Классы
Предметы

Тема и главная мысль текста

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Тема и главная мысль текста

Выяснив, что такое текст, мы научимся определять его тему и узнаем, что такое основная мысль текста, а также как заголовки отражают тему текста и основную мысль.

Текст и тема текста

Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

Тема текста – это то, о ком или о чем говорится в тексте. Предложения в тексте объединены одной темой.  

Задание 1

Прочитать текст и определить его тему:

«Гусята очень быстро растут. Их не надо обучать кашу есть. Не надо учить плавать. Они самостоятельные».

Э. Шим

Проверим: о ком говорится в тексте? – о гусятах. Все предложения связаны одной темой.

Задание 2

Прочитать текст и определить, все ли предложения в нем соответствуют теме текста.

«У каждого ручья свой голос – один шепчет, другой громко кричит. Все они спешат к реке. Хочешь узнать тайну ручейка – сядь у речки и послушай».

По Н. Садкову

В данном тексте рассказывается о ручьях: в первом предложении говорится, какие бывают ручьи, во втором – куда они спешат, в третьем – как разгадать тайну ручейка.

Мы видим, что все предложения соответствуют теме «ручьи».

Задание 3

Прочитать текст и из предложенных предложений выбрать то, которое называет тему данного текста.

«Был жаркий день. В саду под скамейкой спала собака Жучка. Леня взял палку и стал дразнить собаку. Жучка зарычала и бросилась на мальчика. Леня побежал, но Жучка успела укусить его. Леня заплакал».

Предложенные темы:

  1. Был жаркий день.
  2. Леня.
  3. Жучка.
  4. Леня и собака Жучка.

Вариант «Леня и собака Жучка» более полно определяет тему, то есть называет то, о ком идет речь в тексте.

Основная мысль текста

У каждого текста есть автор, который через текст обращается к читателям, чтобы донести нужную информацию. Основная мысль – то главное, что хотел сказать автор этим текстом.

Задание 4

Определить тему и основную мысль текста:

«Букварь помогает первокласснику быстро выучить буквы. Читая букварь, ребята узнают много нового и интересного. После букваря школьники начинают хорошо читать другие книги».

Тема – букварь.

Основная мысль: «Букварь – важная и нужная книга».

Иногда в тексте есть предложение, в котором и заключена основная мысль.

Задание 5

Определить тему и предложение, в котором заключена основная мысль:

«Банановые пальмы – это трава. Язык не поворачивается сказать это, когда видишь огромные листья над головой. Целый лес с прохладной тенью. Но все-таки это трава. Гигантская трава, трава великанов, но трава».

В. Абдулова

Тема – банановые пальмы. Основная мысль заключена в первом предложении: именно о том, что «банановые пальмы – это трава», и хотел рассказать автор.

Задание 6

Прочитать текст, назвать его тему и основную мысль:

«Скворцы прилетели в марте. Они устроились в дупле березы. Птицы работали весь день. Скворцы носили в гнездо перья, траву, сухой мох. Вечером они садились на ветку и пели. Берегите скворцов, они наши друзья».

Тема – скворцы, основная мысль – берегите скворцов, они наши друзья.

Задание 7

Каждый текст имеет название, заголовок, который указывает на то, о чем пойдет речь в этом тексте. Текст можно озаглавить.

Задание

Прочитать текст, выяснить, о чем говорится в тексте, выбрать наиболее удачный заголовок.

«Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она вступает на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!»

Е. Чарушин

О чем говорится в тексте? О том, как лиса охотится на мышей.

Варианты:

  1. Лиса.
  2. Пушистая охотница.
  3. Лиса и мыши.

Самый удачный вариант – пушистая охотница.

Задание 8

Заголовок может отражать тему текста или его основную мысль.

Задание

Прочитать текст, определить какой из заголовков отражает тему текста, а какой – основную мысль.

«Каждый слабый сам для кого-то сильный. Филин сильнее ежа, ежик сильнее гадюки, гадюка сильнее землеройки, землеройка сильнее ящерицы, ящерица сильнее жужелицы, а жужелица сильнее червяка. Кто тут вредный и кто полезный? Для меня все равны, все в лесу нужны. И даже необходимы».

Н. Сладков

Заголовки

  1. Обитатели леса.
  2. Лесу необходимы все его обитатели.

Тему текста отражает первый заголовок – обитатели леса, вторым заголовком автор хотел рассказать нам, что в лесу необходимы все его обитатели – это основная мысль.

Заключение

На уроке мы с вами узнали, что все предложения в тексте объединены одной темой, что в тексте можно выделить основную мысль, то есть то, о чем хотел рассказать нам автор.

                       

Домашнее задание

  1. Что такое текст и тема текста?
  2. Что такое основная мысль?
  3. Всегда ли заголовок отражает тему текста и основную мысль?

 

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык.2. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.2. – М.: Баласс, 2012
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык.2. – М.: Дрофа, 2013

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Wordru.ru (Источник).
  2. Kakprosto.ru (Источник).
  3. Kakimenno.ru (Источник).