Назад
views 373
calendar 18 марта 2024

Низкий уровень эмоционального интеллекта у школьника: насколько это критично?

Низкий уровень эмоционального интеллекта у школьника: насколько это критично?
Фото: Dmitry Demidovich, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Круглый стол с психологами и коучами
Как доказали учёные в исследовании Passive Secrets, у девяти из десяти успешных взрослых развит эмоциональный интеллект (EI). При этом только 36 % людей обладают этим гибким навыком, если верить исследованию Трэвиса Брэдбери для журнала Inc. 

 

То есть взрослым с неразвитым эмоциональным интеллектом сложно добиться успехов: и в делах, и в личной жизни. В этой статье обсуждаем с психологами и педагогами, нормально ли отложить развитие EI хотя бы до студенческого возраста. Вы узнаете, насколько критично, если у школьника слабо развит эмоциональный интеллект: какие возможны последствия и насколько они опасны. 

Низкий EQ и школа

Ребёнку с низким уровнем эмоционального интеллекта (EQ) может быть непросто в школе. 

Расстроился из-за низкой оценки — до конца дня ходит понурый, ни с кем не разговаривает, не хочет ничего учить. Обиделся на учителя, не оценившего по достоинству безупречное прочтение стихотворения, — решает из принципа больше не делать домашку по литературе, а то и вовсе прогуливать уроки этого преподавателя. Поругался с одноклассником — сидит в напряжении, думая не об учёбе, а о том, как удалить его из списка друзей во всех соцсетях и выложить при этом двусмысленный статус или мемчик. 

Таким образом, у школьника с низким EQ процесс учёбы отходит на второй план, уступая место негативным переживаниям и эмоциональной перегрузке.

Ольга Павлиенко, коуч, член Ассоциации карьерных консультантов и специалистов по развитию карьеры:

«Эмоциональные состояния напрямую влияют на интеллектуальные способности. Например, огорчение способно уменьшить продуктивность на 15–30 %. Страх может заблокировать способность к запоминанию и воспроизведению. Длительная скука приводит к отвращению, при котором невозможно себя заставить начать делать домашнее задание или идти на урок».

Как низкий эмоциональный интеллект влияет на учёбу, объясняет коуч

Низкий EQ и общение

Слабые результаты учёбы — это только вершина айсберга. Помимо академических знаний, ребёнок приобретает в школе и социальные навыки. Умение работать в команде, поддерживать обоюдовыгодные и приятные отношения с коллективом — залог успеха как в школе, так и в последующей жизни. 

Получается, от развития эмоционального интеллекта в школе зависит, будет ли ребёнок лидером или аутсайдером, станет ли он душой компании или скромным тихоней.

Марина Винберг, нейропсихолог, нейралинер:

«Отсутствие эмпатии или слабые социальные навыки — как изолированный островок посреди общественного океана. Ученику с низким EQ будет труднее находить общий язык с одноклассниками, что может привести к социальной изоляции или конфликтам».

Как низкий эмоциональный интеллект влияет на общение, объясняет нейропсихолог

Низкий EQ и семья

Несмотря на всю заботу в отношении детей, иногда они воспринимают родителей как врагов. Особенно когда мы запрещаем им долго сидеть в телефоне, заставляем делать уроки, не разрешаем гулять допоздна. Ещё больше их возмущает, когда родители часто их критикуют: за плохие оценки, бардак в комнате, неряшливый вид. 

Обиды не означают, что детей совсем не стоит критиковать. Стоит. Проблема в том, что ребёнок с низким уровнем эмоционального интеллекта не способен отличить конструктивную критику от деструктивной, поэтому любые замечания со стороны родителей может воспринимать болезненно.

Мария Тодорова, нейропедагог, коррекционный педагог, консультант в сфере дошкольного образования:

«Быть менее восприимчивыми к критике получается у детей, которые уверены в себе. Любая критика “разбивается” о таких школьников. Это долгий процесс, и в нём особенно действенна крепкая и хорошая связь с главным значимым взрослым, то есть мамой. Когда мама уверена в своём ребёнке, не унижает его и не смеётся над ним, а показывает, насколько ребёнок ей важен и нужен, ребёнок уверен в себе и своих действиях».

Как низкий эмоциональный интеллект влияет на отношения в семье, рассказывает нейропедагог

Опасно, если школьник не способен понимать чувства окружающих, принимать строгость как проявление заботы и осознавать, что родители желают своему ребёнку только добра. Это приводит к тому, что школьник замыкается в себе или играет роль бунтаря: закатывает истерики, капризничает, не слушается. А от этого страдают не только окружающие, но и он сам.

Дмитрий Данилов, СЕО и основатель онлайн-школы:

«Низкий эмоциональный интеллект оказывает негативное воздействие на общее психологическое и физическое состояние. Неумение контролировать свои эмоции может привести к стрессу, депрессии, тревожности и другим проблемам, влияющим на качество жизни».

Низкий EQ и хобби

Без развитого эмоционального интеллекта школьнику сложно получать удовольствие и достигать успехов ещё и в увлечениях. Если ребёнок со слезами на глазах отказывается идти в музыкальную школу, театральную студию или спортивную секцию, не факт, что это обусловлено ленью или усталостью. Может быть, это проявление неспособности осознавать и контролировать свои эмоции. 

Бывает, школьник не может объяснить, почему испытывает такое отторжение, и просто сопротивляется изо всех сил. А если разобраться в себе, побороть свои страхи, научиться понимать свои чувства, то можно обрести по-настоящему заряжающее энергией увлечение. 

Наталья Митюшина, спортивный психолог:

«Юным спортсменам недостаточно быть способными и трудолюбивыми. Им  необходимо научиться распознавать свои эмоции и эффективно управлять ими для лучших результатов.

Согласно моему исследованию, дети, которые могут хорошо понимать свои эмоции и эффективно управлять ими, добиваются лучших показателей в спорте, чем другие сверстники. Об этом говорят результаты соревнований и отзывы тренеров о процессе подготовки. И хотя многим известно, что психологически устойчивая личность и высокий интеллект наиболее сильно влияют на спортивные успехи, я выделяю и третий фактор больших достижений — эмоциональный интеллект, развитие которого помогает спортсменам добиться успеха».

Как низкий эмоциональный интеллект влияет на увлечения, рассказывает спортивный психолог

Низкий EQ и взрослая жизнь

Взрослая жизнь сложнее беззаботного детства. И если в ранние годы круг общения ребёнка ограничен, то, повзрослев, ему, скорее всего, предстоит взаимодействовать с другими людьми везде и всегда: в банке, поликлинике, автомастерской, магазине, общественном транспорте.

В любом деле, будь то собственный бизнес, работа или фриланс, каждый человек контактирует с коллегами — людьми со своими особенностями характера, темперамента, привычками и перепадами настроения. И многим людям это не мешает долгие годы работать вместе в одном коллективе. С низким уровнем эмоционального интеллекта это так же сложно, как и создать собственную семью, ужиться с другим человеком.

Гузаль Садыкова, коуч, консультант:

«К непостоянству и непредсказуемости современного мира может приспособиться только тот человек, который понимает себя, свои интересы, свои сильные и слабые стороны. Люди с развитым EQ более стрессоустойчивы, у них более высокий личностный потенциал и более быстрая адаптивность к меняющимся условиям».

Как низкий эмоциональный интеллект влияет на будущее ребёнка, объясняет психолог

Как избежать проблем

Любой человек постепенно привыкает к жизни в обществе и учится на своих ошибках. Но иногда эти ошибки стоят дорого: оставляют душевные травмы или мешают реализовать потенциал. 

Намного проще адаптироваться к новым социальным вызовам тем, кто как можно раньше начал развивать эмоциональный интеллект и другие гибкие навыки. Это поможет получать больше пользы и удовольствия от жизни уже в школе, а в дальнейшем мягче влиться в студенческую среду, в команду на работе и при желании открыть своё дело. 

Обладая высоким уровнем эмоционального интеллекта, легче справляться с трудностями, правильно выстраивать границы в общении со сверстниками и взрослыми, проще социализироваться в любом коллективе, и в итоге это позволяет добиться успеха в жизни.

Таким образом, не развивать эмоциональный интеллект в школе означает сузить возможности для успеха ребёнка. Конечно, такой путь мы не можем порекомендовать никому. Поэтому, по мнению редакции Журнала «ИнтернетУрок», развивать EI лучше всего с дошкольного, максимум с младшего школьного возраста. Для каждой возрастной группы у нас в ИнтернетУроке предусмотрены эксклюзивные онлайн-программы под руководством опытных педагогов и психологов.

Эмоциональный интеллект и
soft skills
Важные навыки для вашего ребёнка, которых нет в школьной программе
Шапка

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru