Назад
views 1 968
calendar 11 октября 2023

Как научить ребёнка управлять эмоциями и людьми. Круглый стол

Как научить ребёнка управлять эмоциями и людьми. Круглый стол
contents Оглавление
Свернутьarrow
Лайфхаки от предпринимателей и психологов, как развивать эмоциональное лидерство и использовать эти навыки максимально эффективно

Представим, что профессиональные навыки — это водород, управление эмоциями — кислород, а лидерство — живительная вода. Сколько бы человек ни развивал свои знания и профессиональные навыки, из одних таких «водородов» без «кислорода» химически не может сформироваться «вода». Проще говоря, невозможно стать успешным лидером без развитых навыков управления эмоциями. И мы сейчас не только про далёкое будущее и работу, но и про самое настоящее — про школьные годы. 

Кто такой эмоциональный лидер?

Нет, это не руководитель, который до слёз хохочет на совещаниях, картинно сметает со стола все бумаги в порыве ярости или ещё как-то ярко проявляет эмоции. И вообще, эмоциональное лидерство не только про карьеру. Эмоциональный лидер есть в любой компании: на прогулке, в школе и даже среди копающихся в песочнице трёхлетних детей. 

Вожак стаи

Эмоциональный лидер — это почти как вожак стаи, причём необязательно наделённый руководящими полномочиями. Это генератор вдохновения, к которому притягиваются одноклассники, коллеги и рандомные люди. 

Екатерина Тур, врач, психосоматолог, нейропсихолог:

«Эмоциональный лидер эффективно поддерживает и вдохновляет других. Такого человека отличает эмпатия — способность понимать и чувствовать эмоции. Эмоциональному лидеру свойственны позитивный настрой и способность вдохновлять на такой же подход других. Он действует и говорит уверенно и понятно, использует язык тела, голос и невербальную коммуникацию. Всё это помогает эмоциональному лидеру разрешать конфликты конструктивно и объяснять свои идеи».

Кто такой эмоциональный лидер 

Психологически сильная личность

Даже если ребёнка не выбирают старостой класса или во взрослой жизни он не становится генеральным директором компании, эмоциональное лидерство выгодно отличает его от других.

Чем эмоциональный лидер отличается от обычных людей, кроме управленческих успехов: 

  • адекватно реагирует на критику;

  • вовремя справляется с делами;

  • уверен в себе и своих силах.

Елена Голубева, конфликтолог, ментор, мама девятилетней дочери:

«Эмоционального лидера отличают устойчивость к внешнему влиянию, эмоциональный интеллект и чутьё, харизма, характер, умение объединять вокруг себя людей. 

Приведу пример из своего опыта. Моя дочь занимается балетом. При этом она, скажем так, не хрупкая. Другие девочки на балете не упускали возможности прокомментировать её внешность. Потом на занятия пришла девочка крупнее, чем моя дочь. Большинство начали высказываться в адрес обеих. Тогда моя дочь предложила новенькой объединиться. Сообща они стали эмоциональными лидерами в балетном классе. И эта ситуация не про мимолётный успех “на хайпе” — такая модель приводит к эмоциональному выгоранию. Это история о настоящем лидерстве».

Как защититься о травли

Эмоциональных лидеров также отличает поведение в момент форс-мажора. Они не поддаются панике и активно решают проблемы, причём не только когда ситуация опасна для них лично, но и при внешних угрозах всей команде.

Кто лидирует в школе? 

По идее, главный лидер в школе — это директор. Но по факту ученики его видят разве что на торжественных мероприятиях. Встречи тет-а-тет возможны, только если существенно проштрафиться. Дальше по иерархии право на эмоциональное лидерство у классных руководителей и других учителей. Но на практике школьными лидерами иногда становятся и некоторые школьники.  

Елена Голубева, конфликтолог, ментор:

«Любому сообществу нужен вожак — “эмоциональный лидер”. Это применимо и к директору, и к учителям, и к ученикам. И если учитель не является этим вожаком, им станет ребёнок. Если эмоциональный лидер — учитель, то эмоционально сильный ученик становится помощником учителя, его последователем».

Школьный лидер — это далеко не всегда отличник. Скорее, наоборот. Сравним с hard skills — профессиональными техническими навыками, на развитие которых многие бросают все силы. Для карьерного роста их не хватит. Руководитель, который идеально составляет сметы, но игнорирует эмоциональное состояние команды, так и останется начальником только в штатном расписании и должностных инструкциях, но не станет настоящим эмоциональным лидером своей команды. Так же и в школе. 

Николай Винидиктов, предприниматель, преподаватель: 

«Достижения в учёбе не добавляют авторитета в школе — отличники редко становятся образцами для подражания. Чаще лидерами становятся те, кто проявляют себя социально, эмоционально и физически. 

Есть тихие скрытые лидеры с эмоциональной эмпатией. Они не особо заметные, но всегда готовы выслушать, поддержать и помочь другим. А есть и другие лидеры — дети, активно выражающие свои эмоции. Они радуются ярко и огорчаются тоже ярко, однако не всегда могут быть сильны физически. Но эмоциональность делает их лидерами: они способны захватить эмоции окружающих. Такие дети оказывают сильное влияние на класс, его эффективность и обстановку в школе. Взрослым важно помочь избежать негативного влияния таких детей на коллектив. Любовь — мощный мотиватор. С её помощью можно воспитать из хулигана эмоционального лидера, главное — поддерживать постоянное общение и грамотно направлять ребёнка».

Школьный лидер: кто это

Что делает школьника эмоциональным лидером? 

Эмоциональное лидерство — это комплексный навык. Тренировать его — значит одновременно развивать несколько способностей. 

Александра Прокутина, педагог-психолог, преподаватель курсов по развитию эмоционального интеллекта и гибких навыков в ИнтернетУроке:

«Если вы услышали от воспитателя или учителя, что ваш ребёнок обладает лидерскими навыками, то речь об умении вести за собой других детей, организовывать игру, учебную или внеклассную деятельность. То есть лидерские качества касаются случаев, когда за вашим ребёнком следуют сверстники, прислушиваются к нему. Здесь важно сочетание нескольких способностей и качеств:

  • уверенность в себе; 

  • адекватная самооценка; 

  • умение понимать себя и причины своих эмоций, или самоосознание;

  • умение мотивировать других на достижение общей цели (будь то игра, поход в кино или общий проект по биологии);

  • умение контролировать способ выражения своих эмоций, или саморегуляция;

  • понимание эмоций, чувств и мотивов поведения других людей, то есть эмпатия;

  • искусство поддерживать отношения и умение избегать или предотвращать неконструктивные конфликты и споры. 

Все эти составляющие — элементы эмоционального интеллекта». 

Как стать эмоциональным лидером

В каком возрасте нужно начинать развивать ребёнка как эмоционального лидера? 

Сегодня популярны курсы развития эмоционального лидерства для руководителей. Конечно, учиться никогда не поздно. Однако намного эффективнее развивать качества лидера ещё до школы или хотя бы в школьном возрасте. 

Регина Аблямитова, психолог:

«Я искренне восхищаюсь родителями, которые с самого раннего возраста знакомят детей с миром эмоций — например, в 3 года. Представим, ребёнок начинает плакать. Хорошо, когда родители умеют отзеркалить состояние ребёнка: “Похоже, ты сейчас злишься. Я тебя понимаю. Мне бы тоже было неприятно, если бы мою игрушку у меня отняли”. Так ребёнок получает важную информацию: эмоция — это реакция на событие. Ещё родитель помогает ребёнку понять, что именно сейчас ребёнок чувствует, как это ощущение называется: “ты злишься”, “ты расстроен”, “тебе обидно”. Благодаря такому отзеркаливанию дети учатся лучше понимать свои эмоции, а в дальнейшем будут учиться контролировать своё поведение».

Как воспитать эмоционального лидера с детства

Как развивать эмоциональный интеллект

После 3 лет рационально постепенно добавлять в общение игровые элементы, которые будут развивать навыки и качества эмоционального лидера. Такие упражнения-игры подписчикам ИнтернетУрока предложила психолог и игротерапевт Марина Багаева. Их она успешно практиковала со своим сыном.

Игровые упражнения, чтобы воспитать эмоционального лидера:

  • «Что они чувствуют?» Во время чтения книг или после просмотра мультфильмов спрашиваем ребёнка, какие эмоции испытывают герои: почему радуются, печалятся или злятся. Обращаем внимание, как именно герои выражают эмоции, как справляются с ними. Спрашиваем, как ещё можно было бы выразить те же самые эмоции без вреда для других людей. 

  • «Угадай эмоцию». Показываем эмоцию и просим ребёнка угадать её. Затем меняемся ролями. Это также укрепляет эмоциональную связь ребёнка и родителя. Дальше можно попросить ребёнка не только угадать эмоцию, но и повторить её. 

  • «Назови свои чувства». В конце дня спрашиваем, какие эмоции ребёнок испытывал: что его порадовало, чему он удивился, почему огорчился. Через эти вопросы учим ребёнка понимать свои чувства и рассказывать о них. 

Регина Аблямитова, психолог:

«Важно не навязывать ребёнку опасную мысль, что некоторые эмоции неуместны. Помните, как воспитывали наше поколение и многие до него? Мальчиков убеждали, что нельзя ничего бояться, а девочкам — что нужно быть удобными. Гораздо больше шансов на лидерство у детей, которым родители или психологи объяснили, что все их эмоции важны, но полезно ими управлять. Дальше рекомендую научить ребёнка понимать свои эмоции и потребности, которые за ними стоят. Это поможет разбираться в эмоциях других людей и стать эмоциональным лидером».

Подобные упражнения подготавливают базу и знакомят ребёнка с миром эмоций. А после 6 лет самое время переходить к систематизированным занятиям с профессионалами. 

Александра Прокутина, педагог-психолог, преподаватель курсов эмоционального интеллекта в ИнтернетУроке:

«На нашем курсе “Эмоциональный интеллект и soft skills для детей 6–16 лет” мы делаем акцент на каждом составляющем эмоционального лидерства, постепенно формируя лидерские навыки. Наш курс начинается с исследования самого себя, своих эмоций. В игровой форме мы “путешествуем” по разным эмоциям, тем самым изучая самих себя. Именно с этого начинает формироваться один из пяти элементов эмоционального интеллекта — cамоосознание. Остальные 4 элемента эмоционального интеллекта — мотивация, саморегуляция, эмпатия и умение поддерживать отношения — также формируем в процессе обучения. Курс не может не принести пользу каждому ребёнку, но каждый придёт к своему результату».

Эмоциональный интеллект и
soft skills
Важные навыки для вашего ребёнка, которых нет в школьной программе
Шапка

Кем становятся эмоциональные лидеры? 

В университете и после него навыки эмоционального лидера нужны всё больше. Особенно в профессиях, которые предполагают общение с людьми. 

Мария Фруштатова, руководитель социального проекта:

«На первом месте развитие эмоционального интеллекта стоит у руководителей любого ранга. Умение подключить или отключить свои эмоции в разных ситуациях, знание, как выстраивать общение с каждым, — это жизненно важные навыки для успешного управления коллективом. Также важно развивать эмоциональный интеллект всем специалистам, которые работают с людьми».

Эмоциональные лидеры: какие профессии подходят

Руководители

В XX веке некоторые руководители ещё заставляли работать через страх и принуждение на манер рабовладельцев. Однако сегодня метод кнута устарел и нежизнеспособен. Сильные лидеры создают вдохновляющую атмосферу в команде с семейным или дружеским отношением, где каждый ощущает свою значимость и сопричастность общему делу. В этих условиях сотрудники чувствуют себя защищённо, раскрывают потенциал, достигают индивидуальных и командных целей.

  • 85 % достижений руководителей зависит от их навыка управлять эмоциями, выяснили исследователи Гарвардского университета в работе The Soft Skills Disconnect.

  • 67 % управленческих метакачеств и навыков невозможны без эмоционального интеллекта, согласно исследованиям консалтинговой компании Hay/McBer.

  • 58 % сотрудников считают характер своего начальника главной проблемой в работе, заключили социологи в исследовании SixSeconds..

Лидер с низким EI продавливает своё мнение, плодит бюрократию, фанатично отслеживает дисциплину и упивается микроменеджментом, маниакально перепроверяя каждый шаг команды. Именно такие люди устраивают «публичные порки» — отчитывают сотрудников при команде и практикуют «чайка-менеджмент»:  кричат и исчезают, оставив команду разбираться с устроенным бардаком. Именно таких управленцев называют в среднем роде «руководством». А «руководство» полезно разве что тогда, когда компания на грани банкротства и нужно срочно сократить штат. Здоровым, успешным и развивающимся компаниям нужны руководители с развитыми навыками эмоционального лидерства. 

Специалисты помогающих профессий 

Это учителя, психологи, тренеры, менторы, эйчары, юристы, продавцы, спасатели, медсёстры, банковские и социальные работники. Казалось бы, помогающие — это не руководящие должности, но каждому из этих специалистов важно быть эмоциональным лидером в общении с учениками и покупателями услуг. Эмоциональное лидерство помогает им понять чувства и задачи клиента, разобраться с запросом и подобрать индивидуальные решения. Без эмпатии это будет холодный, клишированный диалог, и к такому специалисту не захочется вернуться. 

articlePreviewImage
Адвокат для робота, компьютерный лингвист, тренер по фитнесу для мозга и другие профессии будущего
Новые специальности, которые будут востребованы в 2033 году.

Творцы

Успешные блогеры, журналисты, ведущие, маркетологи, музыканты, амбассадоры и другие представители креативного класса — это тоже эмоциональные лидеры. Им приходится понимать эмоции широких аудиторий и решать задачи через сложные коммуникационные кампании. Без навыков эмоционального лидерства такие кампании не попадают в запросы аудитории и обычно не приносят результата. 

Фрилансеры 

Свободные художники зарабатывают больше, если владеют навыками эмоционального лидерства. Они быстрее и точнее вникают в задачи и запросы заказчиков, выгодно подают свои навыки и виртуозны в нетворкинге. Без навыков эмоционального лидерства фрилансеры часто работают по шаблону, не умеют отфильтровать достижения и проекты под конкретный заказ, не разбираются в целях и задачах заказчиков, стоят в сторонке на профильных конференциях и в целом выбирают замкнутость, которая не способствует росту дохода. 

И это только главные направления. На самом деле, в любой профессии навыки эмоционального лидерства помогают завоевать доверие в команде и быстрее расти по карьерной лестнице — хоть вертикально, хоть горизонтально. Ведь эмоциональные лидеры — это магниты, за которыми хочется следовать и всячески им помогать. 

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru