одних людей от других.

Выдающийся русский социолог, который, к сожалению, был вынужден эмигрировать в США и там основал современную социологию – Питирим Сорокин. Он вообще говорил, что элементов или критериев по выявлению того или иного стратума достаточно много. В конце концов существует понятие национальности, национальной идентичности. Есть религиозная приверженность, а это тоже возможность для того, чтобы выделить одну группу людей от другой группы. Есть неравенство в возможностях. Ну, например, кто-то близок к власти, обладает так называемым пресловутым административным ресурсом, а кто-то такой возможности не имеет. Другими словами, мы можем выделять различные слои, используя самые различные шкалы, самые различные возможности, чтобы определить многогранную структуру современного общества. Но исторически в действительности вот таких слоёв мы выделяли не так много.

Расслоение возникает буквально с самого начала возникновения государства. И это вполне объективный процесс. Если есть государство, значит, уже и есть неравные условия: кто-то управляет, а кто-то подчиняется. Ещё раз подчеркнём: исторически таких слоёв было не так уж много. И, соответственно, систем их оценки. Мы можем назвать четыре основных вида или типа: рабство, касты, сословия, классы.

Давайте разберём каждую из этих возможных единиц, для деления общества на слои. Одна из древнейших форм этого расслоения, безусловно, рабство. Что такое рабство? Это абсолютное подчинение одного другому. При этом существует определённая типология рабства: патриархальное, абсолютное (классическое). Что это значит? При первом типе раб находится на положении специфического получлена семьи или младшего члена семьи. То есть он в безусловно униженном состоянии находится и вынужден исполнять, всё то, что ему приказывают. Вместе с тем он наделён определёнными правами самостоятельности. Если мы говорим о рабстве классическом (или абсолютном), значит, мы говорим о форме, при которой человек вообще теряет свою человеческую сущность. Как говорил Сократ, выдающийся философ, довольно-таки свободомыслящий, из свободной страны – Древней Греции: раб – это говорящее орудие. Он не рассматривал раба как человека. Это было вполне нормально для того времени, но, безусловно, это ненормально для настоящего времени. Хотя рабство в некоторых частях нашей планеты до сих пор сохранилось. Мы поговорим об этом отдельно.

Следующий возможный тип деления общества на стратумы – это варно-кастовая система. Вы наверняка знакомы с историей Древней Индии. Кастовая система в Индии была отменена не так давно. И вообще пережитки кастовой системы существуют в Индии и по сей день. Так вот кастовая система – это определённая зацикленная корпорация. Человек, рождённый в рамках одной касты, ни при каких условиях не может перейти в другую касту. То есть он получает эти особые права, особые права кастовой иерархии исключительно по рождению. Чтобы перейти в другую касту, нужно родиться заново. При этом в индийской мифологии и религии это вполне возможно. Потому что индуисты верят в реинкарнацию, то есть в переселение душ и переход из одного состояния в другое. Если ты вёл праведную жизнь в рамках этой жизни, ты можешь перейти наследующий уровень, соответственно, повысить свой социальный статус и благополучие. Но при жизни ни при каких обстоятельствах ты не можешь изменить существующее течение дел. При этом каст не так много. Давайте вспомним исторические: брахманы – священнослужители; кшатрии – воины; вайшьи – купцы; шудры – крестьяне. Хотя существовала особая отдельная каста так называемых неприкасаемых. Она делилась в свою очередь на разные подветви. Сейчас этих людей называют далитами.

Следующий тип – это сословие. Что такое сословие? Это определённая форма наследуемых прав, которые человек приобретает по факту рождения и, условно говоря, имеет возможность ими пользоваться в течение всей жизни. В чём разница между кастой и сословием? Дело в том, что если из касты ты не можешь перейти ни на более высокий уровень, ни на более низкий, то сословие намного подвижно. Если взять историческую ситуацию, то мы можем поговорить о том, что в Западной Европе или в дореволюционной России существовали сословия, которые делились на привилегированные (дворянство и духовенство); непривилегированные (ремесленники, купцы и крестьяне). В России, которая всегда отличалась тем, что у нас постоянно было что-то собственное, были полупривилегированные сословия. Например, казачество: казаки не платили никаких податей, они служили на границах государства и за счёт этого имели такое полупривлегированное положение.

Сословие как система деления общества, в общем, анахронизм, что-то уже отошедшее в прошлое. Но у некоторых народов до сих пор (причём у народов, которые живут в современной европейской цивилизации) существует отношение пиетета перед той или иной социальной группой. Мы знаем, что в Западной Европе до сих пор сохранилась монархическая форма правления, причём в очень многих государствах. Соответственно, люди, которые нарекают себя или получают в наследство те или иные титулы, пользуются в обществе некоторым более высоким положением, нежели другие граждане.

Ну и последний тип – это классы. Классовое расслоение – это тип, который характерен для открытых обществ, обществ, которые перешли на высокий уровень экономического и социального развития. Что такое класс? Владимир Ильич Ульянов-Ленин определил классы как определённые крупные группы людей, объединенные по принципу возможности по эксплуатации одних другими и по причастности к средствам производства, соответственно, возможности распределять прибавочный продукт. Это всё звучит очень мудрёно, но если мы простым языком попытаемся это объяснить, то всё становится очень просто. Каким образом ты зарабатываешь себе на жизнь? Ты эксплуатируешь кого-то, чтобы получить прибавочный продукт. Или ты работаешь на кого-то, чтобы получить средства на жизнь. Всё очень просто: либо ты работаешь, либо ты нанимаешь.

По сути классовое деление всегда сводилось к определённому антагонизму, как мы уже говорили, то есть к противоречию. Например, рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, рабочие и капиталисты, то есть наниматели. И только в XX веке появляется полуаморфное образование – средний класс (может не очень и корректное название, но по сути правильное определение). Почему мы говорим, что это не антагонизм, потому что средний класс – это прослойка очень сытого общества. При этом в большинстве развитых экономических стран средний класс составляет большинство. То есть он, ни с кем не конфликтуя, живёт ради того, чтобы удовлетворять свои потребности, это общество потребления. Его главный конфликт – это конфликт, связанный с необустроенностью собственной жизни. Мы можем приводить, конечно же, и другие вариации по делению общества. Мы упоминали их в ходе урока, говорили об этнической сообразности, религиозной сообразности и пр.

Так или иначе общества делились всегда, и это совершенно нормально. Вообще, противоборство между группами – это в какой-то мере стимул для развития общества, это внутренний механизм к саморазвитию. Противоборство между отдельными обществами – это стимул к развитию обществ в целом.

Итак, мы вкратце поговорили о том, каким образом можем подразделять человеческое общество на социальные группы. Возможно, возник вопрос: а почему мы, когда говорим о разделении на стратумы, обязательно уповаем на то, что общество разделено, несправедливо, существует некоторое неравенство. Это на самом деле не простой вопрос, и с ним стоит разобраться отдельно. Это и будет тема следующего урока.