Домашнее обучение в России: что оно может дать?
Современное образование рассчитано на массовое обучение, где ориентиром служит усреднённый показатель усвоения материала. После проведённой реформы и введения ФГОС стали обращать больше внимания на индивидуальные особенности учеников. Но учитель не сможет уделить необходимое внимание каждому ребенку, когда в классе обучаются 15-20 человек. Домашнее обучение в России стало хорошей альтернативой для тех, кто не хочет или не может по ряду причин посещать обычную школу.
Кому необходимо домашнее обучение?
Когда-то Эйнштейна выгнали из школы, сказав при этом, что он не способен освоить учебный материал. Его мать верила в своего сына и перевела его на домашнее обучение, заинтересовав решением неординарных задач, привив любовь к познанию неведомого. Так мир получил одного из величайших учёных.
Одарённым детям часто становится тесно в рамках общей образовательной программы, им необходим простор для творчества, который трудно получить при общем обучении. Условия домашнего образования более гибкие, они позволяют больше времени уделять любимым предметам, осваивать расширенную программу или находить другие методы преподавания, отвечающие индивидуальным особенностям ребёнка. Учебный план создаётся на основе многих показателей. Основными становятся:
- скорость усвоения материала;
- устойчивость внимания;
- объем памяти, навык произвольного запоминания;
- психологические особенности ребёнка.
Очень важна заинтересованность в получении знаний, тогда результаты обучения будут выше, у ребёнка появится стимул к освоению дополнительного материала, проведению собственных исследований и созданию проектов на определённую тему. Обучение ребёнка на дому создает уникальные условия для его развития, воспитания, образования, расширения кругозора. Для одарённых детей возможна сдача учебного материала экстерном.
Детям со слабым здоровьем или хроническими болезнями часто не остаётся другого выхода, кроме перехода на домашнее школьное обучение. В этом случае они осваивают программу в удобном для них темпе, не пропуская темы из-за болезни, постепенно осваивая материал, более подробно разбирая трудные для них моменты. Планомерная подготовка, учитывающая состояние здоровья, даёт хорошие результаты, гарантирует отсутствие пробелов в образовании, повышает шансы на поступление в выбранное учебное заведение среднего специального или высшего звена.
Ребенку с ограниченными возможностями здоровья тоже гораздо комфортнее в условиях домашнего образования.
Несмотря на введение инклюзивного образования, во многих школах условия для детей с ОВЗ не созданы, детям трудно передвигаться по коридорам, обычные повседневные дела вызывают затруднения, возникает чувство неловкости, потерянности, ведущее к замкнутости и появлению комплексов. А они снижают стимул к обучению, мешают ребёнку получать знания.
Если работа родителей требует частых переездов, перед детьми встаёт проблема адаптации в новом учебном заведении. Трудно постоянно приспосабливаться к новым условиям жизни, требованиям учителей, смене педагогических методик. Преимущества домашнего образования ребёнка на этом фоне очевидны. Получению знаний не помешает даже смена часовых поясов, поскольку интернет не признаёт границ, позволяя заниматься в удобное время.
Качество образования зависит от компетенции педагогов, но бывают случаи, когда в близлежащих школах наблюдается дефицит специалистов или требуется углубленное изучение предмета, которое учителя данной школы обеспечить не могут. Тогда на помощь опять приходит обучение учеников на дому, где для получения знаний используются дистанционные формы, включающие консультации, дополнительные занятия с педагогами, увлечёнными своим делом, способными передать свое увлечение предметом ученику.
Требования к современному образованию
Введение ФГОС потребовало от системы образования обновления взглядов на альтернативные формы обучения, которые, при соответствующем качестве допускаются, как полноценная замена посещения общеобразовательной школы. Первыми шагами стало открытие частных учебных заведений, где аттестат выпускника имел такую же силу, но условия были более щадящими по отношению к ребёнку. Присутствовала постоянная помощь педагога, вводилось тьюторское сопровождение, создавались личные учебные маршруты с опорой на сильные стороны ученика.
С развитием технологий стало доступно дистанционное проведение уроков, дающее детям равные возможности, вне зависимости от места жительства, финансового положения, уровня социализации, физических возможностей.
Такие формы обучения на дому развивают у учащихся самостоятельность, умение планировать свой день, повышают самооценку и уверенность в своих силах. Важным нюансом становится возможность приступать к занятиям в любое время, дозировать нагрузку, выбирать наиболее комфортный график освоения учебного материала. Современные требования делают акцент на воспитании гармонично развитой личности, обладающей:
- инициативностью;
- любознательностью;
- желанием познавать мир на собственном опыте;
- умением находить нестандартные пути решения проблем.
Это реально, если предоставить малышу свободу действий, тактично направлять его в процессе освоения новых навыков и знаний, заинтересовать выполнением определённых обучающих заданий. Основными условиями для реализации программы стали:
- уважительное отношение взрослых к достоинству каждого учащегося;
- учет интересов и возможностей обучающегося;
- поддержка инициативы и самостоятельности;
- возможность свободного выбора партнёров по виду деятельности;
- выбор интересующего материала, вида активности.
Домашние занятия в полной мере отражают основные требования федеральных образовательных стандартов, не ограничивая творческое развитие, прививая нормы поведения, предоставляя широкий выбор форм и программ обучения. Компетентность и педагогическая грамотность учителя приобретают особое значение на фоне изменений в системе образования. Поэтому преподаватели осваивают новые методы работы, учатся использовать современные технические средства для повышения качества образования учащихся, придания учебным темам наглядности.
Очень важно, чтобы в то время, когда малыш делает первые шаги в познании окружающего мира, рядом с ним находился грамотный и доброжелательный наставник. Личность преподавателя играет немалую роль в формировании у учащегося стремления к приобретению новых знаний и самостоятельному поиску информации. Поэтому для многих домашнее обучение в начальных классах предпочтительнее, чем занятия в классе, где находятся 15-25 человек, а учитель не может уделить внимание каждому ученику, проконтролировать правильность выполнения упражнений, подобрать интересные задания в соответствии с интересами ученика. Важно: Домашняя школа «ИнтернетУрок» даёт возможность выбрать для первоклассника учителя, который найдёт с ним общий язык, привьёт любовь к познанию, научит самостоятельной работе с информацией и откроет захватывающий мир знаний.
Виды и формы обучения на дому
Традиционная школа начинает использовать те средства и методы, которые давно прошли проверку и успешно применяются в обучении учащихся на дому. Наглядность и яркие образы помогают быстро усваивать темы, доступные объяснения облегчают понимание трудных разделов в математике, физике, химии. Презентации пробуждают интерес, побуждают к поиску дополнительных источников информации.
Погружение в тему порождает ряд новых вопросов, на которые непременно хочется найти ответ, а значит, расширяется кругозор, углубляется знание предмета, появляется навык поиска информации, умение работать с большими объёмами текстов и видеоматериалов, закладываются основы анализа и формулировки выводов.
Эти умения обязательно пригодятся позже. А пока учащиеся с удовольствием познают предметы, ориентируясь на требования образовательных программ для начальных, средних и старших классов.
Популярным видом обучения на дому стало проведение онлайн-уроков с использованием Skype. Учитель объясняет темы, даёт творческие задания, проверяет их выполнение, корректирует процесс освоения материала. Учебный процесс строится с учетом индивидуальных особенностей учащегося, некоторые темы требуют более детального рассмотрения, другие осваиваются легко в короткие сроки. Типы уроков могут быть разными, в зависимости от дидактической цели. Используются лекционные формы, виртуальные экскурсии, диспуты, конференции, беседы, творческие отчёты.
Контроль качества знаний осуществляется несколькими способами. Также как при традиционном обучении, проводятся тестовые и контрольные работы, пишутся эссе, сочинения, изложения. Разница состоит в том, что после контроля вместе с учеником анализируются результаты, выявляются слабые стороны подготовки, ещё раз прорабатываются сложные для ученика темы. Преподавание в Домашней школе «ИнтернетУрок» основано на поддержании постоянного интереса к учебе.
Обязательно проводятся экзамены по окончании учебного года, критерии оценки знаний соответствуют общепринятым стандартам, но сам процесс не вызывает у учеников стрессовых состояний, поскольку проводится в доброжелательной привычной для них обстановке в режиме онлайн.
Учебный процесс организован с соблюдением обязательных требований и включает видеоуроки, тренажёры, тесты, домашние задания. Обязательно ведётся журнал, куда вносятся текущие и итоговые оценки, есть расписание занятий, доступны онлайн-консультации преподавателей.
Чтобы начать занятия, нужен основной пакет документов и желание обучаться у лучших учителей страны. Поступить можно в любой момент, даже в середине года. В Домашнюю школу «ИнтернетУрок» могут поступить ученики любых классов. После успешного прохождения ГИА учащимся выдается аттестат государственного образца.
Право на домашнее получение знаний закреплено законом № 273-ФЗ от 21.12.2012, поправки были внесены в 2016-2017 годах, но основа осталась неизменной. Родители могут выбрать образование детей на дому, а поможет в этом дистанционная форма, где занятия ведут опытные, творческие и увлечённые своим делом преподаватели с большим стажем работы.
Мнения родителей по поводу альтернативных форм образования разделились. В каждом типе проведения занятий есть свои достоинства и недостатки, окончательное решение принимается после рассмотрения проблемы со всех сторон, но основными ориентирами становятся качество полученных знаний, комфорт ребенка и его желание учиться.
Нет, учиться дома может любой ребёнок. Это предусмотрено статьей 17 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Да, конечно. Каждый ребёнок может проходить программу в своём темпе. Вам необходимо написать нам на электронную почту school@interneturok.ru и сообщить о своем намерении пройти программу двух классов за один год.
Образовательное учреждение, за которым закреплен ребёнок, обучающийся дома, проводит промежуточную и государственную итоговую аттестации. Они необходимы для контроля и объективной оценки знаний ребёнка, получающего семейное образование.