Назад
views 1 934
calendar 10 июля 2023

Как научить ребёнка говорить: лайфхаки экспертов

Как научить ребёнка говорить: лайфхаки экспертов
contents Оглавление
Свернутьarrow
Нормативы и приёмы для детей разных возрастов

В этой статье обсудим этапы развития речи и приёмы, помогающие научить ребёнка говорить. Вы узнаете, как обычно развивается речь детей в разном возрасте и какие маркеры говорят, что стоит обратиться к специалисту. А ещё нестандартный вариант, который может помочь ускорить развитие речи как дополнительная опция к логопеду. 

Когда дети начинают говорить  

Интересно, что, прежде чем заговорить по-взрослому, дети вначале лепечут и воркуют, играя со звуком. Рассмотрим главные этапы развития речи в разном возрасте. Сразу предупреждаем: если у вас не так, то не стоит паниковать. Бывает, дети не говорят и до 4 лет, а потом успешно развиваются. Среди них нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн. То есть нормы ниже мы приводим для общего ознакомления, как в целом развиваются другие дети.  

3 месяца 

Малыш слушает голоса вокруг. Он может поворачиваться, улыбаться, строить гримасы. К концу первого этапа речевого развития он начинает «ворковать», то есть произносить звуки нараспев. Он уже распознаёт родительский голос и по-разному кричит в зависимости от того, что просит.

6 месяцев 

Ребёнок направляет взгляд в сторону звуков, интересуется музыкой и игрушками, которые издают звук. Активно произносит случайные слоги по типу «ба-ба-ба» или «да-да». Часто родители интерпретируют это как произнесение первых слов, например «ма-па». Но до первых слов ещё рано. 

9 месяцев 

Дети используют широкий диапазон согласных звуков и тембров голоса. Они могут произнести «нет» или «пока-пока», осознавая значение этих простейших слов.

Год

Дети в этом возрасте повторяют слова и звуки, произносят долгожданные целые слова, такие как «мама» и «папа». Тогда они начинают понимать и распознавать родителей, а также их простейшие просьбы: «Пожалуйста, отпусти это», «Не клади игрушку на стол». 

18 месяцев 

Малыши произносят простые слова, указывают на людей, предметы и части тела. Они пытаются повторить за взрослыми слова или звуки, например последнее услышанное в предложении. При этом нормальным считается, если при разговоре малыш пропускает окончания или, наоборот, начала слов. Например, он может сказать «око» вместо «яблоко» или «сли» вместо «слива». В этом возрасте ребёнок уже может произнести не менее 10 слов.

2 года

От ребёнка уже можно услышать короткие фразы из 2–3 слов, такие как «Папуля, привет» или «Мне яблоко». Важно, чтобы к этому времени малыш знал от 50 до 100 слов — их он сможет комбинировать, образуя простые фразы. Кроме того, в 24 месяца дети узнают, что словами можно называть не только конкретные предметы (например, их любимую чашку в горошек), но и абстрактные группы, например всё множество чашек в мире. В этом возрасте они уже произносят простые фразы, например: «Ещё молока». И задают короткие вопросы до двух слов, например: «Пока-пока?» Ребёнок уже говорит так, что можно понять не менее 75 % из того, что он произносит.

3 года

Ребёнок вступает в фазу активного расширения словарного запаса. С каждым днём он учится новому. В его арсенале уже больше 200 слов. Он общается более разборчиво и составляет предложения из 3–4 слов.  В этом возрасте наступает первый кризис. Подробнее о детских кризисах поговорим на вебинарах «ИнтернетУрок».

articlePreviewImage
Не проглядите: первые три года жизни ребёнка – это самая главная школа
Жизнь родителей на глазах детей – это как мазок художника по холсту, где каждый отдельный штрих, казалось бы, особого смысла не несёт, но все вместе они определяют жизнь.

4 года 

Ребёнок излагает мысли с помощью предлогов, наречий и прилагательных. В его активном словарном запасе 3–4 тысячи слов. Допустимо, если при этом он иногда неправильно произносит звук «р», шипящие и сонорные.

5–6 лет

Ребёнок может пересказать небольшой текст, прочитать с выражением и интонацией маленькое по объёму стихотворение, рассказать истории из своей жизни. К этому возрасту он распознаёт слова, начинающиеся на один и тот же звук или рифмующиеся между собой. Знает свыше 5 тысяч слов.

articlePreviewImage
Будущим первоклассникам: что важно успеть за месяц до школы
Вызовы кризиса 7 лет и подсказки, как подготовить к школе будущих первоклассников

Когда нужна помощь специалистов

Если ребёнок отстаёт от норм, это не повод ставить на нём (и на себе) крест. Есть смысл показать его логопеду. А может, и двум-трём специалистам, чтобы собрать разные мнения. Это важно, чтобы перестраховаться и не упустить момент в случае, если необходимо лечение. Но, подчёркиваем, сам факт отставания от норм — это не приговор, а повод посетить логопедов. 

При каких нарушениях речи стоит обратиться к логопеду

Возраст

Маркер задержки речи у ребёнка

12 месяцев

● Не использует жесты

● Не реагирует на своё имя

● Не обращается за помощью 

15 месяцев

● Не реагирует на простейшие слова

● Не произносит ни одного слова

● Не указывает на предметы или картинки, когда его спрашивают

● Не указывает на предметы, которые его заинтересовали

18 месяцев

● Имитирует звуки с трудом

● Не понимает простые просьбы

● Не понимает простых команд, таких как «Не трогать»

● Не использует даже 20 простых слов, таких как «мамочка», «солнышко»

● Не может указать на две или три основные части тела

24 месяца

● Произносит менее 100 слов

● Не может соединить два слова в простое словосочетание

● Не копирует родительские слова

● Способен имитировать речь, но не произносит слова и фразы самостоятельно

● Не выполняет простые просьбы

● Говорит хрипловатым или гнусавым тембром голоса

30 месяцев

● Произносит менее 300 слов

● Не использует слова, указывающие на действия по типу «беги»

● Строит фразы с неправильным порядком слов

3–4 года

● Не задаёт вопросы

● Не строит предложения

● Не может рассказать простую историю

 

Кроме логопеда, помочь ребёнку наверстать развитие речи может ещё один специалист. Обращаем внимание: он не заменит логопеда, но подойдёт в качестве дополнительной меры. Подробнее подписчикам Журнала «ИнтернетУрок» об этом рассказывает создатель собственной методики коррекции речи.

Мария Куприянова, педагог по вокалу, эксперт Федерации педагогов вокального искусства Российской Федерации: 

«В развитии речи может помочь вокал. Во время пения речь становится более плавной, последовательной, дыхание выравнивается, речевые зажимы исчезают. Для некоторых детей именно вокал становится мощным мотиватором для формирования речи».

И ещё один полезный способ. Гармонично развить речь перед школой поможет курс для дошкольников «Развитие речи». Так ребёнок вместе с наставником и анимированными героями-проводниками научится красиво и правильно говорить, а также разовьёт и другие необходимые навыки в формате квеста.

Какие способы развития речи работают

Помимо помощи специалистов, можно проводить домашние тренировки. Они помогут ребёнку заговорить быстрее. Главный принцип — больше разговаривать самим, а не приучать малыша к частому просмотру телепередач и играм на планшете. 

Ирина Степанова, методист направления «Дошкола» дистанционной школы «ИнтернетУрок»:

«Действенные способы научить детей говорить — пока ещё в компетенциях родителей и логопедов, а не роботов. Мультфильмы и игры не учат ребёнка говорить, потому что ребёнок не видит, как образуется речь. Для него это просто поток звуков. Чтобы начать говорить, нужно видеть, как работают органы речи. Это включает механизмы подражания».

Разговоры обо всём на свете

Правильно и быстро заговорить у детей получается, когда они слышат разнообразную речь. Именно поэтому разговариваем с ребёнком обо всём, о чём думаем: рассказываем о своих бытовых делах, будь то смена подгузника или приготовление ужина, об успехах на работе, о действиях самого малыша. Комментируем то, как он играет. 

Называем окружающие малыша предметы, даже если он не пытается ответить, не понимает некоторых сложных слов. Этот метод особенно важен на уровне нейрофизиологии.

Важно! После сказанных фраз делаем короткие паузы и внимательно смотрим на реакцию, как бы приглашая малыша к разговору или ответу.

articlePreviewImage
5 навыков дошкольников, которые точно пригодятся в школе
Чтение и устный счёт не панацея. Разбираемся, какие навыки развить у ребёнка, чтобы учебный процесс давался легко и приносил удовольствие.

Повторюшка

Просим малыша повторять. Сначала это могут быть простые звуки: мычание коровы, мяуканье кошки и падение мяча. Дальше усложняем задачу, называя предметы верно. Такое упражнение полезно выполнять каждый день.

Взрослое замедление

Говорим слова медленно, но взрослым голосом и тоном. Так процесс перехода со слогов на слова произойдёт быстрее. Кроме того, малыш будет воспринимать взрослую речь должным образом.

Истории про любимок

Для начала узнаём, что интересует и увлекает ребёнка. А дальше часто и много обсуждаем любимую игрушку, чашку, животных, птиц, полюбившихся персонажей. Придумываем истории и вовлекаем в процесс ребёнка, помогая ему разговориться.

Смешные персонажи

Чаще играем с ребёнком, изображая смешных персонажей, например рассердившегося мишку или задиристого гуся. По мнению детских психологов, язык возникает, когда дети действительно вовлечены в игру и испытывают сильные эмоции.

Песни 

Даём малышу слушать детские песни и поём их, сопровождая яркой жестикуляцией. Так он сможет «выхватить» из специально адаптированных под детское понимание сказочных контекстов понравившиеся фразы. А наши жесты и мимика помогут ему их запомнить.

back
Подпишитесь на нашу рассылку

Чтение вслух

Читаем ребёнку вслух каждый день. Предлагайте ребёнку красочные книги. Бумажные полезнее цифровых: они расширяют ещё и сенсорный опыт. 

И очевидное. Поощряем и мотивируем детский разговор эмоциональной поддержкой и заинтересованностью.

articlePreviewImage
Как научить ребёнка читать
Подсказываем, в каком возрасте полезно учить ребёнка читать: какие инструменты в этом полезны, а какие — не очень.

Какие ещё рекомендации помогут научить ребёнка говорить 

Научить ребёнка говорить не так уж сложно, если уделять этому вопросу достаточно внимания. И в младенческом, и в дошкольном возрасте ребёнка помним, что родители — образец для подражания. От того, насколько правильно мы общаемся друг с другом, зависит и формирование речевого интеллекта ребёнка. 

Юлианна Шкурина, логопед «ИнтернетУрока»:

«Старайтесь больше общаться со своими детьми. Посетите интересную выставку, театр, зоопарк. Обменяйтесь впечатлениями. Обязательно поинтересуйтесь, что понравилось, а что нет и почему. На даче, дома поиграйте в настольные игры. Даже самая простая ходилка поможет быстро выучить алфавит, расширит кругозор и коммуникативные навыки». 

Опасно постоянно исправлять детей и ругать их за неверно произнесённые звуки. Гораздо комфортнее будет показать маленькому оратору, что мы готовы его выслушать, тем самым взращивая в нём навык активного слушания. Так у ребёнка возникнет желание не только правильно говорить, но и читать книги. И это обязательно пригодится при подготовке к школе. 

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru