Зачем нужны олимпиады для дошкольников и нужно ли к ним готовиться
Олимпиады особенно популярны сейчас у старшеклассников. Прежде всего из-за призов, самый ценный из которых — поступление в вуз на бюджетное место без результатов ЕГЭ. Дошкольникам ничего подобного за победу не обещают, и всё же олимпиады для участников в возрасте до 7 лет становятся всё популярнее.
В этой статье вы узнаете, зачем родители отправляют дошкольников на олимпиады, кто поможет к ним подготовиться и как реагировать на победы и поражения ребёнка в олимпиадах.
Плюсы олимпиад для дошкольников
Олимпиады помогают ребёнку развиваться в любом возрасте. В дошкольных олимпиадах задания несложные. Они больше не про знания, а про развитие навыков и качеств, необходимых в школе.
Ускоряют саморазвитие
Это в старшем школьном возрасте фраза «Главное — не победа, а участие» звучит как слабое утешение, ведь победа означает зачисление на бюджет, 100 баллов по профильному предмету на ЕГЭ, дополнительные баллы при поступлении или деньги. Но с дошкольниками другая история: особых призов выиграть не получится. В лучшем случае за победу пришлют красочный диплом с цветочками и бантами в формате pdf или jpg, который, возможно, придётся распечатывать самому.
Однако вне зависимости от результата участие в олимпиадах развивает у детей логическое мышление, аналитические способности и умение решать сложные задачи. Ценно даже само решение ребёнка попробовать свои силы в олимпиаде — значит, учёба ему интересна. Здорово, если дошкольник усидчиво выполнит все задания, — навыки концентрации будут полезны и в школе, и после её окончания.
Показывают готовность к школе
Результат олимпиады показывает готовность дошкольника к первому классу. Стоит обратить внимание на задания, с которыми ребёнок не справился. По возможности хорошо бы их проработать.
В детском саду вряд ли воспитатель будет персонально разбирать с дошкольником именно его пробелы в знаниях. С этой задачей лучше справится репетитор: воспитатель и педагог по подготовке к школе. Достаточно хотя бы по паре индивидуальных заданий на каждую непонятную ребёнку тему — прицельно подтянуть недостающие умения и знания.
Пробуждают азарт
Участие в олимпиадах может помочь ребёнку адаптироваться к соревновательной среде. А это пригодится в школе, вузе, на работе и в целом в жизни. Первую олимпиаду лучше пройти в формате онлайн. Тогда ребёнок будет меньше переживать, если выиграет кто-то другой. А дальше можно пробовать и очный формат, если ребёнку понравится такой вид соревнований. Даже если во второй раз ребёнок не займёт призовых мест, это может развить в нём ценное качество — умение не останавливаться на достигнутом, продолжать развиваться и достигать новых высот.
Расширяют кругозор
Олимпиады могут познакомить с новыми областями знаний и помочь выявить скрытые таланты и интересы. После олимпиады ребёнок, возможно, захочет глубже изучать предмет или заведёт новое хобби. Если у ребёнка познавательный или внешний вид мотивации, то олимпиада может стать дополнительным стимулом для развития учебных навыков и интереса к обучению.
Минусы олимпиад для дошкольников
И всё же участие в олимпиадах может представлять риск для детей дошкольного возраста.
Перегружают и нервируют ребёнка
Подготовка к олимпиаде и вообще соревнования — это всё-таки нагрузка и стресс. Если переусердствовать во время подготовки, это может негативно сказаться на психологическом состоянии ребёнка. Дошкольник может выгореть, потерять интерес к учёбе или разочароваться в себе, если усилия по подготовке не увенчаются успехом. Особенно важно не допускать социальной изоляции: не подменять общение подготовкой к олимпиаде.
Непонятны многим дошкольникам
Дети дошкольного возраста могут быть ещё недостаточно зрелыми для понимания правил и целей олимпиад. Они могут быть интересны в формате игры, развлечения, необычного упражнения, но ценность и смысл олимпиад способны понять далеко не все дети.
Вызывают синдром отличника
Чрезмерный интерес к олимпиадам может быть небезопасен. Если придавать участию в олимпиаде излишнюю значимость, строго ругать за ошибки или непривычно задаривать за победу, это может развить у ребёнка синдром отличника.
Кристина Егорова, детский и семейный психолог:
«Синдром отличника формируется из-за того, что у ученика может создаваться ощущение, что его ценность как личности зависит только от академических достижений, то есть побед. Это может привести к недостатку самооценки вне области успехов на олимпиадах».
Принцип участия в олимпиадах для дошкольников
В олимпиадах для детей 5–7 лет важно найти баланс. С одной стороны, не стоит навязывать ребёнку излишнюю нагрузку и стресс, связанные с подготовкой к олимпиадам. Хорошо оставить детство свободным и радостным, а не заполнять его постоянными тренировками и соревнованиями.
С другой стороны, полезно поощрять интерес ребёнка к видам деятельности, которые могут пригодиться на олимпиадах. Это может быть чтение книг, игры-головоломки, занимательные эксперименты или просто разговоры на интересующие темы.
Варианты, где попробовать силы
Сейчас в сети много всероссийских олимпиад именно для дошкольников. Чаще всего их проводят по математике, развитию речи, окружающему миру, литературе и другим предметам. Больше всего олимпиад в онлайн-формате, реже они проходят офлайн. Участие платное, стоит обычно 100–300 рублей.
После регистрации дошкольник выполняет задания и получает цифровой сертификат: часто диплом I или II степени. Его можно скачать, а ещё лучше — распечатать и разместить на видном месте: чтобы ребёнок помнил о своей победе и она вдохновляла его на новые достижения.
Как подготовиться к олимпиаде для дошкольников
Можно специально не готовиться, а проверить знания в состоянии «как есть». А можно и подробно разобрать непонятные темы: это покажет ребёнку взаимосвязь усиленной подготовки и вау-результата. Подготовка пригодится не только перед олимпиадой, но и перед школой. Например, проще войти в учебный режим и настроиться на победы в олимпиадах дошкольникам помогут индивидуальные онлайн-занятия «Олимпиадный Лучик» в нашей школе «ИнтернетУрок».
На занятиях мы проводим нестандартные игры и помогаем решать усложнённые задачи для дошкольников, которые не укладываются в рамки привычных действий. Мы рассматриваем такие задачи с точки зрения вычленения их компонентов. Даже если ребёнок с ходу выдаёт правильный ответ, мы обсуждаем, как именно он пришёл к этому ответу и как ещё можно решить задачу. Помимо таких заданий на курсе разбираем упражнения на логику, сериацию, классификацию и построение закономерности. А ещё задания, связанные с буквами, звуками, чтением. Всё это встречается в современных олимпиадах для дошкольников.
«Олимпиадный Лучик» особенно полезен дошкольникам, которые уже знакомы с основами математики и чтения. Этих ребят мы учим решать нестандартные задачи олимпиадного типа в области математики и русского языка, а также применять алгоритмы мышления, рассуждать и искать неочевидные пути решения задач. Такие занятия могут быть основными или дополнительными к нашему или любому другому курсу подготовки к школе.
Как реагировать на результаты олимпиады
Выводы ребёнка после олимпиады сильно зависят от того, как родители преподнесут результат. Если не придать победе значения, ребёнок может потерять интерес к соревнованиям. Если слишком хвалить за победу или ругать за неудачу, ребёнок может решить, что оценки и победы важнее всего и что просто так его никто не любит.
Скорее всего, ваш ребёнок выиграет свою первую олимпиаду. Современные варианты для дошкольников вообще редко подразумевают проигрыш. Обычно все участники получают дипломы. И задача родителей — грамотно отреагировать на победу.
Кристина Егорова, детский и семейный психолог:
«Предположим, ребёнок выиграл. Первым делом важно поздравить ребёнка с его успехом, подчеркнув, что эта победа — результат его собственных усилий и труда. Этот опыт полезно использовать как стимул для дальнейших достижений: “Я тебя поздравляю! Очень классно, что ты смог показать на олимпиаде свои знания, ведь к ней ты готовился очень долго. Как думаешь, что именно помогло тебе одержать победу?” Подобные вопросы помогут закрепить мотивацию учиться».
Если ребёнок увлёкся олимпиадами, можно выбрать более сложную, с призовыми местами. Тогда ребёнок поймёт, что победа достигается не просто так — ради неё нужно потрудиться. А если дошкольнику не досталось призовое место, важно его поддержать.
Кристина Егорова, детский и семейный психолог:
«Если ребёнок не выиграл олимпиаду, родителям важно помочь ему пережить поражение, извлечь уроки и продолжить двигаться вперёд. При этом рекомендую показать, что вы всё равно гордитесь своим ребёнком, в том числе затраченными усилиями. Подойдёт подобная фраза “Я тобой горжусь! Знаю, как ты готовился к этой олимпиаде. Как думаешь, чего тебе не хватило в этот раз для победы? Что в следующий раз ты изменишь в своей подготовке или в поведении во время олимпиады?” — такие вопросы помогут сменить упадническое настроение на планы на будущее».
Подытожим. Олимпиады для детей дошкольного возраста могут быть полезными. Но для этого важно не перегружать ребёнка подготовкой, а также грамотно реагировать на его победы и поражения по подсказкам из этой статьи.