Назад
views 14
calendar 25 июня 2025

Почему я ушла из обычной школы — и не жалею

Почему я ушла из обычной школы —  и не жалею
Иллюстрация: Kisialiou Yury, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Кандидат педагогических наук Ирина Воронцова рассказывает, почему работа в классической школе стала разочарованием, как и где она вернула радость преподавания

Многие приходят в профессию педагога с мечтами «вдохновлять и воспитывать новое поколение». Но реальность часто жёстче ожиданий. Я тоже выбрала эту сферу, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное». Но после работы в обычной общеобразовательной школе твёрдо решила: больше туда не вернусь! Причины объясняю в этой статье. 

Как я стала педагогом

Делиться знаниями — моё призвание. Выбрать его помогли родные. Бабушка была учительницей начальных классов. Один дедушка — директором школы и учителем истории. А другой посвятил жизнь преподаванию немецкого и английского языков. Их пример настолько вдохновил, что уже в детстве я рассаживала кукол в ряд и «учила» их «правильно читать и писать слова», представляя себя у доски с мелом в руке. 

С возрастом идея стать педагогом стала ещё более осознанной. Я поняла, что хочу передавать детям свои знания и любовь к учёбе. И такую возможность получила ещё будучи студенткой четвёртого курса. Я стала учительницей русского языка и литературы в общеобразовательной школе и была счастлива. Правда недолго. 

Что разочаровало в обычной школе

Первое время всё было хорошо, я занималась любимым делом — преподавала детям. Но через год многое изменилось. 

Несправедливые оценки ради статистики

Один ученик не посещал мои и другие уроки. В журнале я честно ставила «Н» — неявку. В конце первой четверти директор вызвал меня в кабинет, закрыл дверь на ключ и приказал исправить некоторые «Н» на тройки, после чего выставить в четверти оценку, чтобы «не портить статистику». 

Я не понимала, как ученику, который ни разу не был на занятиях, можно «подарить» в четверти тройку. Стало обидно за тех детей, которые посещали уроки, старались, но у них что-то не получалось — и в четверти тоже выходила тройка. 

В тот момент с меня впервые спали розовые очки. Я поняла, что в общеобразовательных школах честность и принципы справедливости приносят в жертву формальным показателям. 

articlePreviewImage
Системы оценок в школе: действительно ли пятибалльная — лучшая
Плюсы и минусы популярных систем оценивания знаний
 

Газовый баллончик вместо помощи администрации

Дальше — больше. Мне, молодому специалисту, доверили класс, от которого отказались вообще все. Даже опытные учителя. Это была коррекционная группа: дети из неблагополучных семей, с поведенческими нарушениями, второгодники, немотивированные на учёбу. Они сопротивлялись всему: знаниям, дисциплине, системе образования. 

Я вкладывала душу в разработку каждого урока, стремясь объяснять темы понятно и интересно. Однако в ответ слышала только насмешки и даже угрозы физической расправой от учеников: «Вечером вас подождём, поговорим по-взрослому». Я тогда училась на вечернем отделении института и возвращалась домой затемно. И каждый раз не знала точно, дойду ли до дома благополучно. Газовый баллончик в кармане стал моим верным спутником. 

Самое страшное в той ситуации — даже не поведение детей. Они были продуктом среды, обстоятельств. Страшнее для меня было равнодушие администрации школы. Мои просьбы о помощи и жалобы оставались без внимания. Руководители сочли угрозы учеников «нормой». 

Подобные истории убивают желание учить. Они превращают тех, кто пришёл в профессию, что называется, с горящими глазами, в циников или беглецов. 

Угрозы учеников не просто жуткое воспоминание. Это предостережение для тех, кто думает, что «учитель должен терпеть». Нет. Учитель должен учить. А для этого ему важно чувствовать себя в безопасности. Ради этого ощущения я перешла в университет, где проработала более 15 лет: методистом кафедры русского языка и методики его преподавания, педагогом, руководителем практики у студентов 3–5-х курсов, старшим научным сотрудником. 

Стоит ли уходить из обычной школы, личная история кандидата педагогических наук Ирины Воронцовой, фото автора

Где я теперь максимально счастлива преподавать

После реорганизации вуза я решила попробовать себя в онлайн-образовании. Заинтересовала Домашняя школа «ИнтернетУрок». После выполнения тестового задания и собеседования я получила оффер и работаю здесь до сих пор. С 2019 года я прошла в этой школе путь от простого учителя до старшего методиста направления «Русский язык и литература». 

Сегодня я понимаю, что именно работа в онлайн-школе позволяет мне чувствовать настоящее профессиональное удовлетворение. Этот переход открыл для меня новый формат — без бюрократии, давления и лицемерия.

Почему я выбрала именно онлайн-школу

За более чем 25 лет в педагогике мне есть с чем сравнивать и из чего выбирать: обычная школа, вуз и онлайн-школа. При разнообразии выбора я остаюсь в Домашней школе «ИнтернетУрок». И вот почему.

Прозрачная система оценивания

В традиционной школе оценки не всегда объективны. На них периодически пытаются влиять родители, администрация, сами ученики. За ненадлежащее поведение или цветные волосы оценку могут занизить. А по распоряжению директора — завысить даже тому, кто не ходил на занятия. Именно такая ситуация стала моим первым разочарованием в обычной школе. 

В онлайн-школе «ИнтернетУрок» чёткие критерии оценивания. Их можно посмотреть на сайте школы в открытом доступе, они едины для всех. Поэтому занизить или завысить оценку не получится. Это позволяет учителю чувствовать себя уверенно. Он знает, что на него не будут оказывать давление родители или администрация, и спокойно проверяет работы согласно регламенту школы. Ученикам и родителям это тоже удобно. Они понимают, по каким критериям оценивают успеваемость школьников. 

Никакой бюрократии

В обычной школе слишком много рабочего времени уходит на заполнение бесконечных отчётов, планов, журналов и прочую бюрократию. Учителя вынуждены тратить силы на участие в педсоветах, собраниях, совещаниях. Как будто педагогика превратилась в машину по производству отчётов, а не знаний. 

В нашей школе «ИнтернетУрок» собрания педагогов проводятся гораздо реже и только с конкретными целями. Бумажных документов почти нет. Отчётов немного, процесс взаимодействия между отделами настроен автоматически (например, через задачи в системе Planfix). Это даёт возможность сосредоточиться на обучении: разработке видеоуроков, заданий, проверке работ, ответах в чате, о которых расскажу чуть дальше.

Больше свободы в учебных подходах

В бюджетных общеобразовательных школах строго регламентированная программа обучения. Иногда учителя вынуждены опираться на устаревшие материалы. Педагог всегда ограничен жёсткими рамками учебной программы, обязан придерживаться утверждённого учебно-методического комплекса. Это стандартный набор учебников, рабочая тетрадь, вспомогательные материалы. Учителю приходится ограничивать свои творческие порывы и желание донести новые знания на понятных ученику примерах. 

В онлайн-школе педагоги могут создавать уникальные учебные материалы, соответствующие интересам школьников и духу времени. А ещё экспериментировать с формами подачи информации, внедрять мультимедиа с анимацией, мемами, героями и отсылками к интересным ученику фильмам. Наши педагоги предлагают оригинальные задания, а иногда даже собственное видение предмета, опираясь на ФГОС. Такой подход позволяет учителям и методистам творчески реализоваться, а школьникам — проще понять, повторить и запомнить материал. 

Безопасность на максимуме

В обычной школе неизбежны проявления агрессии. Ученики дерутся, учителю иногда приходится их разнимать. Родители и дети конфликтуют с учителями. Хорошо, что недавно принятые поправки в «Закон об образовании» запретили издеваться над педагогами (Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ). Однако не все об этом знают. И даже те, кто знает, необязательно следуют букве закона. К тому же не всегда понятно, что считать агрессией. Дети могут шутить, огрызаться, передразнивать. Проявления ли это «трудного возраста» или попытка унизить — неочевидно. И что самое страшное, кто-то из учеников может жить по соседству и узнать точный адрес учителя и подкараулить его у школы.

В онлайн-школах издевательства исключены. Наши ученики задают вопросы в чате учителям, если что-то не поняли после видеоурока, консультации и занятий на тренажёрах, перед выполнением домашнего задания на оценку. Учитель доброжелательно и терпеливо помогает разобраться в вопросе. Однако на внеучебные темы в чате не общаются. Конфликтные ситуации бывают редко. Вопросами, которые касаются навигации по сайту, личного кабинета, оплаты и всего остального, кроме предметных тем, учителя не занимаются. Для этого есть клиентский сервис, специалисты службы поддержки и другие члены команды. Навредить учителю физически не могут ни школьники, ни родители. Часто они даже живут в разных городах.   

Пример ответа учителя в чате ИнтернетУрока

Как учителя общаются с учениками в онлайн-школах, есть ли смысл уходить из обычной, личная история кандидата педагогических наук

Руководители, которым не всё равно

Для меня это особенно важный факт из-за психологической травмы, о которой я вам рассказала. Администрация обычной школы чаще всего занимает позицию «главное — чтобы не было жалоб». В результате педагог в одиночку решает конфликты с родителями, налаживает дисциплину в классе, индивидуально работает с трудными детьми. Если возникает сложная ситуация, руководители бюджетных школ обычно пытаются замять вопрос, часто за счёт учителя. В итоге у педагога нет ощущения команды — есть только давление и страх перед проверками. 

В онлайн-школе «ИнтернетУрок» всё иначе. Допустим, возникает конфликтная ситуация, которую не могут решить учитель, старший преподаватель и методист. Тогда к решению вопроса обязательно подключаются руководители школы: анализируют ситуацию, детально в ней разбираются и выносят справедливое решение, стараясь погасить конфликт. Так одновременно учителя, ученики и их родители чувствуют поддержку. Никто не остаётся один на один с проблемой. 

Гибкий график

В традиционной школе учителя следуют жёсткому расписанию. Обычно это ранние подъёмы — катастрофа для сов, а ещё собрания по вечерам. Даже вырваться к врачу — целая проблема.  

Наша школа предоставляет педагогам гибкий график. Это особенно ценно для тех, кто совмещает преподавание с другими видами занятости, для родителей маленьких детей, а также для учителей с ненормированным режимом сна и увлечений. Удалённая работа позволяет самостоятельно определять комфортный ритм деятельности. Можно выстраивать расписание с учётом максимальной личной продуктивности, графика учёбы ребёнка, биологических ритмов, семейных планов на отдых.   

Перераспределение времени

Учителя из обычных школ теряют время на дорогу от дома до места работы и обратно. Онлайн-школа избавляет от этих хлопот, позволяя уделять сэкономленные часы саморазвитию или личной жизни. Работа из дома без утомительных поездок или беготни в любую погоду даёт возможность перенаправить время и силы на полезные для учёбы задачи. В том числе создавать интересные уроки, живо отвечать на вопросы по теме урока в чате.  

Меньше монотонной нагрузки

В обычной школе учителя проверяют тесты, контрольные работы и все домашние задания вручную. Это отнимает много сил и часто приводит к быстрому выгоранию. Ведь чем больше работ, тем сильнее устаёт человек и тем. И тем выше вероятность ошибки. 

В нашей онлайн-школе «ИнтернетУрок» нагрузка на педагогов ниже. Школьники выполняют два вида заданий: письменные и тестовые. Тесты наша система проверяет автоматически, сразу показывает оценку, ответы с ошибками. Кроме того, автоматическая проверка позволяет избежать субъективности и предвзятости оценивания. Это повышает доверие к результатам.

Почти нет эмоционального выгорания

Обычная школа как будто высасывает все силы. Постоянный стресс, неблагодарность, чувство, что ты вкладываешь душу, а результат не виден. Многие учителя работают на износ, берут дополнительные часы, чтобы заработать лишнюю копейку, а в итоге приобретают хроническую усталость и со временем теряют интерес к профессии. 

В нашей школе нет факторов, провоцирующих эмоциональное выгорание. Работа в удобном графике, минимальное взаимодействие с руководством, психологический комфорт — всё это позволяет учителю долго оставаться в тонусе. 

Объективная оценка труда педагога

Обычные школы непривлекательны и с точки зрения дохода учителей. По статистике РАНХиГС, 46 % педагогов в 2022 году признались, что их не удовлетворяет размер вознаграждения за их труд. Это на 5 % больше, чем в 2020 году. Довольных своим уровнем доходов в школе в 2022 году было вдвое больше, чем в 2020-м (8,8 % против 4,2 %). Со стимулирующей выплатой всё сложнее. 53 % респондентов не назвали премию справедливой: каждый пятый считает её размер низким, а каждый третий не захотел или побоялся отвечать на вопрос. 

Уходить ли из школы, личная история кандидата педагогических наук Ирины Воронцовой

В Домашней школе размер выплат педагогам зависит от реальных показателей: скорости и качества проверки домашних заданий, эффективности разрабатываемых материалов. Для этого используют систему ключевых показателей — KPI. Она отражает результаты работы, выражается в цифрах или процентах, а также в денежном эквиваленте. У нас нет «кулуарных» решений, когда администрация искусственно завышает или занижает значимость работы. Как педагог потрудился, столько и получает сверх установленного оклада. Мне это подходит.

Стоит ли уходить из обычной школы, аналитика кандидата педагогических наук

Я благодарна классической школе за опыт и старт карьеры. Но больше туда не вернусь. Теперь я знаю: можно быть педагогом и не быть жертвой. Если вы учитель и чувствуете то же самое — возможно, пришло время искать свой путь вне традиционной школы. Пока эта система не изменится, работа в обычной школе лично для меня означала бы медленное профессиональное и эмоциональное «самоубийство». Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на борьбу с ветряными мельницами. Если вы действительно любите преподавать, обычная школа не единственное место, где можно себя реализовать. 

ИнтернетУрок освободил меня от бюрократической рутины, стрессов и эмоционального выгорания. Здесь я обрела профессиональное удовольствие от педагогической деятельности. У нас нет места бумажной работе и принуждению, зато есть свобода и уважение к профессионализму. И главное — я вижу реальные результаты своих усилий. 

Если у вас есть ребёнок, рекомендуем проверить нашу школу в деле. За регистрацию откроем доступ с полным функционалом на неделю.  

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru