Классы
Предметы

Воздух

В этом уроке мы c вами узнаем интересные факты о воздухе и его свойствах.

Тема: Природа

Урок: Воздух

1. Воздух и атмосфера

Что такое воздух? Возьмите газету или листок бумаги и помашите им около лица. Вы почувствуете легкий ветерок, это колебания воздуха. Он окружает нас со всех сторон. Вся наша планета Земля окутана невидимой прозрачной оболочкой - воздухом.

 Земной шар

Рис. 1. Земной шар (Источник)

 

Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на нашей планете естественным образом заполняется воздухом. Воздух – невидим, но его можно обнаружить с помощью органов чувств. Ветер – это движение воздуха. Слой воздуха, который окружает нашу планету, называется атмосфера.

Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров.

Воздух – это газ, а вернее сказать - смесь газов азота, кислорода и углекислого газа. Самый важный из них – кислород, потому что именно им дышит человек.

2. Свойства воздуха

У воздуха есть свои свойства. Воздух – прозрачен, хотя на самом деле прозрачен только чистый воздух. Например, дым костра загрязняет воздух частицами гари и пыли, и тогда он становится непрозрачным.

Воздух должен быть чистым, но во многих местах, особенно в городах, он загрязнен.

Чистый воздух в лесу

Рис. 2. Чистый воздух в лесу (Источник)

 

 

Загрязнение воздуха в городах

Рис. 3. Загрязнение воздуха в городах (Источник)

 

Фабрики и заводы очень сильно загрязняют воздух, они выбрасывают в атмосферу ядовитые газы, сажу, пыль. Выхлопные газы машин тоже загрязняют воздух, которым мы дышим, а это очень вредно для здоровья человека.

Загрязнение воздуха выхлопными газами

Рис. 4. Загрязнение воздуха выхлопными газами (Источник)

 

Загрязнение воздуха угрожает здоровью человека, поэтому сейчас очень многое делается для защиты воздуха от загрязнения. В разных местах созданы специальные станции, которые следят за уровнем загрязненности воздуха в больших городах.

Нам с вами важно беречь растения. Они своими листьями задерживают пыль и гарь. Растения выполняют еще одну важную роль – они поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Потому в местах, где много растительности, дышится легко.

Замечали ли вы, что в разных помещениях по-разному пахнет? Это действительно так. В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. Но запомните, что чистый воздух не пахнет.

Столовая

Рис. 5. Столовая (Источник)

 

Парикмахерская

Рис. 6. Парикмахерская (Источник)

 

Аптека

Рис. 7. Аптека (Источник)

 

Только чистый воздух – прозрачный и не имеет запаха. Если вы ощущаете в воздухе запах газа или гари, срочно обратитесь ко взрослым. Они выяснят и устранят причину или позвонят в службу МЧС.

В окна домов вставляют двойные рамы. Это делается для того, чтобы слой воздуха между ними не выпускал тепло из комнаты на улицу. Вот вам еще одно свойство воздуха – он плохо проводит тепло. Как это свойство воздуха человек использует в быту? В шерстяной или меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому нам в ней так тепло зимой.

Положите на деревянный стол механические часы, и вы услышите, как они тикают. Теперь отодвигайте их на дальний край стола, пока не перестанете их слышать. А теперь прислоните ухо к столу, и вы снова услышите тиканье часов. Отсюда можно сделать вывод, что воздух хуже передает звук, чем дерево.

Рис. 8. Механические часы (Источник)

 

Прочитайте стишок, чтобы вспомнить свойства воздуха, о которых мы с вами говорили:

 

Он прозрачный, невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим,

Просто мы его вдыхаем…

 

Список рекомендованной литературы

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. – Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Фестиваль педагогических идей (Источник). 
  2. Социальная сеть работников (Источник). 
  3. Открытый класс (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. с. 38-41, учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  2. с. 17 раб. тетрадь к учебнику Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  3. Выучи стишок из урока, который помогает нам не забывать о свойствах воздуха.