Назад
views 214
calendar 03 мая 2024

Зачем нужны олимпиады для дошкольников и нужно ли к ним готовиться

Зачем нужны олимпиады для дошкольников  и нужно ли к ним готовиться
Фото: Roman Samborskyi, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Плюсы, минусы, какие есть варианты

Олимпиады особенно популярны сейчас у старшеклассников. Прежде всего из-за призов, самый ценный из которых — поступление в вуз на бюджетное место без результатов ЕГЭ. Дошкольникам ничего подобного за победу не обещают, и всё же олимпиады для участников в возрасте до 7 лет становятся всё популярнее. 

В этой статье вы узнаете, зачем родители отправляют дошкольников на олимпиады, кто поможет к ним подготовиться и как реагировать на победы и поражения ребёнка в олимпиадах. 

Плюсы олимпиад для дошкольников

Олимпиады помогают ребёнку развиваться в любом возрасте. В дошкольных олимпиадах задания несложные. Они больше не про знания, а про развитие навыков и качеств, необходимых в школе. 

Ускоряют саморазвитие

Это в старшем школьном возрасте фраза «Главное — не победа, а участие» звучит как слабое утешение, ведь победа означает зачисление на бюджет, 100 баллов по профильному предмету на ЕГЭ, дополнительные баллы при поступлении или деньги. Но с дошкольниками другая история: особых призов выиграть не получится. В лучшем случае за победу пришлют красочный диплом с цветочками и бантами в формате pdf или jpg, который, возможно, придётся распечатывать самому. 

Однако вне зависимости от результата участие в олимпиадах развивает у детей логическое мышление, аналитические способности и умение решать сложные задачи. Ценно даже само решение ребёнка попробовать свои силы в олимпиаде — значит, учёба ему интересна. Здорово, если дошкольник усидчиво выполнит все задания, — навыки концентрации будут полезны и в школе, и после её окончания. 

Показывают готовность к школе 

Результат олимпиады показывает готовность дошкольника к первому классу. Стоит обратить внимание на задания, с которыми ребёнок не справился. По возможности хорошо бы их проработать. 

В детском саду вряд ли воспитатель будет персонально разбирать с дошкольником именно его пробелы в знаниях. С этой задачей лучше справится репетитор: воспитатель и педагог по подготовке к школе. Достаточно хотя бы по паре индивидуальных заданий на каждую непонятную ребёнку тему — прицельно подтянуть недостающие умения и знания

Пробуждают азарт 

Участие в олимпиадах может помочь ребёнку адаптироваться к соревновательной среде. А это пригодится в школе, вузе, на работе и в целом в жизни. Первую олимпиаду лучше пройти в формате онлайн. Тогда ребёнок будет меньше переживать, если выиграет кто-то другой. А дальше можно пробовать и очный формат, если ребёнку понравится такой вид соревнований. Даже если во второй раз ребёнок не займёт призовых мест, это может развить в нём ценное качество — умение не останавливаться на достигнутом, продолжать развиваться и достигать новых высот. 

Расширяют кругозор

Олимпиады могут познакомить с новыми областями знаний и помочь выявить скрытые таланты и интересы. После олимпиады ребёнок, возможно, захочет глубже изучать предмет или заведёт новое хобби. Если у ребёнка познавательный или внешний вид мотивации, то олимпиада может стать дополнительным стимулом для развития учебных навыков и интереса к обучению.

Олимпиады для дошкольников — как подготовиться

Минусы олимпиад для дошкольников

И всё же участие в олимпиадах может представлять риск для детей дошкольного возраста.  

Перегружают и нервируют ребёнка

Подготовка к олимпиаде и вообще соревнования — это всё-таки нагрузка и стресс. Если переусердствовать во время подготовки, это может негативно сказаться на психологическом состоянии ребёнка. Дошкольник может выгореть, потерять интерес к учёбе или разочароваться в себе, если усилия по подготовке не увенчаются успехом. Особенно важно не допускать социальной изоляции: не подменять общение подготовкой к олимпиаде.

Непонятны многим дошкольникам 

Дети дошкольного возраста могут быть ещё недостаточно зрелыми для понимания правил и целей олимпиад. Они могут быть интересны в формате игры, развлечения, необычного упражнения, но ценность и смысл олимпиад способны понять далеко не все дети. 

Вызывают синдром отличника

Чрезмерный интерес к олимпиадам может быть небезопасен. Если придавать участию в олимпиаде излишнюю значимость, строго ругать за ошибки или непривычно задаривать за победу, это может развить у ребёнка синдром отличника. 

 Кристина Егорова, детский и семейный психолог:

«Синдром отличника формируется из-за того, что у ученика может создаваться ощущение, что его ценность как личности зависит только от академических достижений, то есть побед. Это может привести к недостатку самооценки вне области успехов на олимпиадах».

Минусы олимпиад для дошкольников объясняет детский и семейный психолог Кристина Егорова

Принцип участия в олимпиадах для дошкольников

В олимпиадах для детей 5–7 лет важно найти баланс. С одной стороны, не стоит навязывать ребёнку излишнюю нагрузку и стресс, связанные с подготовкой к олимпиадам. Хорошо оставить детство свободным и радостным, а не заполнять его постоянными тренировками и соревнованиями.

С другой стороны, полезно поощрять интерес ребёнка к видам деятельности, которые могут пригодиться на олимпиадах. Это может быть чтение книг, игры-головоломки, занимательные эксперименты или просто разговоры на интересующие темы.

Варианты, где попробовать силы 

Сейчас в сети много всероссийских олимпиад именно для дошкольников. Чаще всего их проводят по математике, развитию речи, окружающему миру, литературе и другим предметам. Больше всего олимпиад в онлайн-формате, реже они проходят офлайн. Участие платное, стоит обычно 100–300 рублей. 

После регистрации дошкольник выполняет задания и получает цифровой сертификат: часто диплом I или II степени. Его можно скачать, а ещё лучше — распечатать и разместить на видном месте: чтобы ребёнок помнил о своей победе и она вдохновляла его на новые достижения. 

Как подготовиться к олимпиаде для дошкольников

Можно специально не готовиться, а проверить знания в состоянии «как есть». А можно и подробно разобрать непонятные темы: это покажет ребёнку взаимосвязь усиленной подготовки и вау-результата. Подготовка пригодится не только перед олимпиадой, но и перед школой. Например, проще войти в учебный режим и настроиться на победы в олимпиадах дошкольникам помогут индивидуальные онлайн-занятия «Олимпиадный Лучик» в нашей школе «ИнтернетУрок». 

На занятиях мы проводим нестандартные игры и помогаем решать усложнённые задачи для дошкольников, которые не укладываются в рамки привычных действий. Мы рассматриваем такие задачи с точки зрения вычленения их компонентов. Даже если ребёнок с ходу выдаёт правильный ответ, мы обсуждаем, как именно он пришёл к этому ответу и как ещё можно решить задачу. Помимо таких заданий на курсе разбираем упражнения на логику, сериацию, классификацию и построение закономерности. А ещё задания, связанные с буквами, звуками, чтением. Всё это встречается в современных олимпиадах для дошкольников. 

«Олимпиадный Лучик» особенно полезен дошкольникам, которые уже знакомы с основами математики и чтения. Этих ребят мы учим решать нестандартные задачи олимпиадного типа в области математики и русского языка, а также применять алгоритмы мышления, рассуждать и искать неочевидные пути решения задач. Такие занятия могут быть основными или дополнительными к нашему или любому другому курсу подготовки к школе.

Олимпиадный Лучик
Индивидуальные онлайн-занятия с педагогом, увлекательные игровые задания
Подробнее Оставить заявку
Шапка

Как реагировать на результаты олимпиады

Выводы ребёнка после олимпиады сильно зависят от того, как родители преподнесут результат. Если не придать победе значения, ребёнок может потерять интерес к соревнованиям. Если слишком хвалить за победу или ругать за неудачу, ребёнок может решить, что оценки и победы важнее всего и что просто так его никто не любит. 

Скорее всего, ваш ребёнок выиграет свою первую олимпиаду. Современные варианты для дошкольников вообще редко подразумевают проигрыш. Обычно все участники получают дипломы. И задача родителей — грамотно отреагировать на победу. 

Кристина Егорова, детский и семейный психолог:

«Предположим, ребёнок выиграл. Первым делом важно поздравить ребёнка с его успехом, подчеркнув, что эта победа — результат его собственных усилий и труда. Этот опыт полезно использовать как стимул для дальнейших достижений: “Я тебя поздравляю! Очень классно, что ты смог показать на олимпиаде свои знания, ведь к ней ты готовился очень долго. Как думаешь, что именно помогло тебе одержать победу?” Подобные вопросы помогут закрепить мотивацию учиться».

Если ребёнок увлёкся олимпиадами, можно выбрать более сложную, с призовыми местами. Тогда ребёнок поймёт, что победа достигается не просто так — ради неё нужно потрудиться. А если дошкольнику не досталось призовое место, важно его поддержать. 

Кристина Егорова, детский и семейный психолог:

«Если ребёнок не выиграл олимпиаду, родителям важно помочь ему пережить поражение, извлечь уроки и продолжить двигаться вперёд. При этом рекомендую показать, что вы всё равно гордитесь своим ребёнком, в том числе затраченными усилиями. Подойдёт подобная фраза “Я тобой горжусь! Знаю, как ты готовился к этой олимпиаде. Как думаешь, чего тебе не хватило в этот раз для победы? Что в следующий раз ты изменишь в своей подготовке или в поведении во время олимпиады?” — такие вопросы помогут сменить упадническое настроение на планы на будущее».

Подытожим. Олимпиады для детей дошкольного возраста могут быть полезными. Но для этого важно не перегружать ребёнка подготовкой, а также грамотно реагировать на его победы и поражения по подсказкам из этой статьи. 

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru