Назад
views 938
calendar 27 августа 2024

Трудные подростки: что делать родителям

Трудные подростки: что делать родителям
Фото: Ermolaev Alexander, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Специфика помощи трудным подросткам

Трудными подростками нередко называют детей 13–17 лет, которые дерзят, не признают авторитет родителей и педагогов, прогуливают уроки. Окружающие иногда говорят про них «Оторви и выбрось» и даже предрекают им криминальное будущее. Однако, как бы ни было сложно, важно отнестись к таким детям с пониманием, изменить восприятие их поведения и скорректировать методы воспитания. Как это сделать, объясняем в статье.  

Кто такой трудный подросток?

«Трудный подросток» — понятие социальное, а не медицинское. Часто встречается такая интерпретация: «Ребёнок, который нарушает нормы морали, правила поведения в обществе и часто закон». Доктор психологии Патрисия Она относит к трудным подросткам детей с проблемами эмоциональной регуляции и чувствительных подростков. 

Трудный подросток — очень чувствительный ребёнок, которому сложно сдерживать и регулировать эмоции. Это ведёт к проблемам в общении с родителями, учителями, сверстниками, внутренним конфликтам.

Особенности поведения трудных подростков

Трудных подростков отличают такие маркеры: 

  • дерзость; 

  • конфликтность; 

  • недоверие; 

  • асоциальное поведение; 

  • неопрятный внешний вид; 

  • дурные привычки; 

  • проблемы с учёбой. 

Парадоксы о трудных подростках

Не всё так просто. То, что для одних норма, для других непозволительное поведение. Директор одной из средних школ рассказал редакции шокирующую историю:

«Шестиклассник отпросился с урока, пошёл в столовую и без спроса взял обед третьеклассника (столы были заранее накрыты). Классный руководитель вызвала родителей на разговор. Отец сказал, что поведение ребёнка нормально, ведь он проголодался, а карманные деньги на неделю уже растратил: то есть добыл пропитание так, как смог».

Получается, с точки зрения педагогов и морали подросток повёл себя некорректно, а с точки зрения родителей он молодец.   

Фактически проблема глубже. Вряд ли ребёнку нравится ругаться с родителями, получать нагоняй от учителей и терпеть насмешки одноклассников. Возможно, трудный подросток и рад бы что-то изменить, но не умеет сформулировать проблему и донести её до взрослых, не знает об альтернативе. И здесь понадобится помощь родителей. 

Трудный подросток — это отклонение?

Только что мы обсудили понятие «трудный подросток» с точки зрения социальной сферы. То есть то, как проблему видит общество, как она проявляется в социуме.

В клинической психологии вместо понятия «трудный подросток» используют термин «патологический пубертатный кризис». 

Подростковый кризис — это сложный период для семьи. У одних детей он проходит с патологиями, у других — без. В первом случае нужна помощь специалиста, во втором — достаточно помощи родителей.

Ольга Баринова, психолог платформы корпоративного благополучия «Понимаю»:

«Кризис означает не негативную подоплёку, а лишь происходящие изменения — развитые раньше качества теряют свою актуальность, а то, что будет развиваться в дальнейшем, ещё не укрепилось. С некоторыми подростками этот период проходит относительно гладко, но поведение других можно назвать трудным».

Кто такие трудные подростки — объясняет психолог

У возрастного кризиса 13–17 лет есть положительные стороны. Это полезный этап в становлении личности: происходит поиск себя, своих ценностей, своей группы. Подросток определяет границы дозволенного поведения, формирует морально-нравственные принципы и сепарируется от родителей. 

Подростковый возраст на уровне физиологии — сложный процесс с перестройкой гормональной системы и нейронными изменениями. Это огромная нагрузка на организм. Если есть скрытые проблемы нервной системы, в подростковом возрасте могут начаться сбои. Они будут выражаться в патологическом поведении. 

Особенности поведения трудных подростков, которые показывают, что необходима оценка специалиста:

  • агрессивность, жестокость, конфликтность;

  • тяга к противоправным действиям;

  • побеги из дома;

  • бессонница или сонливость;

  • злоупотребление запрещёнными веществами, алкоголем;

  • замкнутость, избегание людей;

  • оторванность от реальности, погружённость в мир фантазий;

  • заметная раздражительность, частая смена настроения;

  • нарастающая небрежность, если этого не было раньше;

  • суицидальные мысли и поведение;

  • резкая потеря веса или, наоборот, его набор;

  • резкая смена круга общения;

  • резкое падение успеваемости

Если вы заметили один или несколько признаков, не стоит паниковать и пытаться самостоятельно поставить диагноз. Например, частая смена настроения, раздражительность и небрежность — это скорее норма для подростка. Но если перемены наступили резко, ребёнок стал вести себя нетипично, симптомы проявляются очень ярко — стоит обратиться к психотерапевту за консультацией. 

В группе риска подростки, у которых в раннем детстве были неврологические диагнозы, например гипоксия или СДВГ. Но и здесь без паники: не факт, что у 100 % подростков с подобными диагнозами будут проблемы. Они возможны, но не обязательны. И точнее поставить диагноз может психотерапевт. 

Почему подростки становятся трудными?

Трудными подростков делают многие обстоятельства: от внутренних до социальных. Обсудим самые существенные. 

Перестройка организма

В подростковом возрасте достраиваются доли мозга, формируются новые нейронные связи, отмирают старые, идёт большой выплеск гормонов, перестраивается тело. Всё это делает ребёнка эмоционально нестабильным, у него часто меняется настроение. К тому же подростки ещё плохо умеют «тормозить» свои эмоциональные реакции и не всегда способны критически мыслить. Эти перемены и формируют так называемых трудных подростков.

Наталья Манухина, клинический психолог, системный коуч, супервизор, тренер и преподаватель:

«Внутренний мир подростка также сильно меняется вместе с созревающими мозговыми структурами. У него начинают превалировать функции сравнения, обобщения, анализа, развиваются компетенции воли и инициативы вместо простого восприятия, научения по образу и подобию и подчинения авторитетам. С этими изменениями трудно справиться и подростку, и его окружению. Бунт, непослушание, грубость или, наоборот, уход в себя и отказ от общения со стороны подростка часто сочетаются с повышенным контролем, давлением, требованиями, наказаниями или, напротив, полным невмешательством, пассивностью со стороны родителей и других членов семьи». 

Трудные подростки — что происходит с организмом, объясняет психолог

Стремление избавиться от контроля

Трудные подростки стремятся к взрослости: пытаются принимать решения, делать всё самостоятельно, избавиться от контроля. При этом даже 15-летний юноша во многом ещё ребёнок и не всегда может полноценно принимать решения и нести за них ответственность (в том числе с точки зрения закона). Этот диссонанс вызывает нервозность и у ребёнка, и у родителей. 

Сепарация от родителей

Одна из задач подросткового возраста — отделение от родителей. После обучения в школе, сузе или вузе человеку предстоит стать независимым и самостоятельным. Принять это часто бывает сложно и детям, и родителям. Нарушения в процессе сепарации могут привести к трудностям. 

Наталья Манухина, клинический психолог, системный коуч, супервизор, тренер и преподаватель:

«Подростковый возраст предшествует периоду сепарации, когда ребёнок постепенно отдаляется от родителей, обретая социальную самостоятельность. Он строит новые отношения вне семьи, всё больше обучаясь, работая и общаясь в среде по собственному выбору. В разных сообществах, организациях и отношениях с людьми из других семей подросток сталкивается с различиями норм и ценностей, которые часто конфликтуют между собой». 

Причины трудного поведения подростков:

  • Проблемы в школе. Распространённая проблема — буллинг. Причём не только со стороны сверстников, но и со стороны учителей. Сложности в общении приводят к трудностям в поведении.

  • Влияние сверстников. Общение — ведущий вид деятельности подростков, и для них очень важно принадлежать к группе. Если подросток не находит «своих» или отвергнут коллективом, это может отрицательно сказаться на его поведении.

  • Проблемы в семье. Это могут быть гиперопека, жестокость со стороны взрослых, их завышенные требования, тотальная занятость на работе. На поведение ребёнка влияют и отношения между родителями: их зацикленность на собственной личной жизни, ругань, развод и так далее. 

  • Социализация. Установки в воспитании ребёнка влияют на формирование его личности. Например, мальчикам часто навязывают социальную установку «Нужно быть сильным и агрессивным». Установка накладывается на гормональный всплеск, эмоциональную нестабильность, и вот результат — участие в уличных драках и клеймо «трудного» подростка.

  • Черты характера. У каждого человека свой неврологический тип личности. Одни тревожные, другие спокойные. Изначально одни дети более склонны к трудностям в поведении, чем другие. 

Какие бывают типы трудных подростков?

В психологии есть классическая градация типов подростков. Сейчас расскажем об их особенностях, сильных сторонах, проблемах и подходах к каждому.

Неугомонные 

До школы таких детей нередко называют «живчиками» — они подвижные, весёлые, дружелюбные и общительные. У неугомонных часто хорошее настроение, много друзей и увлечений. В школе у них зачастую начинаются проблемы с дисциплиной и успеваемостью. В подростковом возрасте появляются грубость, раздражительность, агрессивность. Неугомонные подростки легко идут на конфликт со взрослыми, не принимают правил и с удовольствием нарушают порядок. Они стремятся быть в центре любого «движа», быстро и охотно примыкают к любым компаниям без разбора.

Проблемы. Конфликты со взрослыми, непостоянство в увлечениях, низкие результаты учебной деятельности, неаккуратность, недисциплинированность, иногда алкоголизм и нарушение закона.

Сильные стороны. Лидерские качества, дружелюбие, общительность, коммуникабельность, любопытство.

Чем помочь

Подросткам с неугомонным типом нужны внимание и забота взрослых, но без мелочной опеки и тотального контроля. Нужно дать больше свободы. Стоит позволить такому подростку реализовать свои лидерские качества. Ребёнку также нужно предложить занятия, в которых можно выплеснуть кипучую энергию и почувствовать успех. В частности, пойдёт на пользу спорт, лучше командные виды.

Ранимые

Эти дети с раннего возраста не любят шумные игры и праздники, не участвуют в шалостях. Они некомфортно чувствуют себя в незнакомой обстановке, но в группе знакомых людей общительны. Подростки ранимого типа кажутся стеснительными, замкнутыми, не очень любят школу из-за шума и суеты. Такие дети привязаны к родителям, исполнительные, у них рано формируется чувство долга. Часто трудные подростки ранимого типа пытаются казаться не теми, кем они являются. Компенсируют робость развязностью, напускной весёлостью.

Проблемы. Плохо заводят знакомства, склонны к самобичеванию, самокопанию, заниженной самооценке. Слишком впечатлительные. У ранимых подростков завышенные требования к самим себе. Сложные эмоции мешают им разобраться в своих проблемах. 

Сильные стороны. Старательные, послушные, ответственные, разборчивы в дружбе, не склонны к употреблению алкоголя и курению.

Чем помочь

С ранимыми подростками важно доверительно разговаривать, чтобы они сняли маску. Они не выносят, когда над ними насмехаются, роняют их авторитет, несправедливо обвиняют в чём-либо. Прежде чем критиковать поведение такого подростка, рекомендуем осторожно выяснить причины и подбирать слова. У таких детей высокий риск суицида. 

Это физически слабо развитые дети, им больше всего подходят бег, лыжи, прыжки. В этих видах спорта они быстрее самоутвердятся. 

Вспыльчивые 

Это хмурые дети, которые часто пребывают в дурном настроении, проявляют раздражительность, агрессию, злобу. В раннем возрасте могут издеваться над животными, причинять боль младшим. Стремятся не просто к лидерству, а к роли властелина: чтобы другие следовали правилам, которые разработал этот ребёнок.

По мере взросления черты властности и жестокости проявляются всё больше. Такие подростки могут ударить маленького ребёнка, пенсионера, вступить в конфликт с тем, кто сильнее. Жёстко отстаивают свою «взрослость» и могут полностью разорвать отношения с родителями. Пожалуй, это классический трудный подросток в обывательском понимании — жестокий, конфликтный, асоциальный.

Проблемы. Вспыльчивые и агрессивные, могут навредить слабым, часто становятся игроманами, рано пробуют крепкие напитки.

Сильные стороны. Привязаны и ответственны в дружбе. Не предают тех, кого любят, готовы помочь. При должном воспитании с возрастом у них формируются волевая саморегуляция, аккуратность, исполнительность.

Чем помочь

Подростки вспыльчивого типа признают в качестве авторитета только более сильных личностей, у которых есть власть. Родителям стоит придерживаться жёстких правил, устанавливать рамки, следить за дисциплиной. Таким школьникам полезно предлагать занятия, где можно проявить себя, воспитать морально-этические принципы, подчиняться дисциплине. 

Замкнутые

С детства для таких людей характерны замкнутость и отгороженность от остальных. К жизни сверстников относятся со снисхождением и пренебрежением. Бывает, что недостаток общения всё-таки начинает тяготить. Тогда они делают попытку найти приятелей, но терпят неудачу и ещё глубже уходят в себя. Замкнутые дети нередко слывут среди сверстников чудаками. 

Проблемы. Недостаток эмпатии. Не умеют считывать эмоции и сопереживать другим, поэтому их поступки могут показаться жестокими, но это происходит из-за низкого эмоционального интеллекта, а не по причине садистских наклонностей. Подвержены компьютерной зависимости

Сильные стороны. Необычные увлечения и фантазии. Могут быть успешны в творческих направлениях.

Чем помочь

Важно разговаривать и разбираться в эмоциях замкнутого подростка. Такие дети могут никак не реагировать на мелочную опеку, но бурно возмущаться попытками вторгнуться в их внутренний мир. Могут протестовать против правил, высмеивать ценности и порядки, быть в оппозиции. В классе могут быть в положении изгоев и терпеть насмешки, но не жалуются, переживают всё в себе. 

Таким подросткам нужно найти занятие, в котором можно реализовать необычные и масштабные фантазии. Это может быть творческая, интеллектуальная или телесно-ориентированная сфера.  

Демонстративные

Это эгоцентричные подростки. Всё, что они делают, направлено на то, чтобы оказаться в центре внимания, даже если это вызовет у окружающих негодование, ненависть или жалость. Это театральные личности с наигранными чувствами и эмоциями, за которыми ничего не скрывается. Черты эгоцентризма проявляются рано. Такие дети не выносят, когда хвалят других. Любят получать похвалу в любом виде, читать стихи на публику. 

Часто выбирают себе кумира, реального или надуманного. Быстро меняют увлечения. Подростки демонстративного типа часто уходят из дома, выпивают, воруют или как-то иначе нарушают установленные социумом правила. Это не стремление к свободе, а попытка вернуть ослабевающее внимание родных.

Проблемы. Склонны к демонстративному суициду без цели навредить себе. Для них это способ привлечь внимание, обойти собственные провалы. По этой же причине склонны и к ипохондрии: ищут у себя и демонстрируют заболевания, изображают психические расстройства или зависимости. Легковнушаемы. Нередко впадают в зависимость от соцсетей, где можно заявить о себе на большую аудиторию.

Сильные стороны. Могут быть лидерами в группе и выражать общие настроения и интересы. Однако быстро меняют группу, поскольку не могут удержать лидерство из-за показушности, внешнего лоска, который не соответствует реальному положению дел. 

Чем помочь

Стоит мягко, но чётко прочертить допустимые границы поведения. Такого ребёнка опасно сравнивать с другими, говорить, что он лучше или хуже сверстников. Полезнее учить его работе в команде. В подростковом возрасте подойдут турпоходы. А ещё важно подсказать, где можно проявить творческие способности. Подойдут занятия в театральной студии, уроки музыки с отчётными концертами, литературные вечера. Особенно важно объяснять подростку демонстративного типа, что родные любят его вне зависимости от его успехов (и доказывать это на практике).  

Что делать родителям?

В случае с трудными подростками работает то же правило, что и в самолёте: «Сперва наденьте маску на себя, потом на ребёнка». То есть сначала важно успокоиться, отдохнуть, избавиться от выгорания, стресса, тревожности, депрессии. И уже в состоянии душевного равновесия решать проблемы с ребёнком. А дальше пригодятся советы наших экспертов. 

Ольга Баринова, психолог платформы корпоративного благополучия «Понимаю»:

«Трудное поведение у подростков — это сложный и многогранный феномен, который требует комплексного подхода к его пониманию и коррекции. На формирование такого поведения влияют физиологические, психологические и социальные факторы. За каждым проявлением трудного поведения стоит личность, которая нуждается в понимании, поддержке и помощи. Совместными усилиями родителей, педагогов и специалистов можно улучшить жизнь подростка и помочь ему успешно преодолеть этот трудный период». 

Проявлять интерес

Ребёнок — это личность. Не отражение и не продолжение родителей. С этой позиции рекомендуем интересоваться его чувствами, увлечениями, мыслями, но не осуждать их. Важно первыми инициировать общение и разговаривать обо всём на свете, а не только об учёбе. Можно обсудить книгу, фильм, событие, философскую тему. Полезно найти совместное увлечение, например компьютерные игры, спорт, путешествия. Даже если увлечение кажется ерундой, не стоит отвергать его с порога: полезно попробовать и обсудить, чем именно оно зацепило ребёнка. 

Учитывать чувства ребёнка

Задача родителей — научить подростка регулировать эмоции. Для начала полезно называть и свои чувства, и чувства ребёнка, а потом принимать их. Важно избавляться от фраз «Это ерунда», «Не ной», «Ты выдумываешь». 

Не навязываться

Это вопрос уважения и личных границ. Трудный подросток может отказываться говорить о чём-то, потому что стесняется, боится, охраняет свою или чужую тайну. Давление в таких деликатных вопросах часто вызывает сопротивление и подрывает доверие. Полезнее поддерживать ребёнка, повторять и снова доказывать, что всегда готовы помочь и не станете оценивать.

Быть последовательными

Важно, чтобы запреты оставались табу для всех. Условно, если вы категорически настроены против курения, то важно, чтобы в семье никто не курил. Иначе ребёнок не поймёт, что в этом плохого. 

Не осуждать

Трудному подростку необходимо предоставить право на ошибку. Это путь к росту. Лучше поговорить по душам и поддержать. Ощущение неудачи и социальное неодобрение в большинстве ситуаций уже послужили наказанием для ребёнка. 

Ирина Воронцова, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук:

«Трудный подросток находится в стадии поиска себя и своего места в жизни. В такой ситуации помогут пять приёмов.

  1. Набраться терпения и сил. Трудности временные. Всё пройдёт. Сейчас вы как никогда нужны своему сыну или дочери.

  2. Установить доверительные отношения с ребёнком. Не стоит навязывать общение. Важно дать понять, что вы готовы поговорить, выслушать, дать совет, когда ребёнок сам этого захочет.

  3. Понимать подростка, проявлять эмпатию, уважать его мнение.

  4. Установить чёткие границы и правила поведения, но не забывать о поддержке и понимании. Подросток нуждается в направлении, поэтому необходимо быть для него примером.

  5. Нельзя запрещать что-либо в категорической форме. Скорее всего, трудный подросток нарушит запрет назло правилам. Запреты работают, если объяснять их на примерах». 

Чем помочь трудному подростку, подсказывает кандидат педагогических наук

Подсказки из статьи помогут превратить слабые стороны трудного подростка в сильные. А если ситуация выходит из-под контроля, рекомендуем обратиться к психотерапевту. Психологически такую консультацию организовать сложно, но это разумно. Консультация поможет не пропустить отклонения и не довести ситуацию до критической, когда будут вмешиваться социальные службы и полиция

А если хотите получать похожие полезные шпаргалки от редакции на почту, предлагаем подписаться на нашу рассылку. Обещаем не злоупотреблять доверием и присылать не больше двух писем в месяц. 

back
Подпишитесь на нашу рассылку

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru