Назад
views 755
calendar 06 декабря 2023

Как заставить ребёнка учиться?

Как заставить ребёнка учиться?
contents Оглавление
Свернутьarrow
Никак. Только мотивировать и вдохновлять. Разбираемся, как это сделать.

В этой статье поговорим о том, что заставляет и вдохновляет детей учиться. Вы узнаете крючки, кнопки и механизмы человеческой психики, которые помогут не только вдохновить ребёнка на учёбу, но и сделать так, чтобы тяга к знаниям не утихала в течение его жизни. С нашими подсказками вам не придётся уговаривать, убеждать или вынуждать ребёнка учиться. Он будет стремиться к знаниям сам. 

Зачем нужна мотивация

Представьте себе гоночную трассу и две машины на старте: новый мерседес и старенькие жигули. Какая из них успешнее покажет себя в гонке? 

Казалось бы, просится очевидный ответ — новенький мерседес. Однако всё не так просто. Пока эти две машины стоят на старте, в их баке нет бензина, шансы на победу в таком состоянии у обеих одинаковые — равны нулю. 

А теперь самое интересное — в баки машин заливают бензин. Мерседесу дают два литра, а жигулям — пять литров. Логично, что жигули покажут лучший результат. Да, мерседес вырвется вперёд, но далеко уехать он не сможет.

В нашей аналогии машины — дети с разными врождёнными способностями и социальными возможностями, а бензин — мотивация.

Напомним значение двух важных терминов:

Мотивация — стимуляция, которая побуждает человека что-либо делать. Это не врождённый навык, а приобретённый: его можно развивать.   

Мотив — конкретный стимул, который появляется в ответ на желание удовлетворить какую-либо потребность.

Какая бывает мотивация

Мотивацию классифицируют по источнику, характеру и времени воздействия. Главные группы напоминаем в этой наглядной схеме: 

Как заставить ребенка учиться: виды мотивации

Внешняя и внутренняя мотивация     

Как легко догадаться из названия, источник внутренней мотивации внутри: в желаниях и интересах ребёнка. А источник внешней мотивации — снаружи: в обстоятельствах и требованиях окружающих. Например: «Я хочу прочитать эту книгу, потому что интересно, чем закончится дело» — это внутренняя мотивация. «Я хочу прочитать книгу, чтобы не поставили двойку» — внешняя мотивация. 

Внутренняя мотивация ребёнка к учёбе сильнее. Потребности находятся внутри нас, а мотивы возникают для удовлетворения потребностей. Однако внутренняя мотивация может рождаться и на фоне психических расстройств. Например, источником внутренних мотивов может быть генерализованное тревожное расстройство — чрезмерное беспокойство, которое не подкреплено объективными причинами.  

Внешняя мотивация — это стимулирование со стороны. В том числе это давление учителей, друзей, родителей. И уйти от такой мотивации почти невозможно. Мы живём и развиваемся в обществе, перенимаем ценности своей социальной группы. Именно поэтому некоторые мотивы неизбежно идут извне. 

Положительная и отрицательная мотивация 

В зависимости от характера мотивация бывает положительная и отрицательная. Обещали за пятёрку пряник — это положительная мотивация. Обещали за двойки лишить мобильного на неделю — это отрицательная мотивация. Если совсем просто.

Отрицательная мотивация — это не только физическое воздействие или лишение благ. Любое психологическое давление, культивация негативных чувств тоже могут быть отрицательной мотивацией. Например, стыд, чувство вины, унижение. Даже недовольное родительское лицо тоже отрицательная мотивация.

У обеих этих мотиваций есть недостатки. Отрицательная мотивация может принести результат на коротком отрезке времени. Ребёнок будет делать домашнюю работу, потому что боится лишиться гаджета, конфет или прогулок. Но работа под давлением затрачивает много сил. Рано или поздно ребёнок может устать, принести свой телефон и сказать: «Забирай, только разреши не делать уроки». 

К тому же ребёнок, который учится только на отрицательной мотивации, быстро находит лазейки в системе: списывает домашку и контрольные, договаривается с учителями о послаблениях. Так ребёнок вместо знаний приобретает навыки изворотливости. 

Положительная мотивация тоже не панацея. Ребёнок не формирует внутреннюю потребность получать знания, если учится только ради положительного подкрепления: похвалы, подарков. Он получает формулу: учусь за что-то. В итоге вырастает эффективный исполнитель, который не может что-либо делать без внешнего подкрепления. У него не будет внутреннего вдохновения, а следовательно, он не сможет сделать больше, чем ему задали. Это не значит, что нужно перестать хвалить ребёнка. Похвала и внешнее положительное подкрепление важны. Однако без внутренней мотивации они работают плохо.

Устойчивая и неустойчивая мотивация  

Для учёбы важна устойчивая мотивация. Но у детей до 12 лет её нет, то есть родителям нужно постоянно увлекать ребёнка. После 12 лет мотивация уже может быть устойчивой. Однако всё зависит от того, что происходило ранее. Например, если родители и учителя применяли только отрицательную мотивацию, то устойчивости ждать не приходится.

Как мотивировать ребенка учиться: виды мотивации

Как мотивировать ребёнка на учёбу в 1–5-х классах

До 12 лет ребёнок не может заниматься неинтересным делом, то есть в начальной школе мотивирует обучение в увлекательной форме. Соответственно, мотивация у детей в основном процессная или идентификационная, что подразумевает мотивацию через интерес или игру. Однако чрезмерное увлечение игрой ведёт к зависимости, поэтому геймифицировать процесс обучения важно дозированно. 

Перспективы мотивируют далеко не всех

Не очень эффективно стимулировать детей до 12 лет карьерными перспективами в ключе: «Если станешь хорошо учиться, то поступишь в институт, получишь хорошую работу, будешь зарабатывать и пробьёшься в люди». Такое красноречие почти бесполезно. Ребёнок в начальной школе неспособен к долгосрочному планированию. Непонятные образы лишены ценности. Замотивировать ими не получится. Однако мотивация будущим может сработать, если ребёнок сам очаруется какой-то профессией. 

Вала Беловежская, мама и cовладелица онлайн-платформы: 

«Моя дочь учится в четвёртом классе преимущественно на отлично, при этом у неё  бывают проблемы с поведением в школе. Учиться её мотивирует спортивный азарт. С 6 лет она занимается шахматами, участвует в турнирах и соревнованиях и перенесла это на школу. Сама выбрала в классе отличницу, с которой соревнуется в количестве полученных пятёрок.

Уже сейчас дочь думает о будущей профессии, хочет стать кошачьим шерифом (есть такая официальная должность в Зеленоградске). Она очень любит котов, хочет за ними присматривать, заботиться и чтобы это было её работой. И говорит, что ей нужно хорошо учиться, чтобы стать котошерифом. Хочет изучать биологию и химию, чтобы уметь лечить котиков. Притом что в четвёртом классе этих предметов ещё нет. А на мой вопрос, зачем тогда хорошо учиться сейчас, ребёнок ответил: “Это же и коту ясно: без хороших оценок я не перейду в те классы, где учат котошерифным предметам”».

Мотивация ребёнка: необычный лайфхак от педагога

Мотивация подкрепления работает дозированно

Можно дозированно задействовать мотивацию подкрепления, которая больше известна как метод кнута и пряника. Она работает в любом возрасте. Но отрицательная мотивация может разрушить психику ребёнка, а злоупотребление положительным подкреплением блокирует творческий потенциал и самостоятельность, поэтому используем только положительные подкрепления и дозированно. 

Лада Коновалова, заместитель руководителя методического отдела Домашней школы «ИнтеретУрок»:

«Я спросила сына-третьеклассника, что мотивирует его учиться. Он ответил, что ничего. И, подумав, добавил, что учиться бывает интересно, когда информация увлекает. А бывает неинтересно и скучно, и тогда помогает только обещание родителя предоставить ребёнку приятный бонус за успешные результаты. Для моего сына в удовольствие оказалась возможность совместно с другом готовить домашнее задание, подольше находиться в игровом пространстве, заниматься программированием и путешествовать. 

Мой вывод как родителя и преподавателя в одном лице: важно поддерживать интерес ребёнка к той сфере деятельности, которая способна в перспективе подарить ему удовольствие самореализации. Стоит грамотно подать предметы, которые не вызывают у ребёнка особого интереса. То есть найти того преподавателя, который может “зажечь” детское сердце: преподнести информацию так, что захочется бежать делать лабораторную работу по физике, решать тригонометрическое уравнение или читать литературное произведение, прежде чем написать сочинение. 

Важно, чтобы родители поддерживали ребёнка: нашли хорошего помощника, в том числе преподавателей. Диалог ребёнка со специалистом сложится в том случае, если учитель найдёт подход к ученику и сможет его удивить. А там, где удивление, найдётся и увлечение, которое приведёт школьника к успеху».

Что на самом деле мотивирует ребёнка учиться: рекомендации педагога и мамы

Как заставить учиться ребенка: подсказки родителям

Бесполезно требовать от второклассника, чтобы тот самостоятельно нашёл информацию к уроку. Важно научить этому ребёнка. А если нет времени или педагогических навыков, разумнее доверить этот процесс экспертам. Например, Домашняя школа «ИнтернетУрок» помогает детям выполнять домашнее задание. Это не репетиторы, которые полностью выполняют за школьника его работу, а коучи, которые помогают организовать работу и научат ребёнка успешно заниматься самостоятельно.

Хватит делать домашку за ребёнка!
Помогаем школьникам самостоятельно и вовремя выполнять домашние задания
Помощь с домашними заданиями

Как мотивировать ребёнка на учёбу в 6–11-х классах

После 12 лет психика подростка готова к более сложным схемам, чем просто интерес к учёбе. В этом возрасте можно и нужно комбинировать разные виды мотивации.

Процессная мотивация

Когда нам настолько интересно, что мы полностью увлечены чем-то, забыв о времени, это процессная мотивация. Так бывает, если человек смотрит сериалы всю ночь или пишет картину часами, забыв перекусить. Такие мотивы возможны не только по отношению к отдыху или хобби, но и по отношению к учёбе. Если ребёнку интересно, то он учится без усталости, без напряжения и стресса.

В начальной школе ребёнку важна форма задания, а в средней школе ребёнка увлекает содержание. То есть дети изучают что-то, потому что информация интересна. 

Проблема процессной мотивации в том, что она неустойчива. Ребёнок хватается за интересное дело, а потом бросает, не доведя его до конца. А ещё процессная мотивация выборочная. Ребёнку интересна литература, поэтому он читает книги и ориентируется в средствах художественной выразительности. Но химия кажется страшно скучной, поэтому он даже не достаёт учебник.

Запустить процессную мотивацию можно так: дать любителю литературы книгу про химика, про алхимию или просто показать чудесный эксперимент. Это вдохновит и увлечёт, хотя бы на время. Но потом придётся подкреплять мотивацию.

Мотивация подкрепления

В средней школе метод кнута и пряника основан на оценках. За успехи родители могут похвалить, выдать деньги, купить подарок или предложить другие стимулы, которые поддержат ребёнка, когда интерес к деятельности ослаб. На коротком отрезке времени процессная мотивация вместе с мотивацией подкрепления могут дать неплохой результат, но на длинном отрезке времени этого мало. 

Важно разработать систему положительных подкреплений. Это необязательно что-то материальное. Например, можно использовать победный поход в кино или торжественный ужин с родственниками. За ошибки и низкие оценки хвалить не стоит, как и обманывать, ища хорошее там, где его нет. Это будет мешать развитию критического мышления. Но и ругать не выход. 

Как заставить учиться подростков: мотиваторы от психолога

Мотивация достижения

Мотивация достижения — гормональная конфетка, которую мы получаем от своего мозга за то, что достигли успеха. Первое, что необходимо сделать, чтобы мотив работал, — ставить цель и составлять план её достижения. Лучше всего этот план визуализировать. Главное, не делать работу за ребёнка. Иначе радости от достижения не будет. 

Наша задача как родителей: учить целеполаганию и планированию на конкретном примере. Лучше, если первые цели будут краткосрочными и довольно простыми, чтобы ребёнок как можно быстрее ощутил вкус успеха. Если стабильный троечник замахнётся на пятёрки по всем предметам, скорее всего, он выгорит в процессе и разочаруется в себе. 

Мотивации достижения, подкрепления и процесса работают в связке. Если ребёнок так сильно увлечётся чем-то, что достигнет больших высот, то он запомнит этот успех, ощущение победы и в следующий раз захочет взять ещё большую вершину, чтобы снова получить заряд положительных эмоций. Но сильно увлечься получается не у всех и не всегда. Нужна мотивация подкрепления. Это импульсы, которые продержат ребёнка на пути к цели.   

Наши задачи как родителей:

  1. Заинтересовать ребёнка.

  2. Научить ставить цель.

  3. Научить планированию.

  4. Поддержать в процессе.

  5. Дать почувствовать вкус победы.    

Однако невозможно каждый раз проходить с ребёнком этот путь. Показываем, насколько это приятно — достигать цели. В будущем ребёнок научится сам ставить цели, планировать и поощрять себя. 

Полина Глаголева, педагог по технике речи и риторике для взрослых и детей, спикер общества «Знание»:

«Для мотивации школьника важно создать положительную обстановку для учёбы: обеспечиваем ребёнка комфортным и спокойным рабочим местом, свободным от отвлекающих факторов. Помогаем ему разработать расписание и режим дня для эффективного учебного процесса, учитывая его психологические особенности.

Рекомендую также показать значимость учёбы в реальной жизни: рассказать ребёнку, какие преимущества от образования и учёбы, показать примеры. Только без назидательного тона и сравнений в стиле "вот Катя какая молодец, а ты?!". Наша цель: пробудить интерес, а не унизить. В том числе полезно показывать применение изученного материала на практике. Стараемся найти практические примеры, где ребёнок может применить новые знания. Это поможет ему увидеть, как учёба связана с реальным миром, и повысить его мотивацию».

Как заставить ребёнка учиться: рекомендации педагога

Почему ребёнок не учится

Ребёнок обычно не учится, потому что он на данный момент немотивированный. Причины различны.

Мотивации и не было

Бывает, ребёнок с увлечением начинает ходить в кружок, а потом бросает. Это пример того, что изначально мотивация ребёнка к учёбе отсутствовала. Вместо неё было сиюминутное желание попробовать что-то новенькое. Например, ребёнка увлекла симпатичная картинка, как сверстники танцуют: красивые движения, модные наряды, признание публики. Но чтобы быть таким же, нужно трудиться. А к этому готов не каждый.

Большая нагрузка

Нагрузка на детей бывает запредельно высокой: школа, репетиторы, художественная и музыкальная школы, подготовка к олимпиаде, ОГЭ или ЕГЭ. Но ресурс не безграничен. Если ребёнок устал, не высыпается, находится в стрессе, то мотивация учиться пропадёт.

Стало сложно

Обучение строится на принципе «от простого к сложному». Невозможно выучить умножение, если школьник ещё не освоил сложение. Если ученик пропустил какую-то часть материала, то ему сложно двигаться дальше. Например, болел, когда учитель разбирал новую тему. Вернулся, а в классе говорят как будто на иностранном. Вообще, каждый новый виток усложнения материала тормозит мотивацию. 

Обесценивание результата

Важно, чтобы кто-то разделял увлечённость ребёнка: сверстники-единомышленники, родители, другие родственники. Если ребёнок увлекается экологией, а одноклассники посмеиваются, родители не поддерживают, то ребёнку сложно удерживать мотивацию к изучению этого предмета. 

Главные выводы

Это была очень длинная статья. Давайте подведём итоги, чтобы не забыть главное. 

  1. Избегаем метода кнута, чтобы вырастить успешного человека.

  2. Хвалим не только за результат, но и за процесс поиска решения.

  3. Не делаем работу за ребёнка. 

  4. Не ставим целью обучения оценки. Акцентируем внимание на полученных знаниях и успехах, анализируем неудачи, но не оценки как таковые.

  5. Учим планированию и целеполаганию. Если не получается, не умеем, нет времени или боимся навредить вместо помощи, обращаемся за помощью с целеполаганием к экспертам. 

  6. Расширяем кругозор ребёнка, чтобы его картина мира была полнее. Так ему будет проще найти свои истинные цели.

  7. Демонстрируем собственным поведением и жизненными установками ценности, которые хотим привить ребёнку. Избегаем конфликта между тем, что говорим, и тем, что делаем. 

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru