Нарушения речи у детей
Нарушения речи у детей в возрасте до 12 лет стали встречаться вдвое чаще на фоне пандемии COVID-19, особенно среди младенцев до двух лет. Такие выводы в исследовании «Громче слов: количество расстройств речи резко возросло во время пандемии» опубликовала Komodo Health — компания, которая специализируется на медицинских данных.
В этой статье логопеды и дефектологи объясняют симптомы и причины задержки речевого развития у детей. А также подсказывают, как проводить профилактику расстройств речи и чем помочь ребёнку, у которого подтвердилось речевое нарушение.
Откуда берутся речевые расстройства
Обсудим наиболее распространённые причины нарушения речи у детей. Но начнём с хорошей новости из исследования Анджелы Т. Морган «Генетическая архитектура детского речевого расстройства»:
Не связанные с генетикой нарушения речи поддаются корректировке — к 7 годам многих детей можно вылечить.
Социально-психологические факторы
Если ребёнок разговаривает с дефектами, это не значит, что он серьёзно болен. Отсутствие общения и стеснительный характер тоже могут затормаживать развитие речевого навыка.
Ребёнок способен произнести только то, что восприняло его ухо, — эту гипотезу доказал французский врач-отоларинголог Альфред Томатис. Результаты исследований он отразил в научных работах «Сознательное ухо: моя жизнь. Трансформация через слушание» и «Эпоха языка».
Словарный запас и качество детской речи зависят от того, как ребёнок вовлечён в беседы. Речевые нарушения чаще встречаются у тех, кто пассивно наблюдает за разговором взрослых, и реже — у тех, кто пытается участвовать в беседе. Это выяснили учёные из Массачусетского технологического института во главе с Джоном Габриэли в научной работе «За пределами пробела в 30 миллионов слов: разговорная активность детей связана с языковой функцией мозга».
Генетика
Нарушения речи передаются по наследству. Если у ребёнка есть генетическая предрасположенность к речевым нарушениям, он с большой вероятностью — но не наверняка — столкнётся с той же проблемой, что и у его родных.
Причиной серьёзных нарушений может стать ген FOXP2. Он может вызывать апраксию — нейропсихологическое расстройство, в результате которого нарушается нормальное произношение и построение речи. Причина кроется в патологических нарушениях функций головного мозга: ребёнок хочет произнести фразу, но движения его артикуляционной мускулатуры не скоординированы.
В работе Анджелы Т. Морган исследовали три поколения семей с детской апраксией речи. Нарушение чаще встречалось в семьях, у которых обнаружили ген FOXP2. А кроме него генетики открыли уже свыше 30 таких опасных генов.
Заболевания
На развитие речи влияет и состояние здоровье. Для формирования речи особую опасность во время внутриутробного развития и родов представляют патогенные факторы: гипоксия плода, родовые травмы. Значимы и первые месяцы жизни после рождения.
В значениях расстройств разбираемся дальше. Пока что важно понять, что нарушения речи нередко связаны с другими проблемами со здоровьем.
Задержка в развитии
Отдельно отметим состояние, когда ребёнок отстаёт от сверстников в одной или нескольких областях эмоционального, умственного или физического развития. Один из его вариантов — когда запаздывает речь.
Задержка в развитии отличается от генетических нарушений тем, что не настолько серьёзна и со временем ребёнок навёрстывает упущенное. Однако генетика также играет здесь значимую роль.
Физические аномалии
Голосовые расстройства, или дисфонии, нередко возникают, когда структуры гортани, включая голосовые связки, функционируют вопреки биомеханике. Это случается из-за их разрастания, аллергии и инфекций. Об этом пишет Пол Н. Кардинг в работе «Распространённость детской дисфонии: перекрёстное исследование».
Так называемая «заячья губа» в 40 % случаев запускает ринолалию, нарушение тембра голоса и звукопроизношения из-за патологии механизма нёбно-глоточного смыкания, если верить научной статье «Особенности речевых нарушений у детей при врождённой расщелине губы и нёба» психолога Елены Васильевой.
Апраксию всё чаще связывают с сопутствующими заболеваниями нервного развития, что снова красноречиво указывает на связь с генетикой. Апраксия обычно сопровождается двигательными и когнитивными нарушениями, синдромом дефицита внимания вкупе с гиперактивностью, судорогами и расстройствами аутистического спектра.
Разновидности нарушений речи
Отклонения, из-за которых ребёнок не может внятно и комфортно излагать свои мысли, классификация Американской ассоциации речи, языка и слуха (ASHA) делит на две категории: речевые и языковые. Разделение основано на нарушенных функциях.
Речевые расстройства включают следующие виды отклонений:
-
детская апраксия речи — ребёнку трудно делать точные движения при разговоре из-за неспособности мозга координировать движения;
-
дизартрия — расстройство произношения, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата;
-
орофациальные миофункциональные расстройства — физические проблемы полости рта, которые препятствуют нормальному развитию речи;
-
нарушения речевого звука — дефекты произношения;
-
заикание;
-
проблемы с голосом.
Языковые расстройства включают:
-
нарушения разговорной речи;
-
нарушение обучаемости (чтению, правописанию и письму);
-
селективный мутизм — неспособность разговаривать в особых социальных ситуациях, когда человеку предстоит выступить, произнести речь, высказаться.
В России используют клинико-педагогическую классификацию речевых нарушений, разработкой которой занимались Ольга Правдина, Борис Гриншпун, Михаил Хватцев, Сергей Ляпидевский и Фёдор Рау. В отличие от американской, она основана на причинах и проявлениях расстройств речи.
Психолого-педагогическая классификация опирается на симптомы. В ней принято разделять:
1. Нарушения средств общения.
-
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
-
Общее недоразвитие речи (ОНР), алалия, афазия.
2. Нарушения применения средств общения.
-
Заикание.
Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации дополняют друг друга, поэтому их нередко применяют в паре, чтобы диагностировать и лечить нарушения речи у детей.
Симптомы задержки речевого развития у детей
Признаки речевых нарушений у детей разнообразны, но их возможно вовремя распознать, опираясь на норму речевого развития в разных возрастных группах.
«Вовремя» в данном случае означает как можно раньше. Регулирующая функция речи у дошкольников складывается к 4–5 годам, но интенсивный процесс формирования идёт с 12 месяцев до 3 лет. Поэтому, если выявить трудности к 6 годам, изменить паттерны речи у детей с нарушением речи на нейроуровне будет сложно.
Обычно родители замечают речевые отклонения, когда ребёнок допускает ошибки в произношении или путает буквы. Или же когда заметна ограниченность словарного запаса и дошкольнику трудно запоминать новую лексику. Также он может не понимать, о чём его просят, и злиться, если при общении ему не удаётся выразить свою мысль.
Марианна Никитина, педагог и психолог:
«Задержка речевого развития (ЗРР) у детей может проявляться в виде различных симптомов:
Позднее начало лепета и первых слов. Дети с ЗРР могут начать лепетать и произносить первые слова позже, чем их сверстники. В норме к 9 месяцам у ребёнка должен появиться лепет из одинаковых слогов.
Ограниченный словарный запас. В норме к одному году ребёнок произносит до 10 слов, понятных ему и родителям («ам-ам», «бах»). К двум годам словарный запас достигает 50–100 слов. К трём годам ребёнок может составить связный рассказ из нескольких предложений.
Проблемы с пониманием речи. Дети могут не понимать простых инструкций или вопросов. В норме в возрасте от 1 до 2 лет ребёнок выполняет простые просьбы взрослого («где носик?», «найди и подай мне куклу»).
Трудности с произношением звуков. Дети могут неправильно произносить звуки или иметь проблемы с артикуляцией (шепелявость, замена одних звуков другими).
Отсутствие фразовой речи. Дети с ЗРР могут не использовать фразы или предложения для общения, ограничиваясь отдельными словами. К концу второго года жизни у ребёнка должны присутствовать фразы из 2–3 слов («дай пить», «папа бай»)
Замедленное развитие навыков чтения и письма. Если задержку речевого развития не скорректировать вовремя, это может повлиять на способность к чтению и письму в будущем».
Родителям стоит обратиться к педиатру, если обнаружат подобные симптомы.
К 4 годам речь большинства детей становится разборчивой, а это означает, что незнакомцы понимают их в 50 % случаев. Если в этом возрасте речь ребёнка неразборчива, это может быть симптомом задержки речи.
Диагностика речи детей
Врачи могут диагностировать речевые нарушения у ребёнка, когда он ещё не выписан из родильного дома. Такая ранняя диагностика крайне важна — пластичность нервной системы у ребёнка с возрастом снижается. И на позднем этапе логопедам совместно с другими специалистами становится тяжелее корректировать речевую функцию.
В младенчестве детские доктора обращают внимание на специфические признаки: от первого крика до набора веса. В двигательной сфере может оказаться нарушена зрительно-моторная координация, снижен общий мышечный тонус и могут наблюдаться трудности в манипулятивной деятельности, то есть в управлении предметами: взять, положить, бросить.
Оценивая развитие артикуляционного аппарата, медики осматривают форму твёрдого нёба, нижнюю челюсть, размер языка, подъязычную связку, тестируют мимическую мускулатуру и мышцы языка и губ, слушают голос, его динамику и тембр, а также дыхание
Кроме того, диагностика оценивает и взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Смотрят, как он устанавливает зрительный контакт, какие эмоции чаще испытывает, проявляет ли интерес к людям и предметам.
После выписки из родильного дома младенца осматривает педиатр по месту прописки. Если подозрения акушеров подтверждаются дополнительными симптомами, педиатр направляет маму с малышом к соответствующему специалисту, например детскому логопеду, отоларингологу, психиатру или неврологу.
Логопед проверяет непосредственно речевые навыки ребёнка: соответствуют ли они возрастной норме.
Дошкольников 5–6 лет чаще обследуют по алгоритму:
- Общая осведомлённость.
- Понимание обращённой речи (импрессивная речь).
- Общее звучание речи.
- Артикуляционная моторика.
- Звукопроизношение.
- Слоговая структура слов.
- Фонематический слух.
- Языковой анализ и синтез.
- Грамматический строй речи.
- Лексика.
- Словообразование.
- Связная речь.
Отоларинголог проводит слуховые тесты в составе аудиометрического исследования, где измеряет:
- громкость речи;
- зависимость понимания речи от громкости услышанного;
- речевую и тональную аудиометрию.
Психиатр предлагает маленькому пациенту пройти модификацию скрининга на аутизм M-CHAT-R и тесты на интеллектуальную недостаточность, а также оценивает его действия и реакции по шкалам психологического развития.
Невролог пытается выяснить, есть ли у ребёнка двигательные расстройства, нарушена ли закладка зон мозга в период внутриутробного развития.
Постоянная диагностика проводится в дошкольный период — при поступлении в детский сад, а также в школьный период — в начале, середине и конце учебного года.
Елена Чернышкова, дефектолог, основатель логопедического центра «ПроРечь»:
«Разберём две самые распространённые речевые патологии, совершенно разные по времени коррекции и прогнозу: задержку речевого развития (ЗРР) и общее недоразвитие речи (ОНР).
При ЗРР ребёнок говорит, но с небольшим по времени запаздыванием от возрастной нормы. Лечить юных пациентов нужно в формате игры, и не каждый логопед к этому готов. Нередко родителям советуют подождать до пяти лет: “Может, ребёнок сам разговорится”. Иногда это действительно так и происходит: в 3,5–4 года у ребёнка случается “речевой прорыв” и он начинает много говорить. Но это конкретно в случае ЗРР.
Другое дело — дети с ОНР. Часто они не могут произнести даже простых фраз. Ситуацию усугубляют родители, которые пытаются подкупами, просьбами, слезами и приказами заставить ребёнка заговорить. Однако при тяжёлом нарушении речи человек не говорит не потому, что он ленив, а потому, что в его головном мозге нарушена связь между словом и обозначающим его предметом. Ребёнок с ОНР не может представить слово как целое, состоящее из отдельных звуков и слогов. Не может и повторить его ввиду крайне слабой или вовсе несформированной моторной программы, позволяющей переключаться со слога на слог, со звука на звук.
Отличить ОНР от темповой ЗРР часто (но не всегда) помогает анамнез: ОНР нередко предшествуют тяжёлые роды, наследственность, травмы, инфекции. Речевое развитие ребёнка с ОНР грубо задерживается в сравнении с ребёнком с темповой ЗРР.
Ждать, что ребёнок с ОНР разговорится сам, — не самая хорошая идея. Часто без специальной помощи логопеда такие нарушения самостоятельно не исправляются. В нашей логопедической практике мы часто встречаем детей с ОНР 1-го уровня (отсутствием речи) даже в 4- и 5-летнем возрасте. При этом самый благоприятный период для становления и формирования речи — до 7 лет. После этого возраста головной мозг ребёнка постепенно теряет свою пластичность в зонах, ответственных за речь.
При общем недоразвитии речи основной специалист — логопед. Если же у ребёнка нарушен слух или интеллект, есть подозрение на наличие расстройства аутистического спектра, помощью одного логопеда здесь не обойтись. Если это необходимо, к работе подключаются дефектолог, сурдопедагог, олигофренопедагог».
Профилактика речевых нарушений
При подозрении на речевые нарушения у детей необходимо проконсультироваться со специалистом. Он порекомендует стратегии, которые лучше всего подойдут для решения конкретной проблемы, и разобьёт их на выполнимые шаги, которые не покажутся утомительными ни для взрослых, ни для ребёнка. Самостоятельно лечить нарушение речи у детей крайне опасно.
Случаи речевых расстройств, как и их причины, разнообразны. Иногда родителям рекомендуют медикаментозное лечение (например, для улучшения работы нейронов и стимуляции речевых зон). Порой врачи видят необходимость в полноценной программе реабилитации, включая ЛФК и физиотерапию. Некоторым детям бывает достаточно пройти несколько циклов логопедических занятий. А кому-то требуется ещё и нейропсихолог.
Каким бы ни был анамнез, нелишним будет придерживаться общих основных рекомендаций по развитию устных навыков.
Язык жестов
Прежде чем приступать к разучиванию слов, стоит обучить ребёнка простому языку жестов. А после этого можно сосредоточиться на элементарных словах, таких как «мама», «папа», «спасибо» и «пожалуйста».
Тренировки без вымучивания сложных звуков
Если ребёнку трудно произносить конкретный звук в составе слова, например «ф», вместо того чтобы заставлять его повторять до победного, просто включите звук в слоги и предложите поупражняться, начав с них. Так, вместо «ф-ф-ф» стоит отрабатывать сначала «фи-фи-фи» и «фа-фа-фа».
Геймификация
Важно привнести в тренировку элементы игры. Можно дарить дошкольнику жетоны или бумажные надписи с приятными фразами вроде «Ты самый лучший!», «У тебя всё получится!».
В начале формирования навыка полезно играть с ребёнком несколько раз в день по 30–40 минут и при этом использовать простой язык, не перегружая малыша новыми для него фразами. Например, можно сказать: «Быстрая машина», «Синий кролик», «Возьми мяч», «Посчитай жетоны».
Похвала
Рекомендуем хвалить ребёнка за то, что он умеет. Даже за маленькие успехи, например сбор игрушек в корзину.
Помещение без лишнего шума
Полезно свести к минимуму фоновый шум и отвлекающие факторы во время занятий с ребёнком. Исследования показывают, что слишком частый просмотр телевизора или роликов в сети может вызывать задержку речевого развития. Так бывает, если родители перестают активно разговаривать с детьми. А для обучения ребёнку ценнее вовлечённое слушание живых собеседников, нежели присутствие виртуальных «говорящих голов».
Соломинки
Логопеды рекомендуют родителям выполнять с детьми простые и увлекательные упражнения. Если вы будете чаще предлагать детям пить через соломинку или дуть через неё, это поможет им развить мышечную силу губ и артикуляционного аппарата. Так можно постепенно добиться чёткости речи. Один из вариантов придать тренировке задор — взять мяч для пинг-понга и попросить всасывать через него воздух так, чтобы мяч удерживался на конце соломинки.
Через соломинки также можно дуть на ватные шарики. А если вы купите изогнутые соломинки, удастся задействовать бóльшие мышечную координацию и силу.
Чтение
Чтение захватывающей книги с интересным сюжетом и неожиданным финалом позволит ребёнку развивать навык слушания. И даже если малышу рано читать слова самому, можно помочь ему запомнить контекст и укрепить речевые компетенции. Для этого важно высказать собственное мнение о сюжете и героях.
Образование детей с нарушениями речи
Запущенные нарушения в речи у ребёнка приводят к необходимости выбирать детский сад и школу с учётом его особенностей.
Потребности детей с нарушениями речи
Основная цель обучения детей с нарушениями речевого развития — помочь им овладеть навыками коммуникации и адаптировать их для жизни в социуме. Для этого педагогам необходимо учитывать особые образовательные потребности детей с расстройствами речи. А таких потребностей немало.
При обучении детей с нарушениями речи необходимо:
-
сформировать у ребёнка социальную компетентность и научить его всем формам коммуникации (как устной, так и письменной);
-
развить все компоненты речи;
-
целенаправленно сформировать языковую программу устного высказывания;
-
развить навыки лексического наполнения и грамматического конструирования;
-
правильно преподнести знания о сложных предложно-падежных конструкциях;
-
упорнее работать над связной диалогической и монологической речью;
-
фокусироваться на одной теме, а не чередовать, например, разные параграфы в течение урока;
-
поддерживать здоровьесберегающий режим;
-
вовлекать в коррекционно-развивающую работу семью, чтобы домашняя атмосфера ускоряла освоение материала.
Особенности учёбы
Дети, которые учатся в группах компенсирующей направленности, так же, как и школьники без серьёзных речевых нарушений, приступают к обучению в сентябре и заканчивают учиться в конце мая. Однако в сравнении со школьниками классических школ их учебный год негласно делится на три периода:
-
I часть — сентябрь, октябрь, ноябрь;
-
II часть — декабрь, январь, февраль;
-
III часть — март, апрель, май.
Сделано это для удобства работы педагогов. Начало сентября посвящают анализу нарушений и навыков, диагностике и тестированию, сбору анамнеза, психолого-медико-педагогическим консилиумам ДОУ и утверждению индивидуального плана работы. С середины месяца педагоги начинают заниматься с детьми и постепенно двигаться к поставленным на первое полугодие задачам. По такому же принципу выстроена и работа во втором полугодии.
Коррекция речи в таком случае ведётся в разных направлениях. Педагог одновременно развивает в ребёнке навыки, которые нуждаются в коррекции, а также работает с психическими и психофизиологическими функциями.
В коррекционных группах педагоги также уделяют внимание физической активности школьников. Казалось бы, упражнения на скорость, развитие мышц и координацию не играют важной роли в деле коррекции речи. Но это не так.
Ксения Кровко, директор АНО «Школа Героев»:
«Адаптивный спорт предоставляет целое “окно возможностей” для детей с особыми образовательными потребностями, включая тех, у кого обнаружены речевые нарушения. Мы верим и видим, что спорт и физическая активность положительно влияют на высшие психические функции, физические и социальные навыки у детей с особыми образовательными потребностями.
Целенаправленность и систематичность подобных занятий приводит к тому, что ребёнок незаметно для себя начинает следовать инструкциям, концентрировать внимание на сложных движениях, вырабатывая множество новых нейронных связей. Добиться этого помогают упражнения на межполушарное взаимодействие. Также на занятиях проводим упражнения, направленные на усвоение норм и правил поведения, развитие речи и навыков социального взаимодействия».
Получается, не стоит затягивать с консультацией. При первых подозрениях на речевые нарушения лучше сразу же обратиться к педиатру или логопеду. Так можно успеть вовремя выявить заболевание и вылечить дошкольника. Или понять, что всё в порядке, перестать волноваться и со спокойной совестью отстать от ребёнка с преждевременными разговорами.